Опрос: "Был ли в СССР 70-80-х годов товарный дефицит?"

vott.ru — Камрады, кто застал в разумном и относительно разумном возрасте СССР 70-х и 80-х годов, прошу для разрешения спора с оппонентом ответить на вопрос: "Имел ли место в позднем СССР товарный и продуктовый дефицит товаров первой необходимости?". По возможности, отпишите свои воспоминания в комментариях с указанием географии проживания и товарно-продуктовых групп.
Новости, Общество | AndroidSav1 12:58 22.11.2015
1029 комментариев | 28 за, 15 против |
#1 | 12:59 22.11.2015 | Кому: Всем
> "Был ли в СССР 70-80-х годов товарный дефицит?"

Опять та же дешёвая манипуляция. Мы обсуждали дефицит товаров жизненной необходимости.
#2 | 13:00 22.11.2015 | Кому: jf-3k
> Опять та же дешёвая манипуляция. Мы обсуждали дефицит товаров жизненной необходимости.

Товаров первой необходимости.
Добавил.
#3 | 13:02 22.11.2015 | Кому: Всем
Как приходит в голову фиксировать процесс в столь широком диапазоне и ждать простого ответа?
#4 | 13:04 22.11.2015 | Кому: PeterNOR
> Как приходит в голову фиксировать процесс в столь широком диапазоне и ждать простого ответа?

Ну, оппонент утверждает, что дефицита не было.
Я утверждаю, что был.
Оппонент предложил провести опрос контингента.

Поэтому такой вопрос.
Malganus
надзор »
#5 | 13:05 22.11.2015 | Кому: Всем
Западная Белоруссия. Основные группы продуктов были в достатке. Не сказать, что в изобилии, но в определенном ассортименте.

Насчет туалетной бумаги не скажу - нам газеты было некуда девать, благо сортир был системы "домик-пряник" )) Телевизор-утюг-пылесос просто покупались в магазине, безо всяких "доставаний" и блата. Дрова, уголь, торф, газ привозились по заявке в течение 1-2 дней.
#6 | 13:06 22.11.2015 | Кому: Всем
Был в середине-конце восьмидесятых. И довольно серьезный. Сахар по талонам, даже порошок стиральный. В магазинах шаром покати. Приходилось за банальной колбасой ездить в Москву. Но в разных местах было сильно по-разному. Допустим, в Белоруссии все было очень неплохо. В Ульяновской области тоже. Но талоны были на некоторые вещи практически везде.
#7 | 13:06 22.11.2015 | Кому: AndroidSav1
> Ну, оппонент утверждает, что дефицита не было.
> Я утверждаю, что был.

В данном диапазоне правы оба. А если к временнЫм координатам добавить ещё и территориальные? А если добавить градацию по категориям товаров?
#8 | 13:07 22.11.2015 | Кому: PeterNOR
> В данном диапазоне правы оба. А если к временнЫм координатам добавить ещё и территориальные?

Да.
Добавил в описании темы.
#9 | 13:08 22.11.2015 | Кому: AndroidSav1
> Ну, оппонент утверждает, что дефицита не было.

На жизненно важные товары. Ты опять интерпретируешь сказанное мной как тебе угодно.
Ты собирался обсудить удобство советской одежды, однако опрос составил соверешенно о другом.
#10 | 13:08 22.11.2015 | Кому: PeterNOR
> А если добавить градацию по категориям товаров?

Добавил в описание темы.
#11 | 13:09 22.11.2015 | Кому: Всем
От матери слышал такое:

До отъезда в Норильск (69 год где-то) в нашем уездном городке товаров на полках было завались. Ну, т.е. горы масла разных сортов, сыра и колбас, про бытовые товары народного потребления ничего не говорила. После возвращения (конец 70х) - все было сильно скуднее, но дифицита небыло. Юг Красноярского края. На севере, это понятно, всегда всего было в достатке.
Malganus
надзор »
#12 | 13:10 22.11.2015 | Кому: Всем
Латвия, Рига. Конец 70-х начало 80-х. Было, в принципе, всё. Но периодически что-то пропадало.
Помимо госторговли существовали колхозные магазины, магазины потребкооперации, где были всякие ништяки по ценам выше госторговли, но дешевле, чем на рынке. Были и "столы заказа", где можно было к празднику заранеее заказать икру-коньяк-сервелат.

