Вопрос знатокам трудового законодательства

vott.ru — Как можно добиться восстановления премии... (подробности в первом)
Новости, Разное | Dim68 10:42 15.01.2025
52 комментария | 16 за, 0 против |
#1 | 10:43 15.01.2025 | Кому: Всем
Ситуация в общем такая.

Есть условная контора "А". Контора полностью официальная - даже можно сказать "госконтора". Т.е. должна 100% работать по ТК РФ. В этой конторе есть подразделение "А1", где работают сотрудники.
Начальник решил "повысить грамотность своих сотрудников" отправив их на учебу, которая абсолюно противоречит из служебным обязанностям, отраженным в соответствующем документе. Более того данная учеба
не имеет никакого не относяения "к фронту их работ". Просто решил "подстраховаться и прикрыть свою пятую точку". На что сотрудники скакзали, что им это нафиг не нужно иотказались учить неизвестно что,
не относящее к их работе. Начальник на сей демарш взял и (нет не уволил, и не отстранил от работы) лишил премии. Сделал он это устным распоряжением, нигде не отраженным. По трудовому договору есть
премиальный фонд, который распределяет именно начальник и размер/процент премии никак в друдовом договоре не прописан. В результате чего пол-года сотрудники получают премию в 5 раз меньше от первоначальной, до данного "конфликта интересов" ("листочки" со старой и новой премией в наличии).

Подскажите, кто знает. Как выйти из данной ситуации без увольнения с работы. А, лучше всего, как вернуть недополученую за пол-года премию. Есть-ли вообще выход.
#2 | 10:47 15.01.2025 | Кому: Всем
1. До этого случая премия выплачивалась регулярно?

2. В % от оклада?

3. Или какая то система КПЭ внедрена на предприятии?

Если 1, 2 - Да, то более чем реально вернуть.
#3 | 10:48 15.01.2025 | Кому: Всем
Премия - на то и премия, чтобы её платить на усмотрение работодателя.

С ходу, только шагать за голову начальника и разбираться там.
#4 | 10:50 15.01.2025 | Кому: AlexxWozHere
> Премия - на то и премия...

Нет. Если сотрудники, получающие её регулярно, относятся к ней как к части зарплаты.

Проходили уже.

По итогу включили 20% ежемесячной премии в оклад.
#5 | 10:51 15.01.2025 | Кому: iTRi
1. Да.
2. Нет (см выше)
#6 | 10:51 15.01.2025 | Кому: Всем
Как насчёт обратиться к Мальвине?
[censored]
#7 | 10:53 15.01.2025 | Кому: AlexxWozHere
> только шагать за голову начальника и разбираться там

Да. Жалоба в трудовую инспекцию решит на раз. Но это - конфликт с руководством. По итогу - неизбежно на выход.
#8 | 10:54 15.01.2025 | Кому: Dim68
Жалоба в трудовую.

Можно анонимно.

Готовится в ключе - регулярно получали премию как часть ЗП, но без оснований лишили, чем нарушили мои права.

Визита трудовой инспекции эти парни боятся как огня.
dym80
дурко »
#9 | 10:57 15.01.2025 | Кому: Dim68
> По трудовому договору есть
> премиальный фонд, который распределяет именно начальник и размер/процент премии никак в друдовом договоре не прописан.

По идее должно ещё быть положение о премировании или иной документ, в котором перечислены условия премирования.

ТК РФ Статья 135. Установление заработной платы

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.


Если копии нет, то можно запросить в отделе кадров. Обязаны выдать.
#10 | 11:05 15.01.2025 | Кому: Всем
> Лишить премии можно, только если сначала оформить дисциплинарное взыскание — замечание, выговор, увольнение.
> Нельзя депремировать, если об этом ничего не сказано в локальных документах или работник не ознакомился с такими документами.
> Работодатель может лишить сотрудника премии только за тот период, когда он совершил проступок, в зависимости от тяжести нарушения и его последствий, а не за весь год, пока действует замечание или выговор.
> Рискованно лишать премии, если из-за этого зарплата снизится более чем на 20%.

