Герой мирных будней

i.mycdn.me — ГСВГ, 33 иап. Капитан Федор Зиновьев обменивается своим боевым опытом (как он сбивал нарушителя) с летчиками звена, 1964г. В первом комментарии - продолжение
Картинки, Общество | Хеннеси 14:46 21.07.2017
7 комментариев | 71 за, 0 против |
#1 | 14:47 21.07.2017 | Кому: Всем
10 марта 1964 года в районе Магдебурга перехвачен и сбит самолетами МиГ-19американский разведчик RB-66(летчики Ф.М.Зиновьев и В.Г.Иванников).
Из воспоминаний Виталия Иванникова.

ПРИНУЖДЕНИЕ К МИРУ

(В.Г. ИВАННИКОВ)
С 1950 по 1983 год советские летчики сбили или принудили к посадке 27 американских разведывательных самолетов. Еще 60 были атакованы. Минимум 139 иностранных военнослужащих погибли, не считая тех, кому удалось уйти. Американцы маниакально провоцировали советское командование на принятие соответствующих обстановке мер контроля за действиями своей разведывательной авиации. И это при том, что неизвестно ни одного случая воздушной разведки советскими самолетами непосредственно территории (т.е. нахождение в воздушном пространстве) стран НАТО. Политическая подоплека этой странной аномалии военно-силового противоборства сверхдержав в период "исторического недоразумения", видимо, будет еще долго окутана пеленой тайн и загадок.
ТРЕБУЕМ СВОЕ!
10 июня 1964 г. в Вашингтоне посол Советского Союза Анатолий Добрынин, выполняя поручение Хрущева, неожиданно для администрации президента Джонсона информировал ее о заключении 12 июня в Москве Договора с ГДР о дружбе, взаимной помощи и сотрудничестве. Белый дом был раздражен: казалось бы отрегулированные после кубинского кризиса советско-американские отношения опять обострялись, "благодаря" той же импульсивной непредсказуемости Хрущева. Он и на этот раз язык односторонних действий предпочел диалогу и переговорам. Уведомляя американцев о сепаратном акте, советское руководство ставило Соединенные Штаты в затруднительное положение: обострялись проблемы европейских границ, Западного Берлина, межатлантических отношений. СССР в одностороннем порядке закреплял геостратегические позиции в Центральной Европе. Но любопытное обстоятельство: официальный Вашингтон предпочел отмолчаться. Никаких контрмер, демаршей, заявлений! Даже срочная встреча в Вашингтоне Джонсона с канцлером Эрхардом 14 июня по сути ограничилась констатацией факта, предоставив советской дипломатии свободу для целенаправленного наращивания усилий на германском направлении.
До победы "сил мира и социализма" 70-х было еще далеко и "кавалерийский наскок" Хрущева стал возможен в условиях вполне определенных, необычных и до сих пор не раскрытых личных предпосылок, вызвавших цепную реакцию последующих событий той эпохи. 12 августа 1970 г. ФРГ заключила с СССР договор о признании существовавших в Европе границ, 7 декабря 1970 г. - договор ФРГ с Польшей о признании польско-германской границы, а 21 декабря 1972 г. - договор ФРГ с ГДР о признании суверенитета и границ друг друга.
Но как СССР заставил Запад признать свое право?
1964 Г. ВОСТОЧНАЯ ГЕРМАНИЯ
28 января 1964 г. радиолокационные посты ГСВГ примерно в 16 часов по местному времени зафиксировали нарушение воздушного пространства ГДР в районе Эйзенах - Гота. Поднятая с аэродрома Альтенбург по тревоге пара МИГ-17 быстро обнаружила нарушителя. Им оказался американский учебно-тренировочный истребитель Т-39. Ведущий пары Анатолий Кропотов выполнил все предписанные инструкцией действия: по предупреждению и по команде КП открыл огонь на поражение. С первого же залпа Т-39 развалился в воздухе. Экипаж из трех человек погиб.
10 марта 1964 г. радиолокационные посты вновь фиксируют факт нарушения воздушного пространства ГДР, теперь в Центральной ее части - в районе Магдебурга.