Там же, вторая половина 80-х. Пропадать стало постепенно практически всё.
#13 | 13:10 22.11.2015 | Кому: jf-3k
> На жизненно важные товары.

Ты говорил про[censored]

> Ты опять интерпретируешь сказанное мной как тебе угодно.


Вообще-то это ты шельмуешь :)
#14 | 13:11 22.11.2015 | Кому: AndroidSav1
> Да.
> Добавил в описании темы.

Отвечаю: у нас в Норильске никаких дефицитов не было. Уехал оттуда в конце 89-го. Ассортимент промтоваров был несколько ограничен ввиду сложности доставки.
#15 | 13:11 22.11.2015 | Кому: Всем
Я как-то не замечал дефицита. Хотя... Москва, это как-то не показатель наверное.
#16 | 13:12 22.11.2015 | Кому: Всем
В военных городках мы ни в чем недостатка не испытывали
#17 | 13:14 22.11.2015 | Кому: Джо
> Я как-то не замечал дефицита. Хотя... Москва, это как-то не показатель наверное.

можно я поржу над этой фразой ?

во Владивостоке все отлично ощущалось.
Ястреб
надзор »
#18 | 13:14 22.11.2015 | Кому: Всем
Дефицит помню только горбачёвский. До него всё в магазинах было. В 88-м всё пропало. И завозилось иногда. В околотке сразу слух: в магазин такой-то завезли товар такой-то. И все бегом туда. Машина Москвич и Жигули были у всех, у кого были на авто деньги. У кого денег не было соответственно и машины не было. Жильё было у всех. Заграничные товары нужно было доставать. Это нельзя назвать дефицитом. Советские товары были рассчитаны на длительную эксплуатацию. Поэтому изобилие, как сейчас, не требовалось. Были проблемы с билетами на поезд. Машин было мало и все ездили по ЖД. Приходилось долго стоять, ждать. Простые вещи были доступны всегда. Эксклюзив и сейчас не везде достать. Либо очень дорого.
#19 | 13:15 22.11.2015 | Кому: Всем
> можно я поржу над этой фразой ?
> во Владивостоке все отлично ощущалось.

Ну, а чо? Поржи, ага. Я не против! :)
#20 | 13:18 22.11.2015 | Кому: Джо
> > можно я поржу над этой фразой ?
> > во Владивостоке все отлично ощущалось.
>
> Ну, а чо? Поржи, ага. Я не против! :)

не нормально, просто вспоминаю своё офигевание после переезда в Москву, как раз во времена Горбачевских ухудшений...
реально шаблон треснул)
#21 | 13:19 22.11.2015 | Кому: Всем
Московская и Калужская области.
Ел, одевался, ходил в кино и на концерты. Пепси-кола была дефицитом, да. Ещё поплавок долго не мог купить, который однажды видел в "Военторге".
Творог был рассыпным, хлеб не лежал месяц без изменений, в сметане ложка стояла. Тоталитарный ад, короче.
#22 | 13:19 22.11.2015 | Кому: Всем
Если сравнивать с нынешним состоянием, то, безусловно, был.Но я то жил тогда и мне хватало всего.Все необходимое в доме было..Некоторый дефицит наличности бывал .Это да.Но нас было семеро, а мать одна.Я младший.Интересно, выжил бы я в "романтические" девяностые...
#23 | 13:19 22.11.2015 | Кому: Всем
Нигде ничего не было, но у всех все было.
#24 | 13:22 22.11.2015 | Кому: Всем
Сам не застал, пишу со слов отца. Творог, сметана, курятина, гречка, фрукты — все, что сейчас достать легко и что сейчас покупаем каждый день, тогда достать было значительно труднее. Впрочем, проблемы с продуктами в нашей семье начались в другое время и в другом государстве.
#25 | 13:26 22.11.2015 | Кому: Всем
на горчичном масле готовить пробовали?
За отсутствием любых других альтернатив..
ну и дальше по списку по всем продуктам можно пройтись коме хлеба и рыбы.
сосиски на столе - это значит родители из командировки в Москву вернулись.
#26 | 13:28 22.11.2015 | Кому: jf-3k
> На жизненно важные товары.