[censored]

> В результате чего пол-года сотрудники получают премию в 5 раз меньше от первоначальной, до данного "конфликта интересов" ("листочки" со старой и новой премией в наличии).


Так он лишил премии совсем или уменьшил её?
#11 | 11:06 15.01.2025 | Кому: iTRi
> Нет. Если сотрудники, получающие её регулярно, относятся к ней как к части зарплаты.
>
> Проходили уже.
>
> По итогу включили 20% ежемесячной премии в оклад.

Да.

Премия - это премия, вещь не обязательная. И отношение сотрудников - это их личная трудность, что мы видим на обсуждаемом примере.

Вот когда это официально становится частью оклада - это совершенно другое дело, оклад не платить нельзя.

И работодатели не так просто выделяют часть оплаты в премиальную часть - именно чтобы держать сотрудников в тонусе.
#12 | 11:06 15.01.2025 | Кому: Всем
Оставили без премии: есть ли смысл спорить?
[censored]
#13 | 11:06 15.01.2025 | Кому: iTRi
> > только шагать за голову начальника и разбираться там
>
> Да. Жалоба в трудовую инспекцию решит на раз. Но это - конфликт с руководством. По итогу - неизбежно на выход.

Я всё же имел ввиду вышестоящее руководство, а не трудовую инспекцию.

Там же, как я понял, руководитель подразделения зажимает премию, а не головное начальство.
#14 | 11:10 15.01.2025 | Кому: Всем
> отношение сотрудников - это их личная трудность...

Я ж говорю - проходили это.

По итогу до жалобы в Трудовую дело не дошло.

Руководство САМО прикинуло шансы и включило в оклад премиальную часть.

Если завтра не забуду - запрошу у кадров обоснование.
#15 | 11:10 15.01.2025 | Кому: Всем
Вотт это утверждение вызывает определенные сомнения:

>По трудовому договору есть премиальный фонд


поскольку в трудовом договоре обычно пишут о наличии в организации системы премирования, которая определяется положением о премировании и коллективным договором, где прописывают показатели и размеры материального поощрения. Для начала есть смысл ознакомиться именно с этими документами.
#16 | 11:12 15.01.2025 | Кому: AlexxWozHere
> руководитель подразделения зажимает

То есть подводит под монастырь высокое руководство.

Ну-ну...
#17 | 11:14 15.01.2025 | Кому: iTRi
Чем подводит? Перед кем?

Это часть его полномочий - распределить некий премиальный бюджет на его усмотрение. Именно это он и делает.
#18 | 11:40 15.01.2025 | Кому: iTRi
> относятся к ней как к части зарплаты.

Я конечно извиняюсь, но это очень странное высказывание. А если, например, я, такой яркий сотрудник, к служебному автомобилю/жилью отношусь как к своему собственному? Это так не работает.

Премии могут вообще лишить. Обязательной частью является сама ЗП, а премия на то и премия, что ее могут убрать или уменьшить, ее для того и выделяют и оговаривают отдельно. Решать надо на уровне самого руководителя и вышестоящих руководителей предприятия. Если организация "болото", то надо готовиться увольняться. Если руководство вменяемое, то договориться можно и без привлечения трудовых инспекций.
#19 | 11:54 15.01.2025 | Кому: TTimur
> если, например, я, такой яркий сотрудник, к служебному автомобилю/жилью отношусь как к своему собственному?

Не как к собственному, а как к обязательной возможности
И тут же оно играет иными красками, правда?
dym80
дурко »
#20 | 11:57 15.01.2025 | Кому: AlexxWozHere
> Это часть его полномочий - распределить некий премиальный бюджет на его усмотрение. Именно это он и делает.

Не на его усмотрение, а на основании выполнения условий премирования, прописанных в соответствующих документах. Сможет он обосновать почему сотрудники раньше получали вот такие премии, а с определенного момента стали получать вот такие? "Я начальник, я так захотел" не пройдёт.
#21 | 12:04 15.01.2025 | Кому: Всем
А чему учиться-то пытался отправить? Любопытно просто.
#22 | 12:12 15.01.2025 | Кому: Пальтоконь
> А чему учиться-то пытался отправить? Любопытно просто.

