Братья помогут

bbc.com — Baykar представила концепт завода по производству беспилотников, планируемый к строительству в Киевской области
Новости, Разное | Ля Шене 08:52 11.09.2022
19 комментариев | 39 за, 2 против |
#1 | 08:52 11.09.2022 | Кому: Всем
Братья Байрактар: деньги не приоритет, наша поддержка на стороне Украины
Джафер Умеров & Татьяна Януцевич
Би-би-си
26 августа 2022
Беспилотники Байрактар стали своеобразным символом украинского сопротивления в войне России против Украины, а само слово "Байрактар" стало неотъемлемой частью популярной культуры. За созданием этих беспилотников сегодня стоят два брата Халук и Сельчук Байрактар. Братья редко дают интервью, но согласились поговорить с корреспондентами Би-би-си Джафером Умеровым и Татьяной Януцевич.
Мы встретились с братьями Байрактар в их офисе в отдалённом районе Стамбула. Территория и само здание больше напоминают кампус западного университета, а не компанию, где производят военные беспилотники, изменившие ход войн в разных районах мира.
При входе для сотрудников выставлен большой выбор бесплатных книг по истории Османской империи, а рядом - книги о том, как правильно делать намаз. Мало кабинетов и много открытого пространства. Ощущение, что мы находимся в университете, придают и сами сотрудники - средний возраст, по словам братьев, 29 -30 лет.
На втором этаже три кабинета подряд - по одному для каждого из братьев.
Интервью у нас было согласовано с двумя старшими, как оказалось, младший брат Ахмет не публичен и, по словам пресс-службы, не занимается беспилотниками.
Дверь в его кабинет была открыта, и в клубе сигаретного дыма нам удалось увидеть большой турецкий флаг и герб Османской империи на стене.
Кабинеты шли по старшинству, как бы напоминая о том, что мы находимся в консервативной Турции, где семье придают большое значение.
Подпись к фото,
Халук Байрактар с гордостью показывает украинский орден "За заслуги", который ему вручал лично президент Зеленский
Самый первый кабинет у старшего брата - Халука. В компании он занимает должность СЕО, генерального директора.
В его кабинете светло, на стене висит картина украинской хаты из янтаря, на журнальном столике мягкая игрушка - беспилотник Bayraktar TB2 с трезубцем.
А первым делом он с гордостью показал государственный орден "За заслуги", который получил в Киеве из рук президента Украины Владимира Зеленского в 2020 году.
В разговоре Халук часто упоминает отца Оздемира Байрактара, который скончался в прошлом году. В интервью об отце вспоминает и средний брат Сельчук, который работает техническим директором компании и считается "архитектором дронов Bayraktar".
Стать зятем Эрдогана
В 2016 году семья Байрактар породнилась с президентом Турции Эрдоганом: Сельчук женился на дочери Эрдогана Сюмейе
Халук говорит, что любовь к авиации привил ему именно отец, который был пилотом-любителем. Оздемир Байрактар в 1984 году создал компанию по производству запчастей для автомобилей.
Кроме производства, он активно занимался политикой, благодаря чему познакомился с нынешним президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом (правда, тогда он им еще не был).
Оба были членами запрещенной в 1998 году исламистской Партии благоденствия. Власти посчитали, что партия подрывает светские ценности, на которых основана современная Турция первым президентом республики Кемалем Ататюрком. Впоследствии партия перерегистрировалась под именем Партии справедливости и развития, и теперь является правящей партией Турции.
А в 2016 году два политика с родственными взглядами породнились официально: Сельчук женился на дочери Эрдогана Сюмейе. И это вызвало у многих в Турцию критику, что связь с главой страны стала основой процветания семейного бизнеса.
Сельчук с этой критикой не согласен.
"Мы запустили производство БПЛА еще в 2000-х годах, и в некотором смысле этому посвятили свои жизни мой отец, брат, мама, да и я сам", - говорит он. Свадьба с дочерью Эрдогана была в 2016 году, напоминает Сельчук, и к тому времени первые беспилотники, Mini и Bayraktar TB1, уже были разработаны.
Сельчук отмечает, что после брака появилось больше политической критики, но жизнь его мало изменилась.
По словам братьев, семья Байрактар всегда жила "на производстве", и они с самого детства приучились к работе на фабрике: помогали с программированием станков и совмещали это с учёбой в школе.
Подпись к фото,
Братья Байрактар отвергают критику о том, что родство с президентом Турции Эрдоганом стало основой успеха их бизнеса
Сельчук в то время учился в одном из самых престижных лицеев страны - американском колледже Роберт в Стамбуле.
Оба брата получили высшее образование в Турции и США, где Сельчук специализировался на производстве беспилотников.
Закончив учёбу, вернулись на родину, чтобы "развить технологические способности своей страны" и начали работать в компании отца Baykar.
"Знаменосцы авиации" и "равноправного мира"
Братья говорят, что производство беспилотников начинали с очень маленькой командой инженеров и вкладывали в компанию лишь личные средства.