Я вот несколько тем уже читаю и в этих темах ты пишешь: "товары ПЕРВОЙ необходимости". Вполне норм определение, узаконенное в нормах русского языка, есть даже определение этих товаров: туал. бумага, зубная счетка, и т. д.
Теперь ты пишешь: "Жизненно важные товары" - это вообще не определение, а какая-то херня и уж точно не товары первой необходимости, потому как жизненно важные определяет сам человек отдельно..
Так что же именно ты хочешь посмотреть? Почему при этом ТС не может понять, по твоему мнению, тебя? Или ты просто юлишь? Смотрится по-идиотски.
#27 | 13:29 22.11.2015 | Кому: Всем
Не скажу, что было все и завались. Город Братск, начало 80-х. Талоны. Однажды помню Талоны на сахар, масло, колбаса-мясо раздали в школе прямо на уроке. Но это было один раз. Очереди в магазин были. Дефицитный товар караулили. Ор в очереди типа "больше пяти банок сгущенки" или "двух кило сосисок" в одни руки не давать был. Магазины продуктовые особым ассортиментом не отличались. Постояв в этих самых очередях можно было "отовариться". Хорошо помню очереди за фруктами, и мороженым (для Братске это был дефицит, брали коробками). Гости с юга постоянно торговали фруктами, но только в сезон, цены были достаточно завышенные, раза в два точно. Но качество (спелость, зрелость) радовало. На рынке опять же брали мясо, сало. Цена в три четыре раза была выше магазинной. Что касается одежды и игрушек для покупки чего-то особенного нужен был фарт или связи. В остальном для непревередливого покупателя хватало всего. Вспомните фильм "блондинка за углом" с Миронов, так вот фильм в сценах из магазина, на мой взгляд просто документальный. Напротив, Конец 80-х начало 90-х было по жестче.
#28 | 13:30 22.11.2015 | Кому: PeterNOR
> в Норильске

Спросил у родителей - в 80-е годы дефицит на быт. товары был, но т. к. мать работала товароведом, конкретно в семье дефицита не было. Даже финские товары были. Машина (Москвич) по знакомству с парторгом (? - не знаю, как должность называется) в милиции, румынский стеллаж - по знакомству с директором магаза (был такой в Птз, "Карелия"), квартира по распределению от МВД, колеса к машине, масло, бензин - по знакомству из гаража милиции. При этом без знакомства нихрена не достать. 1980-е.
Как-то так.
#29 | 13:34 22.11.2015 | Кому: hemul
> Творог, сметана, курятина, гречка, фрукты — все, что сейчас достать легко и что сейчас покупаем каждый день, тогда достать было значительно труднее.

Не, дело было немножко в другом. В самом принципе организации торговли. Ведь как раньше отваривался продуктами?
Отстоял очередь к прилавку. За прилавком тётка. Я ей банку 0,5 и грю, типа мне 200гр сметаны, она черпаком начинает из бидона наливать. Налила. Ну, там +/-. Потом мне 0.5 кг колбасы, Она отпилила, взвесила, не хватает, ещё отпилила, взвесила. Ага. Теперь мне 300гр. сыра. Снова тётка пилит. Ещё половинку черного и батон белого. И ирисок 200гр. Вроде всё. Она мне сумму говорит и я тащусь в кассу. Там тоже очередь. Чел 3-5. Отстоял, оплатил. И снова к прилавку. Там, помимо основной очереди, ещё и очередь небольшая, с чеками. Отстоял, отдал чек, забрал своё.
Вотт по времени и получилось минут 30-40 и продуктов-то всего ничего. А сегодня за 10-15 можно это прогулочным шагом набрать.
И вотт я такой выползаю из гастронома и думаю, плять, как же я затрахался!
Ничего купить невозможно!!!
;)))
#30 | 13:38 22.11.2015 | Кому: Всем
[подписывается на комментарии, достает попкорн]

[censored]
#31 | 13:42 22.11.2015 | Кому: Всем
В начале 80-х, как командировка в сторону Урала - затаривались сливочным маслом и вперед. Без масла можно было не приезжать - местные не поняли бы:). Зато если в Днепропетровск, то впору было самому набивать чемодан всякими вкусностями, не говоря уж про столовку КБЮ - лучшая в отрасли:).
Ну, про одежду молчу. Чем дальше - тем хуже. Причем было ощущение, что все делалось по какому-то дьявольскому плану.:(
#32 | 13:47 22.11.2015 | Кому: Stvn2011
> Или ты просто юлишь?

