Про авиационную промышленность Российской империи

youtu.be — Очень толково и познавательно. Но, в качестве комментария (не опровергающего высказанное в ролике, а в качестве дополнения) в первок комменте приведу главу из книжки Шаврова.
Видео, Наука | von_herrman 19:32 29.01.2021
3 комментария | 27 за, 2 против |
von_herrman
надзор »
#1 | 19:34 29.01.2021 | Кому: Всем
История конструкций самолетов до 1938г, глава "Авиаматериалы, полуфабрикаты и покупные изделия в русском самолетостроении"

В деревянных и смешанных конструкциях русских самолетов применялись следующие основные материалы и полуфабрикаты: дерево и фанера (переклейка), сталь листовая и прутковая, трубы стальные, латунь и медь листовые и прутковые, трубы латунные и медные, алюминий листовой, проволока струнная и вязальная, трос стальной, полотно, клеи, лаки, краски.

Основной древесной породой была сосна русская (объемная масса 0,5 и более) и американская (спрус, орегон-пайн, объемная масса 0,4—0,45). Сосна русская применялась по возможности с 10— 12-годовыми слоями на 1 дюйм радиуса, в этом случае объемная масса была около 0,5. Но приходилось применять и северную сосну с очень тонкими слоями и объемной массой 0,7—0,8 при соответственно большей прочности.

Изредка применялась ель. На гнутые детали шел ясень. Для деталей особо прочных применялись иногда тропическое дерево гикори, бук (для костылей), дуб, береза, красное дерево и другие породы, но все это в очень малом количестве. Колобашки в лонжеронах крыльев делались в основном из липы. Каркас корпусов лодок и поплавков строился полностью из ясеня. В сухопутных самолетах и в крыльях летающих лодок сосна составляла 90—95 % всего дерева. Были разработаны точные технические условия на древесные материалы.

Фанера (ее называли переклейкой, а до того арборитом) изготовлялась в России еще с 80-х годов. В XX веке производство фанеры получило широкое развитие, было много фабрик и заводов, выпускавших главным образом березовую фанеру на столярном клее, реже — осиновую. Единственный завод Лютера в Ревеле (Таллине) выпускал березовую фанеру на казеиновом клее, а из обычной лучшей считалась фанера, выпускавшаяся заводами Старо-Русским и Парфинским. В самолетостроении применялись сорта А и 1.

Из листовой стали (и в трубах) употреблялась только мягкая, с пределом прочности 35—45 кг/мм2, сталь холоднокатаная и горячекатаная. Лучшей считалась холоднокатаная. Марка стали во внимание не принималась. Из прутковой стали изготовлялись почти исключительно токарные детали.

Стальные трубы считались дефицитным товаром и их рекомендовалось избегать в конструкциях. Широкого сортамента их не было. Завод “Дукс”, строивший в большом количестве “Фарманы” и “Вуазены”, получал заготовки для стальных труб и перетягивал их на нужные диаметры (с 1915 г.).

Струнная (иначе рояльная, или фортепьянная) проволока и тросовая имела предел прочности 155—240 кг/мм2 в зависимости от диаметра.

Широко применялась автогенная (ацетиленовая) сварка, начало применения которой было положено в России в 1911 г. Из покрытий металла применяли цинкование, лужение, реже — воронение, а также никелирование и полирование. Широко применялась пайка оловом (и в отдельных случаях серебром) медных и латунных трубок и арматуры, не говоря уже о баках.

Резьбовые детали, в частности болты и тандеры, в основном изготовлялись на самих авиазаводах, а также и на смежных предприятиях. Так, группу петербургских авиазаводов, расположенных в Новой Деревне (РБВЗ, Лебедева, Слюсаренко), снабжал болтами и тандерами небольшой завод Гордеева близ Приморского вокзала. Завод “Дукс” делал болты сам. Все авиационные болты и тандеры имели дюймовую резьбу.

Ткани для обшивки самолетов применялись нескольких сортов:перкаль русский (масса 120 г/м2) и французский (106—110 г/м2) и полотно полульняное и льняное серое (200 г/м2), очень прочное. На учебные самолеты шли ткани более легкие вплоть до миткаля. На ранних самолетах применялась прорезиненная материя (масса около 140 г/м2), прибивавшаяся мелкими гвоздями к нервюрам. Полотно пришивалось, к нервюрам и ободам очень прочными нитками с узелками на каждом стежке шва. В общем обшивка была очень прочной, гораздо прочнее самого каркаса, что способствовало ее долговечности, но увеличивало массу.

Клей применялся только столярный (мездровый) для всех видов склейки дерева и фанеры. Казеиновый клей, уже известный за границей в 1914г., так и не попал в русское самолетостроение. Корпуса летающих лодок и поплавков собирались на белилах свинцовых и цинковых. Краски, лаки и прочие москательные товары, включая аэролаки, были высокого качества.

Из перечисленных материалов и полуфабрикатов ввозились из-за границы: сталь всякая, олово, припои, алюминий листовой и для литья, трос, проволока струнная и другая, тандеры и болты (частично), дерево — спрус, орегон-пайн, гикори, красное, орех, ясень (частично). Кроме того, ввозились: инструмент — метчики, плашки, механические отвертки, — авиаприборы все, вооружение разное стрелковое. Ввозилось и многое другое, вплоть до гвоздей.
Грант
не троцкист »
#2 | 19:46 29.01.2021 | Кому: Всем
Я уже постил.
von_herrman
надзор »
#3 | 23:04 29.01.2021 | Кому: Грант
Ну. мне теперь не удалть. Но я зато дополнил, а ты нет.
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.