Одной из главных составляющих их успеха считают постоянное общение с турецкими солдатами, реальным участниками боевых действий, что, по их словам, помогает обновлять дроны в соответствии с требованиями и нуждой военных.
На вопрос, почему военные дроны были названы их фамилией, братья отвечают, что Байрактар в переводе с турецкого означает "знаменосец" и они посчитали это название идеально подходящим для их дронов.
"Мы хотели быть знаменосцами в области авиации, где происходит смена парадигмы", - говорит Сельчук.
Халук же на вопрос, что для них лично значит "Байрактар", ответил, что хочет, чтобы дроны внесли свою лепту в создание более справедливого и равноправного мира.
Тут мы плавно перешли в разговоре к теме войны в Украине, где дроны Bayraktar ТВ2 активно используются украинской армией против российских войск.
Видео того, как эти дроны уничтожают российскую бронетехнику, разлетелись по всему миру.
А для украинцев турецкие дроны стали своеобразным символом сопротивления российской агрессии. Про них начали писать песни, в их честь называют детей и домашних питомцев, и постепенно слово "Байрактар" заняло свою нишу в популярной культуре страны и украинской диаспоры по всему миру.
Подпись к фото,
Сельчук Байрактар назвал российское вторжение в Украину "несправедливой и незаконной войной"
Братья открыто поддерживают Украину и уже несколько раз бесплатно передавали дроны украинским военным, а собранные волонтёрами деньги направляли на нужды украинских беженцев.
На вопрос, что он чувствует от того, что "Байрактары" стали для украинцев своеобразным символом свободы, Халук отметил, что гордится тем, что разработанные ими технологии поддерживают Украину в борьбе за независимость.
Он добавил, что Украина борется за свободный мир. А Сельчук назвал российское вторжение в Украину "несправедливой и незаконной войной", а украинский народ благородным.
Как братья Байрактар помогают Украине
Сотрудничество Baykar с Украиной началось до полномасштабного вторжения России в Украину. После того, как Россия аннексировала украинский Крым и начала военную поддержку так называемых "ДНР" и "ЛНР", Киев начал искать разные способы защиты.
Халук говорит, что власти Украины обращались ко многим странам с просьбой передать беспилотники, однако, по его словам, лишь Турция согласилась на сделку.
"Системы Bayraktar используются в Украине с 2018 года, - напоминает он. - В то же время с Украиной были подписаны очень важные проекты в оборонной промышленности, которые будут способствовать нашему сотрудничеству в различных технологических областях".
По словам Халука, специалисты компании обучили многих украинских военных управлять дроном Bayraktar TB2, а недавно в результате российской атаки погиб подружившийся с братьями офицер украинской армии - оператор БПЛА: он скончался в результате ранения.
Представители компании Baykar присутствовали на его похоронах, и братья хотят помочь его семье.
Подпись к фото,
Халук Байрактар настаивает, что ничто не затмит сотрудничества компании с Украиной и деньги здесь не первостепенны
"Когда началась война, мы отправили десять грузовиков гумпомощи, будь то продовольственная помощь, детское питание или предметы гигиены. Украина - это страна, с которой у нас тесные отношения. Мы разделяем боль украинцев и ценим их успешную защиту своей земли и их героическую борьбу", - говорит Халук.
Все это звучит благородно, но есть критики, которые указывают, что Украина - это всего лишь рынок сбыта, куда Baykar продает свое оружие. Что отвечают им братья Байрактар?
Халук не скрывает, что коммерческие интересы присутствуют. Но с начала войны компания приложила много сил для сотрудничества с Украиной. "Для нас приоритетом является установление крепких отношений и развитие сотрудничества, которое принесёт пользу обеим сторонам", - уверен он.
Да, подтверждает он, с началом российской войны в Украине интерес к дронам "Байрактар" вырос, выросли и продажи. До войны в Украине, дроны успешно использовались Азербайджаном в войне с Арменией в Нагорном Карабахе, а также в Сирии и Ливии. И часто по ту сторону конфликта была Россия.
"Деньги не являются приоритетом"
Была ли реакция со стороны России? - вопрос напрашивается сам собой.
"Мы компания, которая разрабатывает технологии, - говорит Халук. - У нас свои цели. Мы пытаемся внести вклад в развитие своей страны, а также стран, с которыми имеем стратегическое сотрудничество. Мы не используем эти технологии сами. Мы, разработав, передаём их в использование другим".
Он напоминает, что, например, в Украине дроны используют украинские военные и именно они принимают решение, когда их использовать.
"Всё так же, как и с другими продуктами. Конечно, к сожалению, в российских СМИ мы видим клевету, так как наши системы уничтожают их ПВО и бронетехнику. Но в конце концов, мы компания, которая предоставляет технологии", - говорит он, а как они используются, это уже решение других людей.
При этом он не скрывает, что беспилотники "Байрактар" вносят "вклад в борьбу Украины за независимость и мы работаем над тем, чтобы этот вклад был внесен наилучшим возможным способом".