Для опознания и предупреждения к нарушителю был выведен истребитель МИГ-19 Ф. Зиновьева, поднятый заблаговременно в зону барражирования с аэродрома Витшток. Нарушителем оказался специальный воздушный разведчик РБ-66 ВВС США. (Позднее пленные летчики покажут, что они были ошарашены столь стремительным развитием событий). В считанные секунды 37-летний капитан сблизился и проделал все полагающиеся в такой ситуации "формальности". Уравняв скорости, он подошел к фонарю кабины РБ-66 так, что были видны цифры на приборах, детали экипировки, лица и... улыбки экипажа. "О,кей", - показывал ему командир, на что Федор постучал себя по шлему и повертел пальцем у виска: мудаки! А здесь последовала команда на предупредительную очередь. Но залп из двух 20-мм пушек не дал результата - экипаж лез напролом.
В общем, летчик Зиновьев на протяжении около 100 км полета имел превосходную возможность отрабатывать типовые атаки со стрельбой с эффективной дальности, под ракурсом, короткими очередями. Для прокурора было готово все: и четкое выполнение команд, и качественная фотопленка, и безотказная работа техники и оружия. (Сказался опыт службы в знаменитой Африканде, дружба с Поляковым, над Баренцевым морем сбившим в конце 50-х американский РБ-47 и прошедшим все перепитии официальных разборок). А здесь подоспел и второй МИГ-19 вашего покорного слуги, в связи с чем свидетельствую от первого лица.
Мой аэродром Цербст южного корпуса - ближайший к району инцидента. Но если у Зиновьева - леса и озера, то у нас - густая дымка, смог. С утра нулевая видимость, к обеду - не более 800 м. При такой погоде боевое дежурство, как правило, проходило спокойно. А здесь - команда на запуск и взлет на форсаже! Цель по короткой инверсии обнаружил быстро, и рядом снующий челноком истребитель. Но связи с ним никакой: два корпуса, что два государства. Идиотизм! Только информация с КП: "Смотри, там уже работают с севера!" Сблизился. Высота - 9000 м, скорость - 700. Команда: "Занять дистанцию, подготовить оружие, не стрелять!" Цель в развороте на обратный курс. Целая и невредимая. Чувствую, на земле сами ждут санкций. И здесь вижу, что расстояние стремительно сокращается: 500, 400, 300 м. Обороты убраны, воздушные тормоза выпущены, скорость катастрофически падает... Самолет без скорости, что импотент на бабе - физически существует, летать не может. Уже 200 м. Вижу заклепки, выпущенные тормоза и закрылки. "Ага, расчет на то, что проскочу!" Времени на повторную атаку уже не будет. Закритические углы атаки, нос задран. Глупейшее, беспомощное положение гинекологической пациентки. Покачивает, как при переборе в застолье. "Ну, все, - думаю, - сорвут атаку, ничего не докажу!" И только на дальности 150 м: "Огонь на поражение! До границы 40!" Решение: только залповый огонь. 32 неуправляемых РС, шипя устремились на бедолагу. Деваться им просто некуда. Разлет обшивки. Крупные, средние, мелкие куски бьют по фонарю, фюзеляжу, килю - увернуться от них никакой возможности! А он летит. Мгновенье и заработали пушки - уверенная дробь по корпусу и трассирующий шлейф потянулся к брюху. Белые и розовые огоньки бронебойных и зажигательных снарядов. А он - летит! Надо бы по двигателям, но малейшее скольжение и я... в штопоре. "Добивай!" - кричат. А чем? Что делать? Таран? Для эффективного удара по рулям безвинтовому истребителю нужна скорость, а я за сотню метров не разгонюсь! Только на земле осознал, что так называемое "парашютирование" меня спасло: спутная струя от цели проходила где-то выше! Красные лампочки конца боекомплекта горят, а он... летит! И здесь крик: "Отвал! Граница! Весь второй ОТАК в воздухе!" Это значит, что всю авиацию НАТО подняли в воздух, нас ожидая... Ни хрена себе, шухер! Все! Обессиленный сваливаюсь на крыло, как пьяный в кювет. Вывожу обороты, набираю скорость, перевожу в набор. Крен вправо и вижу: сначала лючки - один, второй, третий. Потом накренившаяся громадина переходит в глубокую спираль и... взрыв! Конец! На фоне марева заходящего солнца три красно-белых парашюта. (На первом же ночном разборе пришли к выводу: на средний бомбардировщик (разведчик) типа РБ-66 нужно 2-3 истребителя МИГ-19. Практика подтвердила теорию).
При награждении 4 апреля 1964 г. впервые от Главкома ГСВГ И.И. Якубовского услышал оценку высшего политического руководства страны: отлично. Ответ официального Вашингтона - ни что иное, как признание ГДР де-факто.
#2 | 14:51 21.07.2017 | Кому: Всем
Но это еще не все. Военная карьера Ф.Зиновьева закончилась так:

(из книги А. Попова "Русский Берлин")

Эпизод в Темпельхофе

Вдоль одного из отрезков южной части кольцевого маршрута берлинской городской электрички простирается территория бывшего аэродрома Темпельхоф. В 1948–1949 гг. он был одним из концов «воздушного моста». Весной 1965 г. сюда случайно залетел капитан советских ВВС Федор Зиновьев. Опытный пилот, почетный гражданин ГДР (это звание он получил за сбитый американский самолет-разведчик, вторгшийся в воздушное пространство ГДР), он был командиром группы, перегонявшей новые МиГ-21 для ВВС Национальной народной армии ГДР. Летели на аэродром в Темплине, расположенный где-то в 100 километрах к северу от столицы ГДР. Подлетая в Берлину, Зиновьев дал группе команду на приземление (все благополучно сели в месте назначения), а сам оторвался от нее и на какое-то время потерял ориентацию по местности. Между тем аэродромы Темплин и Темпельхоф сверху по конфигурации похожи друг на друга. И классный летчик, ас, при ясном небе перепутал их. Американцы с изумлением увидели — к ним садится советский МиГ. Провокация? Перебежчик? К уже гасившему скорость самолету немедленно помчался джип американской военной полиции с белой звездой на борту. Она и спасла советского пилота (возможно, и от трибунала)… Белая звезда! Американцы!! Фактически со стоянки Зиновьев отрывает самолет от земли и снова поднимает его в воздух. Через короткое время он приземляется в Темплине. Еще на посадочной полосе у него останавливаются двигатели — кончилось горючее.
Скандал! Американцы заявляют протест. Советские дипломаты и военные извиняются. А Зиновьева главком ВВС в ГСВГ награждает эпитетом, который и приводить-то неприлично на книжных страницах.
#3 | 15:17 21.07.2017 | Кому: Всем
Хорошо им тогда, при проклятом социализме было: ни тебе счета в Швейцарии, ни недвижимости на Лазурном берегу, ни детишек на учебе в Лондоне да Нью-Йорке. Можно было не задумываясь отстаивать интересы Родины! (Это я не про героев-летчиков, конечно же, а про политическое руководство.)
#4 | 15:26 21.07.2017 | Кому: Всем
Эх, по срокам службы не наш...

У нас в полку был подполковник, по ротации. Когда он поднимался в воздух, все ихние (Пальтоконь, прости мну!) разведчики резко сваливали по домам. А за подполом тянулась легенда: когда он в районе Зап.Эуропы был как-то раз поднят по готовности, он в эфире кинул ведомому: «Пофиг на границы, я щаз его достану!». Работа была против RC-130 на той стороне.

В реальности никто никого не завалил, но «осадочек остался».
#5 | 21:05 21.07.2017 | Кому: Antic
В каком полку служили?!
#6 | 03:14 22.07.2017 | Кому: Хеннеси
Сейчас уже хрен вспомню. Я-то сам связист, служил в ОБС и РТО авиации ПВО, территориально -- ПГТ Насосный (г. Сумгаит), Азербайджан. 1985-1987. А авиационный полк -- ваащще хузна.

PS: Сейчас на гуглокартах смотрю на спутниковые снимки той местности -- полная разруха и запустение. Аэродром, похоже, мёртв. Обидно.
#7 | 21:27 22.07.2017 | Кому: Antic
К сожалению, ни один из запечатленных на фото, в Азербайджане не служил.
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.