Командир ТКА-12 ГСС старший лейтенант Г.М. Паламарчук

waralbum.ru — 22 декабря 1943 г.группа советских торпедных катеров в районе Варангер-фьорда обнаружили три транспорта, шедших в окружении 21-го корабля охранения. Невзирая на сильный огонь, Паламарчук первым прорвался к конвою и с дистанции двух кабельтовых произвел торпедный выстрел по эскадренному миноносцу и потопил его. Корабли противника сосредоточили огонь по ТКА-12. Снаряд пробил корпус, осколками был ранен командир, несмотря на боль, он командовал экипажем пока не вывел катер из зоны огня. #Победители
Картинки, Общество | tazuja 16:17 22.04.2014
12 комментариев | 59 за, 0 против |
#1 | 16:17 22.04.2014 | Кому: Всем
[censored]

Командир торпедного катера ТКА-12 Герой Советского Союза старший лейтенант Георгий Михайлович Паламарчук.

Георгий Михайлович Паламарчук (1919—2007) в составе ВМФ с 1939 г. В октябре 1941 г. окончил Каспийское ВВМУ.
На фронтах Великой Отечественной войны с ноября 1941 г. В составе 74-й отдельной морской стрелковой бригады принимал участие в обороне Москвы. Командовал взводом, затем, с января 1942 г., батальоном. Был ранен, после излечения направлен на Северный флот в 1-й отдельный дивизион торпедных катеров Охраны водного района Главной базы Северного флота, где принял командование торпедным катером ТКА-12 (тип Д-3).
Катер под командованием Г.М. Паламарчука действовал на коммуникациях противника в Баренцевом море, высаживал разведчиков в тыл врага, осуществлял минные постановки, спасал летчиков, вынужденных прыгать в море после повреждения самолета в воздушном бою.
22 декабря 1943 г. группа советских торпедных катеров в районе Варангер-фьорда обнаружили три транспорта, шедших в окружении 21-го корабля охранения. Невзирая на сильный огонь, Паламарчук первым прорвался к конвою и с дистанции двух кабельтовых произвел торпедный выстрел по эскадренному миноносцу и потопил его. Корабли противника сосредоточили огонь по ТКА-12. Снаряд пробил корпус, повредил мотор, осколками был ранен командир Но, несмотря на боль и потерю крови, он командовал экипажем пока не вывел катер из зоны огня. Когда ТКА-12 вернулся в базу, Паламарчук, собравшись с силами, вышел на причал, начал докладывать командующему флотом о потоплении фашистского эсминца. Но вскоре покачнулся и упал без сознания на руки матросов. В госпитале хирурги извлекли из ног офицера более 20 осколков.
Всего к апрелю 1944 г. катер под командованием Г.М. Паламарчука совершил 80 боевых походов.
За отвагу, мужество и боевое мастерство 22 февраля 1944 г. старшему лейтенанту Паламарчуку было присвоено звание Героя Советского Союза.
#2 | 20:09 22.04.2014 | Кому: tazuja
> Паламарчук первым прорвался к конвою и с дистанции двух кабельтовых произвел торпедный выстрел по эскадренному миноносцу и потопил его.

это увы преувеличение, судьба всех немецких эсминцев (включая захваченные) достаточно известна, среди нет потопленных советскими ТКА в 1943 году, но спустя полгода североморские катерники действительно потопят немецкий миноносец Т-31.
#3 | 04:52 23.04.2014 | Кому: vadkov
По немецким документам и Тирпиц просто так на ремонте полгода провёл. И торпеды Лунина в него не попадали. Зато по нашей технике у немцев всё с точностью наоборот - за пару-тройку дней этим документам целые армии уничтожали.
#4 | 05:59 23.04.2014 | Кому: Всем
> По немецким документам и Тирпиц просто так на ремонте полгода провёл.

