> Ждём интересных интерпретаций строк:
>
> Бразды пушистые взрывая,
> Летит кибитка удалая;
> Ямщик сидит на облучке
> В тулупе, в красном кушаке.
А чего не так?
Бразды = борозды (от полозьев).
Кибитка = "карета" на полозьях, крытые сани.
Ямщик = возница.
Облучок - доска, жердь поперёк саней/кибитки/повозки, на которой сидит возница.
Кушак = пояс.
Подписаться
«Бразды́ правления»: что за «бразды»? Связано ли это слово с «бороздой»?
Слово «бразды» попало в древнерусский язык из старославянского языка. Поэтому в нём нет полногласия (оро), которое наблюдаем в древнерусском слове «борозда», правда, с другим значением.
И тут обнаруживаем подвох! В словаре русского языка XI–XVII веков мы обнаруживаем два слова «бразда», омонимы: 1) борозда, яма, пашня (прочрьтетъ земьную бразду); 2) брозда, узда, удила, поводья (за бразды коня взявъ).
То есть ещё в древнерусском языке значения этого корня разделились. Но корень-то, видимо, один!
«Бразда» (борозда, длинная узкая яма) буквально это «след от прорезанного (сохой)», а «бразда» (удила) — «железный стержень, прикреплённый к ремням узды и вкладываемый в рот лошади при взнуздывании». По значению очень похоже литовское слово bruzdùklis «колышек для привязывания веревки; приспособление для зажима морды свиньи».
Праславянская основа *brbzda < *bhrzdha «бразда» образована с суф. -zdh-a (как «звезда») от корня *bhr- > *bher-/*bhor- «быть острым, колоть, резать» (по этимологическому словарю Г. П. Цыганенко).
Со временем у слова «бразда» (удила) развилось переносное значение, отсюда и устойчивое сочетание «бразды правления» (держать власть в своих руках), и слово «броздодержатель»/«браздодержатель» (правитель, самодержец). А старославянский аналог («бразда») древнерусского слова «борозда» (длинная узкая яма) вышел из употребления. Но встречается в текстах классиков, например, у А. С. Пушкина: «Бразды пушистые взрывая, летит кибитка удалая».
Нельзя не вскрыть один из весьма бородатых баянов:
Было это в самом конце нулевых. Одна знакомая учительница начальных классов поведала на собрании родителям первоклашек, как их чада рисовали картинку по известному четверостишью А.С.Пушкина:
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая.
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Ну, начнем с того, сказала учительница , что из всех слов самыми понятными детям были "тулуп" и "кушак". Кибитка в представлении детишек оказалась летательным аппаратом. Почему? Ну как, написано же "летит кибитка удалая". У некоторых она оказалась еще и похожей на кубик (КУБитка). Летающая удалая кибитка занимается весьма воинственным делом - она взрывает. Что, или, вернее, кого? Ну конечно «бразды пушистые». Это в представлении детишек зверьки такие ну (пушистые же!).Эдакая умозрительная помесь бобра с дроздом. То, зачем вообще кибитка стреляла в «браздов», детей не смутило, ну стихи такие - и на бедных пушистых «браздов» посыпались с кибитки гранаты и бомбы. Дальше ещё интереснее. За геноцидом «пушистых браздов» наблюдала некая загадочная личность в тулупе и красном кушаке и с лопатой. Это ямщик. Носитель тулупа и кушака, по мнению детей, никакого отношения не имеет к кибитке и творимым ей безобразиям. Почему с лопатой, это осталось загадкой, но с чем же ещё сидеть загадочному ямщику. Самым же трудным словом оказался облучок. Часть детей вообще не поняла, что это такое и с чем его едят, в результате ямщик с лопатой оказался сидящим на "пятой точке". В других вариантах детского творчества ему предлагалось сесть на маленький обруч (обр(л)учок) и, балансируя лопатой, наблюдать за методичным уничтожением «браздов». В результате, констатировала учительница, большая часть класса изобразила некоторый собирательный образ творимого кибиткой безобразия, а именно: - Над землей несется кубическая летающая хреновина, сбрасывающая бомбы. Под ее смертоносными ударами летят кровавые ошметки несчастных «пушистых браздов», а за всем этим, балансируя на обруче на краю вырытой ямы, меланхолично наблюдает некая люмпенская личность в тулупе и красном кушаке, с лопатой.
> Эх, бывало, взрывал я пушистые бразды в общаге филфака!
Победой над филолухами можно только стыдиться. гордиться нельзя. :) Даже победой над женской частью филолухов не стоит гордиться - медички доступнее и изобретательнее! И в случае чего даже попытаются вылечить... :)
> Вот всю жись думал, что бразды, это и есть бразды
Вообще довольно просто различать старославянские (1-ый столец) и древнерусские (2-ой столбец) формы слов:
бразда - борозда;
брег - берег;
град - город (тут оказывается, что слова "гражданин" и "горожанин" родственны);
врата - ворота;
враг - ворог;
благо - болого (см. Бологое);
одежда - одёжа;
невежда - невежа;
длань - долонь (которая потом стала "ладонь");
смрад - смород (в смысле сильный запах, отсюда и ягода смородина и сказочная река Смородина);
глас - голос;
глава - голова.
Ну и так далее.
И, камрады, обратите внимание на косую изгородь (ака журавлиное крыло)!
Это прям раритет, сейчас такие редко делают
Раньше старики в деревне говорили - Для изгороди бери жердь осиновую, а кол (имеется ввиду столб) - можжевеловый. И ограда будет вечной.
Так эта огорОда, скорее всего, сотню лет уже пережила - ничего удивительного. По крайней мере, осиновые жерди, когда высыхают, неподвержены никакой гнили.
Это я как деревенский заявляю!
Камрад, до меня только сегодня твой вопрос дошёл:D
Если говорить про сороку на птицу (а я про неё подумал), то не знаю как называли.
А вот есть "сорока" в смысле одежда, которая в современном русском языке звучит как "сорочка", дак вот она была по-старославянски "срака" или "срачица".
надзор »