Инклюзивности и толерантности! )
#23 | 12:24 15.01.2025 | Кому: TTimur
> Премии могут вообще лишить. Обязательной частью является сама ЗП, а премия на то и премия, что ее могут убрать или уменьшить, ее для того и выделяют и оговаривают отдельно.

Ты малость путаешь премиальную часть оклада и премию, например, квартальную или годовую.
Та, что в части оклада заложена, может быть уменьшена на основании приказа о наказании, например. Для этого необходимо провести служебное расследование. Это всякие надбавки за особые условия труда, сложность и напряженность и прочее.
Чтобы её вернуть надо через суд обжаловать сам приказ.
А вот всякие КПИ и прочие премии за хорошую работу и красивое лицо можно сокращать по хотелке руководства. Достаточно написать соответствующий приказ. Но это должно быть согласовано с собственниками компании, поскольку премии закладываются в бюджет и просто так их сократить не получится - придётся обосновывать перед финансами возникшую экономию.
#24 | 12:26 15.01.2025 | Кому: Всем
Без изучения трудового договора сложно что-либо понять.
Если премирование четко не прописано в ТД, то там должна быть хотя бы отсылка к внутренним нормативным актам. Если отсылки нет, то премия в целом просто добрая воля работодателя и размеры её никак не регулируются. А вот с точки зрения бухгалтерии всё же должно быть основание для выплаты премии, хоть в каком то документе (распоряжении, акте) но размер должен быть зафиксирован и методика расчёта тоже. Если есть какой-то премиальный фонд, то его создание и распределение тоже в каком-то внутреннем документе прописано. Без ознакомления с этими внутренними документами можно только обсуждать - сволочь начальник или нет.
#25 | 12:26 15.01.2025 | Кому: dym80
>
> Не на его усмотрение, а на основании выполнения условий премирования, прописанных в соответствующих документах. Сможет он обосновать почему сотрудники раньше получали вот такие премии, а с определенного момента стали получать вот такие? "Я начальник, я так захотел" не пройдёт.

Если бы был прописан конкретный процент, то и тему не создавал-бы. Вопрос как раз в том, что пару лет сотрудники получали ххх рублей премии, а с пол-года (при выполнении тех же функций и без претензий к качеству работы) стали получать хх рублей премии.
#26 | 12:28 15.01.2025 | Кому: Пальтоконь
> А чему учиться-то пытался отправить?

Изучению Трудового Кодекса и финансовой грамотности!!!
dym80
дурко »
#27 | 12:53 15.01.2025 | Кому: Dim68
> Вопрос как раз в том, что пару лет сотрудники получали ххх рублей премии, а с пол-года (при выполнении тех же функций и без претензий к качеству работы) стали получать хх рублей премии.

Что тут можно сделать...
1) Зайти в отдел кадров и попросить копию положения о премировании или иного документа по которому начисляются премии сотрудникам организации. Чтобы узнать за что эту самую премию вообще дают или не дают.
2) Зайти в бухгалтерию и спросить почему размер премии изменился. Узнать дату и номер последнего приказа о премировании, попросить выписку из него - чтобы узнать за что такую премию начислили конкретно тебе. То же самое сделать для "старой" премии.
Имея эту информацию на руках уже можно будет оценить перспективы бодания за премию.

Скорее всего отдел кадров и бухгалтерия мигом сообщат наверх, что в отделе таком-то попахивает нарушением ТК и нас всех выебут возможны проблемы с трудовой инспекцией или прокуратурой.
#28 | 13:15 15.01.2025 | Кому: dym80
1. Премия дается по результатам работы и распределяется руководством (условно) по отработанным дням (табелю).
2. Не думаю, что "премирование начальником" из ФП оформляется отдельным приказом ((( Хотя вопрос можно поднять. Сенкс за наводку.
#29 | 13:16 15.01.2025 | Кому: speaktr
> А вот с точки зрения бухгалтерии всё же должно быть основание для выплаты премии, хоть в каком то документе (распоряжении, акте) но размер должен быть зафиксирован и методика расчёта тоже.

