> Насколько крут этот фильм стало понятно лишь когда мы все очутились на Плюке.
режиссёр или готовил или остерегал. Но посыл его не был понят.
потом оказавшись на "Плюке", советских образованных людей развели как Дядю Вову, забрали все КЦ, но оставили скрипку, и сказали крутись как хочешь. Но если в фильме всё заканчивается хорошо, и Дядя Вова со Гедеваном Александровичем сохраняют лицо и возвращаются домой, то мы сейчас вернуться никуда не можем, и к сожалению это самое лицо теряем.
> > Насколько крут этот фильм стало понятно лишь когда мы все очутились на Плюке.
> режиссёр или готовил или остерегал. Но посыл его не был понят.
Фильм про вполне реальный и существующий в то время капитализм. Данелия снимал, считай, что сам видел - в капстранах он бывал задолго до развала СССР.
"Я тоже понял, что и мне здесь уже надоело и хочется в слякотную и темную Москву. Домой.
Между прочим. Мексика — первая капиталистическая страна, в которой я побывал. И, к моему великому удивлению, все негативное, что говорилось и писалось у нас про малоразвитые страны и капитализм, оказалось правдой. (Очень, очень мало очень богатых и очень, очень много очень бедных… Ну и остальной набор: трущобы, безработные, малолетние проститутки, официальная продажность чиновников и так далее.) Сейчас-то все это мы испытали на себе, а тогда я считал, что это полет больной фантазии советской пропаганды."
"Я принял душ, побрился и пошел гулять по набережной — дышать свежим воздухом. Дошел до гавани. Там на приколе — яхты. Сел на стул и стал рассматривать посудины… Кто-то сзади тронул меня за плечо:
— Месье…
Я оглянулся: за мной стоял негр в майке с надписью «Кэмел» на груди. Тьфу, опять на этот стул сел! Я уже на него садился в день приезда, и этот же негр содрал с меня двадцать франков: стул был его собственностью и за сидение на нем надо было платить. Но сейчас платить было нечем.
— Нет денег, мистер. Все потратил. На, смотри!
Я вывернул карманы брюк, — на тротуар упали три рублевых бумажки и значок — голубка Пикассо.
— Видишь, нету. — Я нагнулся собрать деньги.
— Туркиш мани? — спросил негр, показав пальцем на рубли.
— Туркиш…
— Фор ми?
— Фор ю! На! — я выпрямился и протянул ему рубли. — И это фор ю, — всучил ему значок с голубкой. — Пикассо. Голубь мира. Мир, дружба!
Носи, капиталист сраный!" Георгий ДАНЕЛИЯ - БЕЗБИЛЕТНЫЙ ПАССАЖИР
Я хз, разбор слишком долго раскачивается. Непосредственно о фильме в итоге сказано немного, зато автор много говорит о себе и своей наивности (вернее, он не упоминает это слово, но я не могу иначе назвать то, как он воспринимал действительность раньше по сравнению с тем, как стал воспринимать сейчас, когда у него открылись глаза), что раздражает.
Я не знаю, в каком возрасте автор смотрел в первый раз - но вот это "я ничего не понял, мне не понравилось, плохой перестроечный фильм, скудные декорации" - это вот все говорит лишь о том, что автор туда шел явно как на боевик аля Терминатор и сильно разочаровался.
Ничего подобного не было ни у меня, ни у моих родных, знакомых или друзей - все аллегории (ну не все, наверное, но многие) были полностью понятны, да, не все воспринималось за чистую монету - кое-что казалось слишком преувеличенным, но никаких особых срывов покровов сейчас по сравнению с первым просмотров не возникает - лишь открываются новые детали. Философский смысл цветовой дифференциации штанов и сравнение ценностей и идеологии были поводом для бурных обсуждений и тогда, более того - первым ярким впечатлением, которым мне захотелось поделиться с другими и обсудить.
Плюс, я не согласна, что фильм только сегодня можно смотреть. Те, кто смотрел тогда и не понял - да, им, возможно, имеет смысл пересмотреть сейчас, но нынешняя молодежь фильм скорее всего не оценит - ибо там нет ничего нового для них, они живут в этом. Для тех, кто понял фильм и в 1986 году тоже никаких особых откровений нет - хотя фильм отличный и пересмотреть его можно чисто для удовольствия.
Ну и два ключевых момента. Я категорически не согласна с оценкой инопланетян. Ничего особо отвратительного в них не было - обычные люди, приспособившиеся к жизни на своей планете и ничто человеческого им не чуждо - в том числе и благодарность, риск, самопожертвование ради того, кто готов пожертвовать собой ради тебя. Ну и второе - это то, что "русские, и тем более, советские люди не бросают слабых". Не слабых. А своих. Кого считать за "своих" - это вопрос конкретной ситуации, но очевидно, что Уэф и Би стали для землян "своими" и, разумеется, они не хотели их бросать.
И, кстати, если бы все зрители фильма в 1986 году были такими, как автор, то фильм действительно стал бы неудачным и непопулярным.... однако, это не так! Фильм мгновенно стал известным, популярным и очень многими оцененным. Так что дело не в том, когда надо было смотреть фильм, а в мировоззрении самого автора.