Художник Верещагин. Картина: "Побежденные. Панихида"

avatars.mds.yandex.net — Третьяковская галерея. Вживую производит более сильное впечатление, чем знаменитый "Апофеоз войны". Третьяковская галерея.
Картинки, Культура | Artfarm 16:56 22.10.2022
10 комментариев | 187 за, 0 против |
#1 | 16:57 22.10.2022 | Кому: Всем
[censored]
#2 | 16:59 22.10.2022 | Кому: Всем
Немного об истории этой великой картины:
В октябре 1877 года в болгарской деревне Телиш, отбитой русскими войсками, Верещагин увидел свидетельство издевательств турок над телами павших русских егерей, воспринятое им как обобщенный символ войны. Под впечатлением пережитого он написал картины: «Побежденные. Панихида» (1878–1879, Третьяковская галерея) и «Победители» (Национальный музей «Киевская картинная галерея» ).
Картина изображает панихиду по убитым русским воинам, проходящую под открытым небом. Зритель не сразу различает распростертые на земле тела, не сразу обращает внимание на свежевырытую братскую могилу и деревянный крест в левой части полотна. Но приглядевшись, он в ужасе видит изуродованные обнаженные трупы солдат, их отрубленные руки и головы, едва присыпанные землей. Кому-то, по воспоминаниям художника, турки отрезали под Телишем пальцы и вложили их в рот, кому-то вырезали православные кресты на лбу или на спине. Раздеты егеря были преднамеренно: не только для того, чтобы было чем поживиться врагу, но и чтобы легче было скрыть эти нечеловеческие зверства, присыпав трупы землей. Поэтому и сам художник (в реальности), и зритель (уже по замыслу автора) на картине – не сразу различают в бескрайнем поле обнаженные человеческие тела. «Все без исключения раненые наши под Телишем были предварительно прирезаны и изуродованы турками, и вместе с убитыми обшарены и раздеты догола. Товарищи их, егеря, собрали разбросанные по полю битвы тела, положили их рядом перед общею могилою. Священник отслужил панихиду…» – писал Верещагин в каталоге выставки 1883 года в Санкт-Петербурге.
#3 | 17:25 22.10.2022 | Кому: Всем
Верещагин поместил действие своей картины в окрестности болгарского села Телиш, расположенного неподалеку от Плевны. Именно здесь развернулись самые тяжелые бои за стратегически важный транспортный узел, открывавший русским войскам дорогу к Константинополю. Из-за целого ряда неверных решений руководителей русской армии три штурма Плевненской крепости обернулись неудачей и большими потерями.

Наученные горьким опытом, русские генералы решили начать блокаду Плевны. Для этого надо было изолировать два подхода к крепости: через Горный Дубняк и Телиш. Лейб-гвардии Егерский полк стал главной ударной силой атаки на Телиш. Наступление 12 октября 1877 года закончилась плачевно — гвардейцы отошли, потеряв убитыми более 1000 солдат. Именно этот эпизод и лег в основу картины.

В Телише художник оказался сразу после боя: «Погода была закрытая, пасмурная, неприветливая, и на темном фоне туч две фигуры, ясно вырисовывавшиеся, привлекли мое внимание: то были священник и причетник из солдат, совершавшие божественную службу».

Верещагин с ужасом описывал поле, покрытое изуродованными трупами, между которыми бегали собаки.

«Впереди лежавшие были хорошо видны, следующие закрывались более или менее стеблями травы, а дальних почти совсем не видно было из-за нее, так что получалось впечатление, как будто все громадное пространство до самого горизонта было устлано трупами», вспоминает Верещагин.

Его до глубины души возмутило, что никто не организовал погребения павших. Вернувшись из поездки в Телиш, он сразу же рассказывает своему приятелю, генералу Струкову, об увиденном и настаивает на подобающем погребении. На следующий день генерал лично руководил погребением солдат в братской могиле.

Сам священник, ставший героем картины, отчаянно защищал полотно от недоброжелательных отзывов, подтверждая, что так все и было. Верещагин больше всего поражался тем, кто, по его словам, «допуская даже правду изображения, упрекали художника за то, что в помощь склоненной над трупами фигуры священника не прибавлено хоть незначительного луча с неба из нависших туч».
#4 | 17:33 22.10.2022 | Кому: Всем
> В октябре 1877 года в болгарской деревне Телиш, отбитой русскими войсками, Верещагин увидел свидетельство издевательств турок над телами павших русских егерей

Сто с гаком лет прошло, две мировые войны, атомные удары, компьютеры и цифровизация, а в сознании людей - ничего не изменилось: всё так же измываются над телами убитых и издеваются над пленными.
#5 | 17:41 22.10.2022 | Кому: Kaktus
> Сто с гаком лет прошло, две мировые войны, атомные удары, компьютеры и цифровизация, а в сознании людей - ничего не изменилось: всё так же измываются над телами убитых и издеваются над пленными.

ну так из перечисленного ничего такому поведению не противоречит, те же посылки- те же следствия
#6 | 17:46 22.10.2022 | Кому: Всем
Мне всегда казалось, что они не присыпаны, а припорошены снегом.
#7 | 18:42 22.10.2022 | Кому: Копарь
Вживую действительно похоже на снег, так как сама картина в приглушённых тонах. Кстати, я открыла для себя эту картину пару лет назад. Была в Третьяковке. Чтобы прошмыгнуть в зал Репина, нужно пройти через зал Верещагина. Так как батальная живопись не моё, я всегда этот зал проскакивала. А тут что-то заставило поднять глаза и простоять около картины минут 10 в полном шоке. Картина действительно завораживает. Хотя умом понимаю, что это известные приёмы художников: картина написана почти в полный человеческий рост, оттого ты ощущаешь, будто смотришь на живую ситуацию, а не на картину; само полотно не контрастно, потому взгляд спокойно скользит по композиции, пока ум тихонько о××××ет от сюжета и так далее. И вот это все в купе производит совершенно ошеломляющее впечатление! Будто из тёплого мира тебя вытащили и показали всё молча и без купюр. Долго я отходила от картины. До любимого Репина ноги так и не дошли в тот раз
#8 | 18:50 22.10.2022 | Кому: Всем
У этой картины есть свое "продолжение". Уверена, она производит такое же сильнейшее "обухопоголовное" впечатление. Вживую не видела: картина в Киеве. Название: "Победители (мародеры)":
[censored]
#9 | 18:52 22.10.2022 | Кому: Всем
То есть обе картины по задумке художника должны находится рядом, так как описывают одно и то же событие: смерть русских солдат от турков
#10 | 05:44 23.10.2022 | Кому: Всем
Ни разу не особый любитель живописи, но при посещении Третьяковки только произведения Верещагина впечатлили особо - "как будто обухом по голове". После этого даже купил книгу с цветными репродукциями картин Верещагина. Но в живую картины автора производят больший эффект.
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.