Как из "бегемота" пугало сделали

author.today — памятник Александру III и его злоключения
Картинки, Общество | El sordo 21:40 27.01.2022
7 комментариев | 80 за, 0 против |
#1 | 21:40 27.01.2022 | Кому: Всем
Почтенный Замполит сегодня[censored] знаменитый памятник Паоло Трубецкого. А я как раз недавно про него писал.

Третий номер новорожденного журнала "Крокодил" от 10 сентября 1922 года открывался вот этой карикатурой художника Моора.


[censored]


И это сущая правда - на знаменитом памятнике действительно одно время было высечено это четверостишие Демьяна Бедного:

ПУГАЛО

Мой сын и мой отец при жизни казнены,

А я пожал удел посмертного бесславья.

Торчу здесь пугалом чугунным для страны,

Навеки сбросившей ярмо самодержавья.


[censored]


Хотя вот на этом снимке с демонтажа памятника надпись видна лучше:


[censored]


Этому монументу, созданному по заказу Николая Второго и его семьи, надо сказать, не везло с самого начала и скандалы сопровождали его с рождения.

В первом туре конкурса ни один из проектов не удовлетворил Комитет, поэтому сроки конкурса были продлены на несколько месяцев. И лишь во втором туре, после долгих колебаний, члены Комитета остановили свой выбор на проекте итальянского скульптора русского происхождения Паоло Трубецкого.

[censored]

Портрет Паоло Трубецкого кисти Ильи Репина

С учетом того, что одним из самых активных членов «Комитета по организации конкурса и сооружению памятника Александру III в Москве» был двоюродный брат победителя, московский губернский предводитель дворянства Петр Трубецкой, сразу же начались разговоры о коррупции.

А пока для монумента выбирали место с помощью вот такой вот модели, вокруг памятника шли ожесточенные дискуссии.

[censored]

С самого начала памятник многим не нравился. К примеру, великий князь Владимир Александрович считал его настоящей карикатурой на своего брата, но на установке памятника настояла вдова покойного императора, которой работа Трубецкого неожиданно понравилась. Николай Второй, хоть и подчинился воле матери, памятником был очень недоволен, и даже строил планы перевести скульпптуру в Иркутск, «отправить его в ссылку в Сибирь, подальше от своих оскорблённых сыновьих глаз».

В итоге создателя неоднозначного памятника де-факто даже не пустили на церемонию торжественного открытия - в российском консульстве ему проволынили оформление бумаг с разрешением на въезд.

[censored]

Торжественное открытие памятника

Ну а в народе открытие памятника вызвало бурю эмоций. По воспоминаниям Корнея Чуковского, художник Илья Репин на открытии памятника громко закричал: «Верно! Верно! Толстозадый солдафон! Тут он весь, тут и все его царствование!». Позже Репин и сам высказался по поводу памятника, описав его несколько аллегорически: «Россия, придавленная тяжестью одного из реакционнейших царей, пятится назад».

А художник Борис Кустодиев писал жене: "Видел вчера вечером памятник Александру III. Очень смешной и нелепый, лошадь совсем без хвоста, с раскрытым ртом, как будто страшно кричит, упирается и не хочет идти дальше, а он сам нелеп и неуклюж, особенно комичное впечатление сзади! Спина как женская грудь и лошадиный зад без хвоста. Кругом масса народа, очень меткие и иронические замечания делают…".

[censored]

Народ действительно шутил вовсю. Хрестоматийным стал стишок:

Стоит комод,
На комоде бегемот,
На бегемоте обормот,
На обормоте шапка,
На шапке крест,
Кто угадает,
Того под арест.

А известный поэт и журналист Александр Рославлев сочинил неприличную по тем временам эпиграмму:

Третья дикая игрушка
Для российского холопа:
Был царь-колокол, царь-пушка,
А теперь ещё царь-жопа.