Нет. Считаю эти определения одного и того же. Где увидишь "жизненно необходимые товары", читай "товары первой необходимости".
#33 | 13:48 22.11.2015 | Кому: Всем
В 80-м пришел из армии, потом - студент. До середины 80-х проблем не помню. А вотт ближе к 90-м, что б купить, например, молоко нужно было прийти прямо к открытию или сразу к концу обеда. Расхватывали все молочное моментально (Челябинск). Брал как минимум литр молока и кефир еще. И так каждый день. Как выпивали все это за день - загадка. Сейчас этот литр молока стоит дня три, на то же число едоков. Колбаса сейчас лежит навалом, но удовольствие от ее поедания ни хрена не получаешь. Помню купил как то сосиски где то в 95-м, поставил варить и отвлекся. Так они, подлые, растворились. Была милая однородная масса в кастрюльке. Да и уже классика: на рупь в столовке на работе (конец 90-х, Златоуст) уедался до отвала. И очень вкусно, кстати. И да, на рынке и в кооп все можно было купить, но дороже. И еще классика, сапоги всякие и прочее по записи на работе - это конец 80-х.
#34 | 14:00 22.11.2015 | Кому: Всем
87 год. Элиста, Калмыкия. Сахар пропал из повседневной продажи. Стал появляться эпизодически. выстраивались очереди. Давали по 1 кг в руки. Это одна сторона дефицита.
У нас в семье было 5 человек. Каждый привоз сахара стояли в очреди 2-3, брали 5 кг. - "еще у нас воооон там бабушка с ребенком". В результате в кладовке стояли 10-12 3-л банок с сахаром. Таким же образом появились несколько банок с рисом, гречкой, пшонкой, мукой. Потом шашель это добро съедала (кроме сахара, он каменел), выкидывали, делали запасы заново. Это другая сторона дефицита.

За копченой колбасой еще в 85-м, помню, очереди были всегда, так как с завода ее поставляли револьверно: партию раз в неделю завезли - весь микрорайон в магазине - за вечер разбирали весь завоз. Сам пацаном был неоднократно трамбован в колбасной очереди, брал кила 2, стоял, ну, раз в месяц. Это одна сторона.
В холодильнике у нас колбаса, как помню, была довольно часто. Основным питанием никогда не была. Я на нее вообще внимания не обращал, а в очередях стоял не по причине колбасожажды, мама поручение давала. Это другая сторона.

Выпускался из школы в 92-м, уже не в СССР. Туфли и пиджак на выпускной брали обходным маневром - в салоне для новобрачных.

Таких фактов можно понаписать с "Войну и мир". Другое дело - как их интерпретировать. Дефицит, или нет? Рукотворный, или нет? Кто участники и соучастники? ...
Ефрейтор
тупой резуноид »
#35 | 14:01 22.11.2015 | Кому: VINNEY
> В военных городках мы ни в чем недостатка не испытывали

Присоединяюсь - Сибирь, Алтайский край и Хакасия.(71-85г.г.)
Ястреб
надзор »
#36 | 14:05 22.11.2015 | Кому: Всем
Дефицита повсеместного, как пишут многие юмористы, у нас не было. Но было чрезвычайно интересно всё доставать. Сейчас купил новые кроссовки, а всем на это насрать. А тогда это был повод для празника. Общаться между собой было интересно. Делиться радостью и гордиться возможностями. И самое главное - не было груд азиатского ширпотреба.
#37 | 14:15 22.11.2015 | Кому: Всем
Был
#38 | 14:17 22.11.2015 | Кому: Всем
Думаю, что не было бы дефицита - не было бы талонов. А в конце 80-х они, талоны, были. У нас на Сахалине мясо и масло(при том что местной молочки:молоко-сливки-кефир - хоть попой ешь) были по талонам, родом из Австралии и Новой Зеландии.
#39 | 14:22 22.11.2015 | Кому: Всем
> Думаю, что не было бы дефицита - не было бы талонов.

[censored]

> А в конце 80-х они, талоны, были.


В конце 80-ых СССР уже практически не было.
#40 | 14:22 22.11.2015 | Кому: бывший
ИМХО, интерпретация уже давно готова - "несостоятельность социалистической модели государственного устройства". Просто агрессивно-тупые методы, типа рассказов о "тюрьме народов", в наше время уже плохо работают.
#41 | 14:28 22.11.2015 | Кому: Всем
Что есть товары первой необходимости? Каждый под этим своё понимает. Если товары, без которых совсем-совсем жить невозможно, то такого дефицита не было. К слову, к таким и туалетная бумага не относится, газеткой же можно. Буханка хлеба, стакан воды, крыша над головой и тепло, кровать, стол и стул, человеку немного нужно.