Спасибо за идею.
#30 | 13:19 15.01.2025 | Кому: Dim68
> Не думаю, что "премирование начальником" из ФП оформляется отдельным приказом

Так и только так. Иначе в налоговой не отчитаться, на каком основании деньги переведены.
dym80
дурко »
#31 | 13:24 15.01.2025 | Кому: Dim68
> 1. Премия дается по результатам работы и распределяется руководством (условно) по отработанным дням (табелю).

Нужно получить полный перечень: за что дают, за что могут лишить. Возможно, в документе сформулировано не совсем так, как рассказали работникам.

> 2. Не думаю, что "премирование начальником" из ФП оформляется отдельным приказом ((( Хотя вопрос можно поднять. Сенкс за наводку.


Бухгалтерия не может выдать ни копейки без документального основания. Нач. отдела не может прийти в бухгалтерию и сказать: "Девочки, в этом месяце премии будут такие". Должны быть документы.
Logen Logenov
интеллектуал »
#32 | 16:00 15.01.2025 | Кому: Всем
Премия должна отговариваться в трудовом договоре каждого сотрудника если таковая надбавка предусмотрена действующим Положением по оплате труда на предприятии, в положении чётко должно быть чётко прописано: размер премии для каждой категории работников предприятия, за выполнение каких показателей в % от тарифный ставки(должностного оклада)
В трудовом договоре работника относительно дополнительных надбавок и стимулирующих выплат
должна быть только одна запись - "согласно действующего Положения по оплате труда"
Если Положение по оплате труда на предприятии отсутствует и руководитель лично регулирует размер и критерии премирования это является грубым нарушением действующего трудового законодательства РФ (см ТК), но эти п... доры капиталистические давно забили огромный стальной болт на ТК, ещё со времен начала правления Шмеле. Который опустил ручки и сказал "кошмарить бизнес нельзя" и на сегодняшний день надзор за исполнением трудового законодательства находится в полной заднице и лютой либерастической коме.
#33 | 16:35 15.01.2025 | Кому: dym80
> Не на его усмотрение, а на основании выполнения условий премирования, прописанных в соответствующих документах. Сможет он обосновать почему сотрудники раньше получали вот такие премии, а с определенного момента стали получать вот такие? "Я начальник, я так захотел" не пройдёт.

Теория чудесная, конечно. Но в реальности никто "наверху", особенно в окологосударственной конторе не будет вникать ни в какие подробности. Дежурную докладную записку начальник пишет раз в месяц и на этом всё.

Так что пройдёт ещё как. И проходит, что характерно.
#34 | 18:50 15.01.2025 | Кому: SHOEI
> премиальную часть оклада

Нет такого понятия. Есть оклад и есть премия. Бывают различные виды тарифных систем, почасовая, сдельная по задачам (у водителей, курьеров и таксистов по выездам, с учетом расстояний) - там фиксируется (фиксируется) в трудовом договоре некая величина, которую можно умножить на некую измеримую меру работы сотрудника. И, еще раз повторюсь, есть премия, которую можно урезать по различным причинам (что тоже в договоре указываться должно и при устройстве на работу должно наводить на мысли). Да, премий может быть несколько, но они от этого в оклад не превращаются. Условно: все что выплачивается "по факту выхода на работу и штатного выполнения задач" это оклад, а все, что выплачивается в качестве оценки качества выполнения задач - премия.

>обосновывать перед финансами возникшую экономию

Да. Это если в организации ведется бюджетирование. В такой ситуации можно схлопотать урезание ФОТ отдела на следующий месяц (период планирования бюджета)
#35 | 19:07 15.01.2025 | Кому: Dim68
> А, лучше всего, как вернуть недополученую за пол-года премию. Есть-ли вообще выход.

Выхода, с точки зрения закона, нет, ибо премия это не обязательная выплата, а поощрение работника. Поощрять не обязаны вообще. Поощряют на усмотрение начальника, он вот так усмотрел. Вот если бы он попытался заработную плату сократить, оштрафовать как-то, ухудшить условия труда и т.д., то претензии можно было бы предъявить, а так нет.