"А если Москва предложит вам большую сумму денег, продадите им тоже?" - спрашиваем мы.

"Деньги не являются для нас приоритетом. Деньги и материальные ресурсы никогда не были целью в нашем бизнесе, - уверяет Халук Байрактар. - С Украиной наша дружба и сотрудничество длятся уже много лет. Поэтому сколько бы денег нам ни предлагали, честно говоря, не может быть и речи о том, чтобы в данной ситуации передать им их [Москве дроны]. В этот период вся наша поддержка полностью на стороне Украины. Поскольку у нас очень крепкая связь, и Украина подвергается очень несправедливой, агрессивной и необоснованной атаке. И поэтому, ничто не затмит наше сотрудничество с Украиной, независимо от того, какая сумма будет предложена, наша позиция по этому поводу ясна".


Интервью мы провели в день, когда президент Турции Эрдоган на собрании своей партии заявил, что якобы Владимир Путин хочет сотрудничать с Байрактарами.
Пресс-служба посоветовала Халуку не использовать фамилию Путина в своем интервью, а лишь сказать "Россия". А Сельчук и вовсе отказался комментировать, ссылаясь на то, что это вопрос государственного уровня. Однако из слов Халука понятно - сотрудничества братьев Байрактар с Россией не будет, по крайней мере пока идёт полномасштабное вторжение российских войск в Украину.
На вопрос, кто всё-таки решает, кому поставлять военные дроны, Халук ответил, что это решение как компании, так и турецкого государства. Однако, похоже, что последнее слово все же за Анкарой, которая принимает во внимание и свои внешнеполитические интересы.
Известно, что Москва проявляла интерес к иранским беспилотникам Shahed 129. Сельчук говорит, что не знает технических характеристик иранских дронов. Но добавляет, что "Байрактар" - лучший в своём классе.
"В мире нет другого беспилотного летательного аппарата, который так хорошо себя зарекомендовал в ходе сражений", - подчеркивает он.
#2 | 08:56 11.09.2022 | Кому: Всем
Мы сами братья, всем братьям братья!
https://vott.ru/entry/617960?cid=7357222
#3 | 10:04 11.09.2022 | Кому: Всем
> Деньги не являются для нас приоритетом. Деньги и материальные ресурсы никогда не были целью в нашем бизнесе, - уверяет Халук Байрактар.