А вообще дефицит был, отрицать это невозможно и глупо. Родители рассказывали мне эпопею, как мне детскую кроватку покупали. 1979-й год, никакого Горбачёва ещё не было.

А для чего такой опрос? Какие выводы будут сделаны?
#42 | 14:33 22.11.2015 | Кому: Всем
Киров. В 83-84 году ввели талоны на колбасу и сливочное масло. В принципе месячной нормы хватало. Помню, ибо однажды был отправлен в магазин отоварить талоны и потерял их. Соль, мука, сахар, спички, хлеб, молоко, сметана, крупы кроме гречки - были. Куриные бройлеры синего цвета - были, яйца тоже. Мясо в магазине - набор из костей, покупали на рынке. Недорогая рыба была в наличии. Красная рыба и икра были дефицитом. Но на праздниках появлялись на столах. Пельмени и мороженое были не всегда, но дефицитом вроде не считались. Сыр тогда не ел, ничего сказать не могу. Овощи были. С фруктами по-сложнее, яблоки - были разные, по-лучше - реже, по-хуже чаще. Цитрусовые были в дефиците, хотя в школе их давали, под новый год подвозили мандарины. Иногда под праздники было не купить тортов, но это понятно.
Талоны на сахар, табак и алкоголь появились в 90-м году вроде.
#43 | 14:35 22.11.2015 | Кому: Михаил_20
> ИМХО, интерпретация уже давно готова - "несостоятельность социалистической модели государственного устройства".

Вот именно от этого ссср и развалилися, не от Афгана. не от цен на нефть. Даже национализм в большинстве был не от "кляты москали завоевали", а от "хватит кормить Москву".
sa
интеллектуал »
#44 | 14:40 22.11.2015 | Кому: Всем
От местного начальства очень многое зависело. Новосибирск например был "голодный город". А в соседней Кемеровской области изобилие. Помнится приехав в Новосиб в 88году я очень удивился отсутствию колбасы в магазинах.
#45 | 14:41 22.11.2015 | Кому: vadkov
> Вот именно от этого ссср и развалилися, не от Афгана. не от цен на нефть. Даже национализм в большинстве был не от "кляты москали завоевали", а от "хватит кормить Москву".

В своем окружении не слышал ничего подобного ни разу. С национализм проявляли лишь те, кто служил в армии сверхсрочную и у офицеров, в народе бродили анекдоты про евреев и армянское радио, русского, немца и поляка. Про чукч были анекдоты. Но никакого национализма в быту или в школе не было. В классе были евреи. Никаких проблем не было, дружили. Друг-еврей научил меня баловаться натриевой селитрой.

"Хватит кормить ... " - это очень свежий лозунг, ему лет 10-12 максимум.

ИМХО СССР развалился потому что в народе идея развития социализма и строительства коммунизма была заменена идеей потребления.
#46 | 14:42 22.11.2015 | Кому: Всем
Минск. вторая половина 80-х. Колбаса - только дешевые сорта, сыр - колбасный или плавленый. Остальное - достать только в заказах. Сосиски - только в столовых,или тоже в заказах.Фрукты, овощи - строго по сезону, мандарины-апельсины - под новый год. Практически не появлялись в открытой продаже бананы, сырки глазированные, натуральный кофе.

По бытовой технике - все было достаточно доступно, но по атомным ценам, телевизор 500-700 руб. Часто ломались.

Автомобиль - практически нереально, например родители своей очереди так и не дождались до 1991 года. Дали только дедам-ветеранам после 10 лет стояния.
#47 | 14:43 22.11.2015 | Кому: zaq1234
> "Хватит кормить ... " - это очень свежий лозунг, ему лет 10-12 максимум.

[censored]
#48 | 14:46 22.11.2015 | Кому: vadkov
И сколь лет этой бумажке?
#49 | 14:53 22.11.2015 | Кому: Всем
[censored] по современному Российскому законодательству.
sa
интеллектуал »
#50 | 14:54 22.11.2015 | Кому: Всем
по поводу дефицита - это как сказать. С одной стороны у населения не было проблем с деньгами и все хотели что то этакое. С другой стороны цены на товары были напечатаны прямо на заводской этикетке и магазины не имели права эти цены поднимать. Джинсов скажем в магазинах в свободной продаже не было хотя и по госцене они были недешевые. Ну это как если сейчас будет гигантская очередь в магазине за костюмами " от Версаче".
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.