[censored]

Можете себе представить, какое веселье началось после революции, когда над "батюшкой-императором" стало можно издеваться невозбранно. Причем я говорю не про большевиков - низводить и курощать памятник принялись сразу после Февральской революции. Согласно решению комиссии Временного правительства памятник периодически становился основой для различных декоративных композиций, создаваемых к различным революционным событиям. Вот, например, как он выглядел на Первомайских праздниках 1917 года.

[censored]

Большевики продолжили традицию монументо-троллинга, причем частушкой Демьяна Бедного не ограничились. В 1927 году, например, к 10-летию Октября, известный архитектор Иван Фомин, избранный академиком еще до революции, в созданной на Знаменской площади композиции посадил "предпоследнего царя" в клетку.

[censored]

Тем не менее скандальный памятник после революции простоял еще двадцать лет. Демонтировали его только в 1937 году в связи с прокладкой трамвайных путей по Невскому проспекту. Но, в связи с несомненной художественной ценностью, передали в фонды Русского Музея, во внутреннем дворе которого он и простоял все советское время.

[censored]

Любопытно, что его автор, Паоло Трубецкой к моменту демонтажа стал убежденным фашистом и активно ваял скульптуры зигующего Муссолини - известно как минимум три его работы, изображащие дуче.

[censored]

П. Трубецкой. Всадник Дуче. Фашизм. 1935.

Они были лично знакомы и Трубецкой писал вождю итальянских фашистов: "Мне захотелось отразить Ваш Образ не в реалистическом изображении, а в символическом видении сильной, здоровой Идеи Фашизма, который все преодолевает, все завоевывает, все побеждает".

[censored]

Лучше уж "на бегемоте обормот"!

После того, как Советский Союз прекратил свое существование, в 1994 году памятник Александру Третьему был перевезен на новое место и установлен перед входом в Мраморный дворец, ставший филиалом Русского музея. Раньше там стоял броневик, с которого выступал В.И. Ленин.

Такой вот нехитрый символизм.

[censored]

Там он и стоит до сих пор. Правда, в 2013 году тогдашний министр культуры Владимир Мединский попытался вернуть памятник Александру III на историческое место, но Законодательное собрание Санкт-Петербурга идею переезда памятника на площадь Восстания отвергло.

________

Эта история - из моего нового проекта "История в карикатурах".

Суть проекта проста - каждый день я показываю читателям какую-нибудь занятную карикатуру из журнала "Крокодил" и коротко рассказываю про нее. Начал я с 1922 года, с первых номеров журнала "Крокодил". Буду понемногу складывать из карикатур мозаику нашей истории столетней давности.

Пока проект живет в "Телеграмме" - еще одной площадке, которую я пытаюсь освоить. Надо только разобраться, как там людей привлекать. ))) Канал так и называется - "История в карикатурах" - @cartoon_history

Если кто есть в "Телеге" - подписывайтесь![censored] Ну а если кто-то сможет прорекламировать проект - моя благодарность, естественно, не будет иметь границ.

И как вам, кстати, идея?

Автор Вадим Нестеров
#2 | 02:51 28.01.2022 | Кому: Всем
Что-то знакомое, оказывается, вот: https://vott.ru/entry/601548?cid=7019335

Кстати КрАЗ 1994-го с самодельным спальником - тоже история. Что за один из мостов, по которому он тащит памятник?
#3 | 04:13 28.01.2022 | Кому: Всем
В каменты там фанаты РКМП набежали.
von_herrman
надзор »
#4 | 05:34 28.01.2022 | Кому: Beholder
> Что за один из мостов, по которому он тащит памятник?

Большой Конюшенный мост
#5 | 05:43 28.01.2022 | Кому: Всем
[censored]
#6 | 09:12 28.01.2022 | Кому: Skaalex
> В каменты там фанаты РКМП набежали.

И ничего, что об этом памятнике их любимец Николай 2 был очень отрицательного мнения.
#7 | 18:55 28.01.2022 | Кому: Всем
Хотел, камрад, подписаться на тебя в автортудее, глянул - а уже оказывается давно подписан!
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.