Вот есть же ответственные бизнесмены! Не то что некоторые.
Radogosh
надзор »
#4 | 10:10 11.09.2022 | Кому: Всем
А они сразу и место расположения завода сообщат чтобы в день открытия накрыть все это дело калибрами?
#5 | 10:12 11.09.2022 | Кому: Всем
#удар_в_спину
#6 | 10:13 11.09.2022 | Кому: Radogosh
> А они сразу и место расположения завода сообщат чтобы в день открытия накрыть все это дело калибрами?

ну, может они не бояться?
Kosttt
идиот »
#7 | 10:27 11.09.2022 | Кому: Ля Шене
Не боятся, конечно. Деньги то уже освоят к тому времени
БаронХ
надзор »
#8 | 10:31 11.09.2022 | Кому: Всем
где тэг #это надолго ?
#9 | 10:38 11.09.2022 | Кому: Radogosh
> А они сразу и место расположения завода сообщат чтобы в день открытия накрыть все это дело калибрами?

Меня пугает мысль, что они его построят, а калибры туда по "неизвестной" причине не прилетят. Возможно из-за этой "неизвестной" причины они так себя и ведут.
Escalador
своевременно подпущенный »
#10 | 10:42 11.09.2022 | Кому: Всем
Сельчук?..

[censored]
Escalador
своевременно подпущенный »
#11 | 10:45 11.09.2022 | Кому: Freund
> Меня пугает мысль, что они его построят, а калибры туда по "неизвестной" причине не прилетят

Я так думаю, если построят, то и не прилетят. Иначе никто стройку не затеет
#12 | 11:03 11.09.2022 | Кому: Radogosh
> А они сразу и место расположения завода сообщат чтобы в день открытия накрыть все это дело калибрами?

Завод будет кочующим!!!

[censored]
#13 | 11:34 11.09.2022 | Кому: Radogosh
Думаешь, смогут завод секретно построить? Тут только в воле проблема. Как по мне, так пусть строят, а вот за день до открытия уже того (или себе забрать).
#14 | 11:36 11.09.2022 | Кому: Freund
А братьям-то чего, они ж не за свои строить и проектировать будут. Хоть вулкане действующем построить согласятся.
#15 | 11:38 11.09.2022 | Кому: Escalador
Почему стройку не затеет никто? Байрактарам денежки, украинской власти денежки покрасть в процессе, а будет ли в итоге завод- всем затевателям глубоко наплевать.
Escalador
своевременно подпущенный »
#16 | 12:28 11.09.2022 | Кому: Мышка
> Почему стройку не затеет никто? Байрактарам денежки, украинской власти денежки покрасть в процессе, а будет ли в итоге завод- всем затевателям глубоко наплевать.

А, ну если третья сторона бесконтрольно профинансирует, то да. Вполне варьянт
#17 | 12:44 11.09.2022 | Кому: Escalador
А у третьей стороны тоже есть, кому денежки прикарманить по пути, да и напечатать можно, или отжать у кого-то.
Escalador
своевременно подпущенный »
#18 | 12:47 11.09.2022 | Кому: Мышка
> А у третьей стороны тоже есть, кому денежки прикарманить по пути, да и напечатать можно, или отжать у кого-то.

Ну, вобщем, в теории конечно да, но списать завод за здорово живешь - это масштаб. Может и настолько свободно деньги льют, но -- не знаю, не знаю.
#19 | 13:33 11.09.2022 | Кому: Escalador
Так тут чего: америкосы печатают или отжимают денежки, а потом дают их украм под залог чего-то, попутно воруя, либо в долг (а что, а вдруг); укры, страшно воруя, заказывают проектные работы и строительство туркам, которые, страшно воруя, потихоньку все это делают, попутно еще производители материалов и техники тоже участвуют. Скорее всего деньги пару раз закончатся в процессе, и можно будет попросить еще, или СВО закончится, или укровласть, или случайное происшествие какое случится.

В итоге: денежки попилены, обломки - вот они, долги отдавать некому и нечем, либо они повешены на государство (если таковое будет, или в виде репараций на другое государство, если вдруг сбудутся их мечты), то есть на людей, как всегда. И при этом все участники не при делах.
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.