Торпедоносец
img-fotki.yandex.ru Герой Советского Союза командир 9-го гвардейского Киркенесского Краснознамённого минно-торпедного авиационного полка гвардии подполковник Сыромятников. Участник Финской кампании. На фронтах Великой Отечественной с первых дней. 16 октября 1944 года в условиях сильного зенитного противодействия, на объятом пламенем торпедоносце А-20, откинув все возможности к спасению, осуществил торпедирование вражеского транспортного корабля. Продолжение в 1-ом комменте.

«...16 октября 1944 года список кандидатов на почётное звание Героя Советского Союза пополнился ещё тремя именами — командира авиационного полка Бориса Павловича Сыромятникова, штурмана того же авиаполка Александра Ильича Скнарёва и стрелка-радиста самолёта, который вели Сыромятников и Скнарёв, гвардии старшего сержанта Григория Сафроновича Асеева. Все трое составляли экипаж ведущего самолёта-торпедоносца одной из групп, атаковавших вражеский конвой в районе от выхода из Бек-фиорда до Вадсе.
Конвой (три транспорта, три сторожевых корабля, один тральщик и семь сторожевых катеров) был обнаружен нашей воздушной разведкой вчера в полдень на выходе из Бек-фиорда. Наблюдение за конвоем в условиях плохой погоды велось до темноты. Удалось установить, что на подходах к Вадсе он был усилен кораблями охранения, в том числе миноносцами, и составлял уже 26 единиц, над которыми патрулировали семь истребителей. Один вражеский самолёт сверх того находился в противолодочном охранении.
Упустить этот конвой, предназначенный для эвакуации войск противника морем, было нельзя. Несмотря на плохие метеорологические условия, самолёты-разведчики точно давали координаты конвоя, и мы нанесли по нему несколько ударов с воздуха, одновременно подготовив подводные лодки, находившиеся в море. Первый удар с пикирования был нанесен в районе мыса Эккерей двенадцатью «илами» (ведущие — капитан Евдокимов и старший лейтенант Суворов). Второй удар был также нанесён двенадцатью «илами» (ведущие — майор Павлов и лейтенант Смородинов). Третий удар нанесли десять торпедоносцев (ведущие — гвардии майор Волошин и капитан Рукавицын), прикрываемые пятнадцатью истребителями. Четвёртый удар последовал почти тотчас за третьим и также десятью торпедоносцами (ведущие — командир полка гвардии подполковник Сыромятников и капитан Вольгакин) под прикрытием пятнадцати истребителей. В итоге всех четырёх ударов конвой противника можно считать разгромленным. Гитлеровцы лишились двух транспортов, самоходной баржи, семи кораблей охранения и шести самолётов. Миноносец и сторожевой катер были повреждены. Наши потери — восемь самолётов.
В момент последнего, четвёртого удара по вражескому конвою и совершили свой подвиг подполковник Сыромятников, майор Скнарёв, старший сержант Асеев. Когда наши торпедоносцы были ещё на подходе к цели, в трёх километрах от неё, снаряд, выпущенный с одного из вражеских кораблей, попал в левый мотор ведущего самолёта. Самолёт загорелся, но Сыромятников продолжал вести торпедоносец на конвой, повторяя по радио приказание ведомым следовать за ним.
А противник уже вёл огонь по ведущему самолёту. Ещё несколько секунд — и снаряды попали в правый мотор. Пламя охватило оба крыла торпедоносца. Ведомым казалось, что на врага летел гигантский факел. И в то же время они слышали чёткие команды штурмана Скнарёва, не прекращавшего наводить самолёт на цель.
Пятьсот метров оставалось до самого крупного транспорта в конвое, когда прозвучали слова последней команды Сыромятникова:
— Штурман! Залп!
И торпеды, сброшенные с ведущего самолёта, нашли свою цель: транспорт взорвался и затонул.
Через несколько мгновений горевшая машина прочертила огненный след и упала в море. Её экипаж погиб, выполнив свой долг до конца. Это был воинский подвиг, совершённый на глазах у всех и теперь неотделимый уже от всего героического, что характеризует наступательный порыв североморцев...».
Наградной на орден Красного Знамени
[censored]
[censored]
Наградной на медаль «За боевые заслуги»
[censored]
Наградной на ГСС
[censored]
[censored]
[censored]
[censored]