Здравствуй, Дедушка Мороз

vott.ru
Картинки, Общество | Tellur 06:55 31.12.2023
19 комментариев | 35 за, 3 против |
#1 | 06:55 31.12.2023 | Кому: Всем
[censored]
#2 | 06:59 31.12.2023 | Кому: Всем
[censored]


Сказочных новогодних персонажей придумали давным-давно и не в России — подавляющее большинство светских обрядов и традиций имеют в основе своей древние зловещие ритуалы.

К примеру, нарядные ёлки, ставшие символом нового года. У ранних кельтов ель считалась обиталищем лесного духа, требовавшего кровавых жертв — внутренностей людей и животных, которые друиды регулярно развешивали на ветвях дерева. Когда окрепшая христианская церковь запретила жертвоприношения, народы Европы заменили внутренние органы шарами из дерева, которые в дальнейшем стали стеклянными, а кишки — тряпочными и бумажными гирляндами. И вот она, нарядная, на праздник к нам пришла…

Добрый дедушка Мороз и его западный прототип Санта Клаус произошли от древнего и злобного кельтского божества, Великого Старца Севера, повелителя ледяного холода и пурги. Он тоже ходил по домам с холщовым мешком, но не раздавал подарки, а собирал жертвоприношения, которые ему недодали в течение года. Визит Старца с мешком не предвещал ничего хорошего: как правило, после его ухода в доме оставались только обледеневшие трупы. Для того чтобы оградить свой поселок от ужасного визита, друиды приносили свирепому божеству общую жертву — в мороз раздевали и привязывали к дереву юную девственницу. Именно ее замерзший, покрытый инеем труп и стал прообразом веселой Снегурочки, сопровождающей Деда Мороза.

В привычном для нас облике доброго и симпатичного старичка Дед Мороз появился лишь в 1840-м году в рассказе князя Владимира Одоевского «Мороз Иванович». Это была литературная обработка народной сказки «Морозко» — вот там-то как раз и шла речь о недобром старике, очень напоминавшем кельтского Великого северного старца, который не понравившуюся ему ленивую девушку насмерть заморозил (в смягченном варианте писателя ленивице достается не смерть, а всего лишь ожерелье из сосулек). Персонаж «Морозко» народ представлял также в виде старца, который своим посохом управлял кончиной всего живого. В зимние солнцестояния этого дедулю надо было умилостивить. Ублажали его все той же юной девственницей, которую привязывали к дереву (не обязательно к ели) и оставляли замерзать в дикий мороз.

Если за день «Снегурочка» застывала — значит, жертва принята. И мешок Деда Мороза тоже поначалу был предназначен для сбора подношений. А посохом своим мерзкий старик колотил непослушных детей или запугивал их страшными сказками. Если проанализировать сказку «Морозко» на соответствие древним языческим обрядам, то всё- всё подтверждается. При внимательном чтении, в этой небольшой сказке, можно узнать много интересного - сказка наглядно показывает обряд, сродни тому, что проводили кельты, принося в жертву девственниц Старцу Севера.

А вот герои сказки: «типовой набор» многих русских сказок. Дед, дочка, мачеха и сводная сестра. Почему мачеха, а не мать. Скорее это уже более поздняя трансформация, а вначале могла быть и мать. Дело в том, что исходя из христианского мировоззрения, сложно объяснить, как родная мать могла отправить свое дитя на смерть, а мачеха очень даже способна! И вот зима. Трескучие морозы. Время Старца Севера. Дед погоревал, но дочку повез, видать знал о подобных вещах, лишних вопросов не задавал. Привез он девушку в лес и оставил под елкой.

Елка… ну не спроста она в сюжет введена. Ель — священное дерево у кельтов. Вечнозеленое. Дерево, в котором живут духи или боги. Наша новогодняя елка — то самое жертвенное дерево, у которого кельты совершали и человеческие жертвоприношения. Итак, жертву оставили замерзать у священного дерева. А старик спокойно отправился домой. По поводу разговоров девушки и Морозко, это уже скорое литературные прикрасы, дабы как-то объяснить счастливое спасение. Интересно другое. Мачеха справляет тризну по жертвуемой девушке, с чего это вдруг, она же ее любила? Блины жарит, непременный атрибут поминок. И уж совсем нелогично выглядит приказ старику ехать во второй раз в лес, забирать «останки». Ну и путь себе валяются, дикие животные растащат и следов не останется. Значит нужно, причем обязательно.

