Текст: В ночь с 4 на 5 сентября 1943 г. состоялась встреча главы СССР Иосифа Сталина и трех высших иерархов Православной церкви в Советском Союзе: митрополитов Сергия (Страгородского), Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича). С момента прихода к власти большевиков и до первых лет Великой Отечественной войны власти СССР вели систематическое уничтожение православной церкви. К началу Второй мировой войны от всего православного епископата на весь Советский Союз на свободе оставались четыре архиерея на кафедрах и всего несколько сотен действующих храмов.
С началом войны на оккупированных территориях СССР началось массовое открытие закрытых большевиками храмов, чему не препятствовали оккупационные немецкие и румынские власти, и что имело огромный пропагандистский эффект не в пользу советской власти. Первые же месяцы войны показали, что ни вера в идеалы коммунизма, ни принципы пролетарского интернационализма не являются действенными и не могут поднимать людей на борьбу с захватчиками. В этих условиях руководство СССР пошло на временный идеологический маневр, легализовав в ограниченном объеме традиционные для русских ценности в своей пропаганде.
Для этой задачи были сделаны определенные послабления для Церкви. Было разрешено провести поместный собор и выбрать патриарха. Также Сталин дал добро освободить из мест заключения некоторых епископов и священников, открыть церковные учебные заведения (все они были ранее закрыты), вести церкви издательскую деятельность. Для контроля над Русской православной церковью был учрежден специальный орган, т.н. Совет по делам РПЦ при Совете народных комиссаров, который возглавил полковник НКВД Георгий Карпов.
Встреча иерархов со Сталиным обозначила определенное облегчение в жизни РПЦ, вопрос о ее немедленном уничтожении государственным аппаратом был снят с повестки дня. Но репрессии против священнослужителей продолжались, о свободе церкви не могло быть и речи.
Т.е. церковные иерархи, не находившиеся на оккупированной территории имели влияние и могли управлять церковными организациями, находившимися на оккупированных территориях, в результате чего и смогли требовать для себя преференции?
Прэлестно, фактически признались в сотрудничестве с нацистами.
Любопытно, что между делом они сообщают о массовом колаборационизме духовенства на оккупированных территориях, как о чем то, само собой разумеющимся, и в чем снова виноваты, конечно, большевики.
С началом войны на оккупированных территориях СССР началось массовое открытие закрытых большевиками храмов, чему не препятствовали оккупационные немецкие и румынские власти, и что имело огромный пропагандистский эффект не в пользу советской власти. Первые же месяцы войны показали, что ни вера в идеалы коммунизма, ни принципы пролетарского интернационализма не являются действенными и не могут поднимать людей на борьбу с захватчиками. В этих условиях руководство СССР пошло на временный идеологический маневр, легализовав в ограниченном объеме традиционные для русских ценности в своей пропаганде.
Для этой задачи были сделаны определенные послабления для Церкви. Было разрешено провести поместный собор и выбрать патриарха. Также Сталин дал добро освободить из мест заключения некоторых епископов и священников, открыть церковные учебные заведения (все они были ранее закрыты), вести церкви издательскую деятельность. Для контроля над Русской православной церковью был учрежден специальный орган, т.н. Совет по делам РПЦ при Совете народных комиссаров, который возглавил полковник НКВД Георгий Карпов.
Встреча иерархов со Сталиным обозначила определенное облегчение в жизни РПЦ, вопрос о ее немедленном уничтожении государственным аппаратом был снят с повестки дня. Но репрессии против священнослужителей продолжались, о свободе церкви не могло быть и речи.