> Как выйти из данной ситуации без увольнения с работы.


Про эту премию уже забыть, а в следующий раз выбрать одно из двух: или пойти и повысить грамотность (даже если она тебе кажется лишней, то в принципе, получение новых знаний, получение новых навыков, новые знакомства, совместные занятия с коллективом новой деятельностью - это всё тебе на пользу даже просто в смысле деятельности мозга и отношений с коллективом), или аргументированно убедить начальника, что именно тебе эти курсы не нужны (например, ты и так всё это знаешь - вот свидетельство, или у тебя какие-то форсмажорные обстоятельства, не позволяющие учиться (например, много мелких детей, родственник лежачий, не до учёбы тебе)), и чтобы он согласился с твоими доводами.
#36 | 19:11 15.01.2025 | Кому: iTRi
> Проходили уже.
>
> По итогу включили 20% ежемесячной премии в оклад.

А если бы не включили, то проходили бы вы мимо.

> сотрудники, получающие её регулярно, относятся к ней как к части зарплаты.


Пусть относятся хоть, как к манне небесной, их субъективное восприятие роли не играет никакой, с точки зрения закона.
#37 | 19:16 15.01.2025 | Кому: iTRi
> Готовится в ключе - регулярно получали премию как часть ЗП

И как ты собираешься это доказывать? Зачем ты даёшь человеку советы, которые ему добавят только проблем?

Начальство скажет, что раньше все работники работали хорошо - их всех и премировали в равной степени, а вот отказ от обучения ясно показал, что работники в различной степени прилагают усилия, следовательно, их и премировали соответственно - различно.
Инспекция, конечно, какие-то нарушения найдёт, себе ништяков отожмёт, но конкретный работник не получит всё равно свою премию, потому что она не его.
#38 | 19:18 15.01.2025 | Кому: dym80
> устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами

Это про системы надбавок и доплат, а премия это всегда поощрительная выплата, а обязанности поощрять всех нет.

Из твоей же ссылки
" Нельзя лишать работника премии, которая относится к обязательной плате за его труд. Если в локальном акте или трудовом договоре написано, что премия является частью зарплаты, которая ежемесячно в фиксированном размере начисляется работнику, то лишение такой премии незаконно."
Anton_Gebet
хамло »
#39 | 20:11 15.01.2025 | Кому: Всем
Если порядок и размер премирования не закреплен трудовым договором или иными правоустанавливающими документами, то "по умолчанию" премия выплачивается исключительно по воле работодателя.
#40 | 20:55 15.01.2025 | Кому: TTimur
> Нет такого понятия.

А какое есть?

Ты хоть не ленись, поделись отсылкой к закону, где описано понятие премии.

Надбавка за за классный чин или второе высшее образование - можно ли считать премией?
#41 | 22:15 15.01.2025 | Кому: SHOEI
> Надбавка за за классный чин или второе высшее образование - можно ли считать премией?

Нет, нельзя.

Надбавка - это надбавка. Если она предусмотрена законом или политикой предприятия, то это уже близкое к окладу понятие, которое забрать просто так нельзя.

Премия - это премия. Вещь сугубо необязательная.
#42 | 07:57 16.01.2025 | Кому: AlexxWozHere
Ну так я и интересуюсь.
Надбавку я обозвал премиальной частью оклада.

Меня лишали надбавки, когда дисциплинарно наказали за курение в кабинете.
Peacedata
надзор »
#43 | 08:47 16.01.2025 | Кому: iTRi
Трудно сказать, у нас в депо, есть пара машинистов, которые чуть, что идут в прокуратуру, трудовую инспекцию, суд. Так вот начальство боится их, как огня
dym80
дурко »
#44 | 09:47 16.01.2025 | Кому: AlexxWozHere
> Премия - это премия. Вещь сугубо необязательная.

