Московское метро начало разработку системы оплаты по зонам
rbc.ru Московский метрополитен заказал разработку новой системы оплаты, при которой цена поездки будет зависеть от зоны, куда едет пассажир. Сумма контракта — 670 млн руб. Поэтапное внедрение системы начнется с 2020 года.
Речь идет о конкурсе на внедрение новой билетной системы, итоги которого столичный метрополитен подвел в конце декабря. Согласно материалам закупки при проектировании в новой билетной системе должна быть заложена поддержка функционала зональной тарификации, в том числе разработаны инструменты управления моделью пересадок и тарифов.
В документации также отмечалось, что в 2012 году территория Москвы увеличилась в 2,5 раза, в связи с этим расширилась зона действия московского общественного транспорта и возникла необходимость ввода тарифных зон, но существующие билетные системы не поддерживают зональную тарификацию. В техническом задании указывалось, что валидатор в вестибюле в том числе должен работать в режимах «контроль выхода для обеспечения зональной тарификации» и «валидация прохода зоны (без направления)». Кроме того, должна быть предусмотрена возможность валидации без необходимости оплаты для отслеживания пересечения зон.
Победителем тендера стал разработчик программного обеспечения «Программный продукт». Цена контракта составила 670 млн руб. Срок исполнения — 910 календарных дней с даты заключения контракта.
«Вопрос зонирования — это вопрос тарифов. Тарифы и правила пересадок определяются структурами дептранса Москвы, наша задача в рамках контракта — поддержать эти правила технологически», — рассказал РБК Дмитрий Чурсин, исполнительный директор «Программного продукта».
По словам Чурсина, зональная тарификация — одна из задач в рамках создания новой билетной системы Москвы. Он не стал пояснять, как именно может контролироваться пересечение пассажирами определенных зон. «В перспективе трех лет в этой системе могут появиться новые виды билетных носителей и устройств пассажирской автоматики для бесконтактных способов валидации билетов», — отметил Чурсин. При этом какие-то технические решения уже есть, а какие-то еще предстоит разработать, сообщил он.
Как рассказала РБК Татьяна Семенова, гендиректор ООО «МСП» (совместное предприятие производителя микроэлектроники «Микрон» и Московского метрополитена, отвечает за развитие транспортных проектов), одна из задач в рамках развития инфраструктуры «умного» города — оптимизировать транспортные расходы пассажиров в зависимости от продолжительности, регулярности и времени поездок, а также обеспечить возможность использования проездных билетов в соседних регионах.
С 2013 года «Микрон» является производителем и поставщиком пластиковых бесконтактных смарт-карт для оплаты проезда «Тройка». По словам Семеновой, ООО «МСП» готово выпустить новый микроконтроллер (находится внутри билета), который сможет обеспечить функции новой билетной системы. «Первая модификация нового чипа с поддержкой открытых мировых протоколов будет завершена через год. Следующий шаг — разработка второй модификации, которая будет поддерживать криптографию по отечественному ГОСТу», — отметила она, добавив, что российских аналогов подходящего чипа на данный момент нет.
Как изменится билетная система Москвы
В ноябре 2018 года пресс-служба Московского метрополитена объявила о разработке новой билетной системы. В сообщении отмечалось, что карту «Тройка» персонализируют, а также будет проведена интеграция с билетными системами других регионов. Новая билетная система сможет обрабатывать более 6 млрд транзакций в год. Однако о введении зоновой оплаты проезда в сообщении не упоминалось.
Согласно техническому заданию метрополитена новая билетная система должна объединить перевозчиков и городские сервисы, действующие на территории Москвы и Новой Москвы. На ее базе должны быть организованы единая эмиссия билетов и управление единым городским транспортом через приложение «Тройка», через интеграцию с другими операторами перевозок. К этой системе также будет подключена возможность оплаты популярных городских сервисов (каршеринг, велопрокат), билетов в кино, театр, на выставки. Предполагается динамическое многоступенчатое определение стоимости, которая будет зависеть, например, от времени суток, зональности, произведенных пересадок, используемых видов транспорта, доступности в продукте определенных услуг городских сервисов.
Кроме того, система позволит управлять пассажиропотоками, предлагая новые продукты, программы лояльности. В нее также будет заложена возможность тиражирования предложенных решений на другие регионы. По оценкам, данным в техническом задании метрополитена, средний ежедневный пассажиропоток, обрабатываемый новой билетной системой, должен составлять не менее 16 млн пассажиров в день. В среднесрочной перспективе он может увеличиться до 24 млн.
Как возникла идея оплаты по зонам
Зональная тарификация в метро применяется во многих городах, например в Париже, Барселоне, Лондоне. Чем дальше станция располагается от центра, тем дороже проезд. К примеру, в Шанхае стоимость зависит от дальности поездки: так, за первые 6 км пассажир платит 3 юаня (около 29 руб.), а за каждые следующие 10 км — по 1 юаню (9,7 руб.). При этом на одной из веток, которая идет в развивающийся район города, проезд стоит 2 юаня (19,46 руб.), чтобы стимулировать местных жителей ездить туда чаще.
О необходимости внедрения зоновой оплаты представители Московского метрополитена уже заявляли несколько лет назад. В частности, в 2009 году экс-глава столичной подземки Дмитрий Гаев говорил, что тарифные зоны — это будущее метрополитена. При этом он отмечал, что внедрять подобную систему оплаты можно будет только после завершения строительства третьего пересадочного контура, когда у пассажиров появятся варианты альтернативных маршрутов. По текущим планам, оно должно завершиться в 2020 году.
«Бесшовный» переход
В пресс-службе Московского метрополитена заявили, что проведенный тендер предполагает создание системы, которая обеспечит поддержку оплаты и контроля проезда на общественном транспорте Москвы, а также персонификацию карты «Тройка». «Поскольку система рассчитана на использование на разных видах общественного транспорта, то в техническом задании предусмотрены разные виды контроля билетов — как на входе, так и на выходе», — говорится в ответе пресс-службы на запрос РБК. В метрополитене отметили, что в Москве уже применяются зональные тарифы. В столице действуют две тарифные зоны для наземного городского пассажирского транспорта: зона А (Москва в пределах МКАД и Новомосковский административный округ) и зона Б (Троицкий административный округ).
«Поэтапное внедрение новой билетной системы начнется с 2020 года. Она будет поддерживать все имеющиеся сейчас технические решения в системах оплаты и контроля проезда, поэтому ее внедрение произойдет практически незаметно для пассажиров. Такая логика «бесшовного» перехода на новую систему заложена в качестве одного из ключевых требований», — сообщили в пресс-службе Московского метрополитена. Перед реализацией проекта анализировался в том числе опыт Токио, Сингапура, Лондона, Нью-Йорка и других мегаполисов с развитыми транспортными системами, подчеркнула пресс-секретарь столичной подземки Ирина Саттарова.