Ответ у кельтов! Они навещали жертву, смотрели через какой-то промежуток времени, жива она или нет. Если еще жива — то бог жертву не принял и ему могли преподнести новую девушку. Что и мы видим в сказке Морозко, когда мачеха взамен падчерицы, отправляет свою дочь, которую бог уже принял. Конечно, народ придал некоторую литературность, объяснив спасение одной добротой, а гибель другой «неуважением к старшим». Но это уж спустя века, когда, наверное, и про обряд этот забыли, а сказка осталась.

Кстати, почему в роли подобного посланника выступает, как правило, девочка, это легко объяснимо. Земельный надел по традиции, отмерялся по количеству мужчин в семье, женский рот в лютую годину мог оказаться лишним, поэтому и жертвовали в первую очередь тем, кто для семьи представлял наименьшую ценность. Увы!
#3 | 07:31 31.12.2023 | Кому: Tellur
> западный прототип Санта Клаус произошли от древнего и злобного кельтского божества

Святой Николай? Странно.

> Визит Старца с мешком не предвещал ничего хорошего


А Крампус кто тогда? Одни вопросы.
#4 | 07:34 31.12.2023 | Кому: Всем
Надо детишкам в садике рассказывать.
#5 | 08:01 31.12.2023 | Кому: Сын Агропрома
> Надо детишкам в садике рассказывать

[censored]
#6 | 08:08 31.12.2023 | Кому: Всем
Очередная фэнтези графомания. К кельтам, Морозкам и Снегуркам отношения не имеет.
Ttt107
интеллектуал »
#7 | 08:23 31.12.2023 | Кому: Maks_77
> Очередная фэнтези графомания. К кельтам, Морозкам и Снегуркам отношения не имеет.

С интересом выслушаю вашу версию.
#8 | 08:32 31.12.2023 | Кому: Ttt107
> С интересом выслушаю вашу версию.

Как известно, Дэд Мороза придумали Комиссары в кожаных изделиях на голое тело, которые с голыми маузерами выскакивали из подновогодних бань и гонялись за комсомолками-нудистками-древосексуалками по заснеженному лесу!!! С целью почитать им выдержки из писем Маркса Каутскому, разумеется.
#9 | 08:40 31.12.2023 | Кому: Maks_77
> Очередная фэнтези графомания. К кельтам, Морозкам и Снегуркам отношения не имеет.

Но в целом, западно-европейские сказочки в массе своей все циничные гаденькие и с плохим концом.
Это чтобы детки с пеленок осознавали всю печаль бытия.

И только добрые большевики облагородили западные сказочки и "модифицировали" - есть мораль, есть победа добра над злом.
Да и герои в них всегда понятны - этот плохой, а этот хороший.
Ttt107
интеллектуал »
#10 | 09:17 31.12.2023 | Кому: Enigma
> Но в целом, западно-европейские сказочки в массе своей все циничные гаденькие и с плохим концом.

Наши, славянские, тоже очень недобрые. Их Бажов "улучшил".

[censored]
#11 | 09:29 31.12.2023 | Кому: Ttt107
Бажов, имеешь в виду?
Ttt107
интеллектуал »
#12 | 09:31 31.12.2023 | Кому: Кардиолог
Так точно
#13 | 09:41 31.12.2023 | Кому: Ttt107
Бажов не наши улучшал, он доносил в доступной форме угро-финский уральский эпос
#14 | 11:26 31.12.2023 | Кому: Ttt107
> С интересом выслушаю вашу версию.

Склеп тут всё правильно написал
#15 | 11:46 31.12.2023 | Кому: Tellur
> друиды приносили свирепому божеству общую жертву — в мороз раздевали и привязывали к дереву юную девственницу.

> Ублажали его все той же юной девственницей, которую привязывали к дереву (


> сродни тому, что проводили кельты, принося в жертву девственниц Старцу Севера.


Опасно было в те времена девственницей быть.. Но есть же решение!
#16 | 11:48 31.12.2023 | Кому: саврей
> А Крампус кто тогда? Одни вопросы.

А Крампус - это недоработка Святой Инквизиции. При язычестве он являлся аналогом нашего Деда Мороза (злого) и должен был быть полностью замещен образом Св.Николая (доброго), но вместо этого почему-то стал его спутником и антиподом.
#17 | 12:09 31.12.2023 | Кому: Strider
> вместо этого почему-то стал его спутником и антиподом.

Собутыльник.
Злой брат-близнец
#18 | 12:38 31.12.2023 | Кому: Всем
[censored]
stan4420
надзор »
#19 | 13:50 31.12.2023 | Кому: Tellur
> У ранних кельтов ель считалась обиталищем лесного духа, требовавшего кровавых жертв

откуда информация?
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.