Ты путаешь разовую премию, которая может быть начислена по решению руководителя (не является обязательной) и регулярную, которая прописана во внутренних документах организации и является обязательной (при выполнении соответствующих условий).
#45 | 12:49 16.01.2025 | Кому: SHOEI
> Надбавка за за классный чин или второе высшее образование - можно ли считать премией?

Нет. Сам же написал - надбавка. Или ее можно лишиться? Как-то можно даунгрейдиться по образованию? Не знаю, как потерять классный чин. Надбавка за выслугу лет ведь тоже надбавка а не премия? Выслугу лет тоже невозможно "уменьшить".
Согласен - есть "поощрение" сотрудника на выполнение неких нужных руководству действий, например получение доп. знаний, повышение квалификации, долговременную работу на предприятии, и прочее, тогда вводят такие надбавки. Ключевое отличие от премии в том, что один раз, приказом, введенная такая надбавка для сотрудника становится постоянной и никаким хотением непосредственного начальника ее нельзя уменьшить.

Ссылки к закону, увы, не могу поделиться, я описываю логику работы систем расчета ЗП на предприятиях.
#46 | 12:50 16.01.2025 | Кому: SHOEI
> Надбавку я обозвал премиальной частью оклада.
>
> Меня лишали надбавки, когда дисциплинарно наказали за курение в кабинете.

Понятно теперь. Это просто такой подход на одном конкретном предприятии. "Нельзя обобщать" - моя ошибка.
#47 | 14:16 16.01.2025 | Кому: SHOEI
> Меня лишали надбавки, когда дисциплинарно наказали за курение в кабинете.

Специфика конкретного предприятия. Вряд ли то, чего лишали, было действительно надбавкой типа уральских, за выслугу лет или за совмещение. Скорее всего по сути это тоже была некая премиальная часть, хотя и назвали надбавкой.
#48 | 14:17 16.01.2025 | Кому: dym80
> Ты путаешь разовую премию, которая может быть начислена по решению руководителя (не является обязательной) и регулярную, которая прописана во внутренних документах организации и является обязательной (при выполнении соответствующих условий).

Я ничего не путаю. Премия - это то, что можно не платить. В отличие от оклада. Понадобится обоснование - не сомневайся, обоснуют.
#49 | 14:53 16.01.2025 | Кому: AlexxWozHere
> Вряд ли то, чего лишали, было действительно надбавкой типа уральских, за выслугу лет или за совмещение. Скорее всего по сути это тоже была некая премиальная часть, хотя и назвали надбавкой.

Это была надбавка за сложность и напряжённость, и за особые условия труда.
dym80
дурко »
#50 | 15:05 16.01.2025 | Кому: AlexxWozHere
> Я ничего не путаю. Премия - это то, что можно не платить. В отличие от оклада. Понадобится обоснование - не сомневайся, обоснуют.

Может, хоть к прокурору прислушаешься:

Прокуратура Кировского района разъясняет

В локальных актах должны указываться условия выплаты премии. От этого зависит, является ли выплата премии для руководителя его обязанностью, либо это его право.

В том случае, если в локальных актах указано, что премия выплачивается и зависит от оценки труда работника, финансово-хозяйственных результатов организации и назначается по решению работодателя, то в данном случае это расценивается, как право руководителя.

Таким образом при рассмотрении вопросов о выплате премии работодателем дается оценка трудовой деятельности работника, по результатам которой руководитель может полностью лишить работника премии, снизить размер премии, либо выплатить в полном объеме.

Если в локальных актах, трудовом договоре указано, что премия входит в заработную плату (ежемесячно начисляется работнику в фиксированном размере), то премия выплачивается ежемесячно и обязательна для начисления и выплаты работнику.

За нарушение сроков выплаты премии, которая входит в заработную плату, начисляется работнику в фиксированном размере ежемесячно, работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ч.6,7 КоАП РФ.

В случае, если работнику выплатили премию с нарушением срока, установленного, в частности, локальным нормативным актом о премировании, то в соответствии со ст. 236 ТК РФ для руководителя наступает материальная ответственность в виде выплаты процентов на сумму премии за весь период задержки.

[censored]
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.