когда именно?
#5 | 07:47 23.04.2014 | Кому: vadkov
ЕМНИП с августа 42 по январь 43. Руль меняли. При этом упоминаний, как же собственно его заломали, мне не встречалось.
#6 | 07:55 23.04.2014 | Кому: KarazzZ
> с августа 42 по январь 43. Руль меняли. При этом упоминаний, как же собственно его заломали, мне не встречалось.

в октябре 42 года "Тирипитц" совершил переход из района Нарвика в район Тронхейма, вряд ли его стали бы водить по фьордам с неисправным рулем, да и снижение активности тоже объяснимо - конвои то ходить перестали
#7 | 08:40 23.04.2014 | Кому: vadkov
У него их два, плюс подрабатывать винтами. Сложно но можно.
Конвои ходить не переставали в течение всей войны. Следующий, PQ-18 уже в сентябре пошёл.
#8 | 09:03 23.04.2014 | Кому: KarazzZ
> Конвои ходить не переставали в течение всей войны. Следующий, PQ-18 уже в сентябре пошёл.

после 18-го был перерыв как раз до января 1943-го, когда пошел JW-52, заполненый т.н. "капельными" рейсами
#9 | 11:02 23.04.2014 | Кому: vadkov
Подробнее про "капельные" пжалста.
Читал, что основная масса ленд-лиза через Дальний восток шла. И что к 43 уже потребность сильно спала в ленд-лизе.
#10 | 11:45 23.04.2014 | Кому: KarazzZ
> Подробнее про "капельные" пжалста.

пускали корабли по одиночке, пользуясь полярной ночью и шли поближе к кромке льдов

> Читал, что основная масса ленд-лиза через Дальний восток шла. И что к 43 уже потребность сильно спала в ленд-лизе.


процентов 50% по итогу, еще был иранский участок - 25%, потребность же не падала вплоть до 1945 года, особенно в продовольствии, бензине, а также по тем позициям производство которых было свернуто - автотранспорт, шины, радиотехника.
#11 | 12:35 23.04.2014 | Кому: vadkov
> пускали корабли по одиночке, пользуясь полярной ночью и шли поближе к кромке льдов

Если честно, впервые слышу про такое. Попадались только упоминания, что обязательно группой шли. Максимум, что какой-то участок могли без охранения двигаться (с ледоколом, прямо через льды, на "выходе" встречали наши корабли).
#12 | 12:45 23.04.2014 | Кому: Всем
После сентябрьской пары конвоев (PQ.18/QP.14) движение караванов по северному маршруту было прервано на три месяца. Для высадки союзных десантов в Северной Африке (операция "Торч") необходимо было не менее 500 судов и кораблей, что предполагало отвлечение значительных сил Хоум флита и грузовых пароходов с северного маршрута.
Между тем 12 груженых транспортов ожидали в портах Британии отправки в 19-м конвое. Слишком дорого мог обойтись и простой почти 40 стоявших под разгрузкой судов PQ.18, а также пароходов, не сумевших прорваться в сентябре сквозь льды Севморпути. Учитывая опыт проводки одиночных судов в августе, союзное командование приняло решение об отправке транспортов без эскорта, с интервалом около 200 миль, словно "по капле". Операция по организации "капельных рейсов" в Россию, получила наименование "FB". Согласно плану предполагалось, что суда из Исландии будут переводиться в
"безлунный период" с 29 октября по 2 ноября 1942 г. с интервалом в 12 часов. Одновременно ближе к кромке льда через каждые 40 часов им навстречу будут выходить транспорты из губы Белушья на Новой Земле. И хотя суда шли без охранения, на маршруте от Рейкьявика их страховали четыре подводные лодки и вооруженные траулеры "Кейп
Паллисер", "Нортен Прайд", "Нортен Спрэй" и "Сейнт Элстан". На патрулирование по маршруту от Мурманска выходили советские СКР-78 ("Смена"), тральщик N31 и две подводные лодки: С-101 и С-102. На начальном этапе движения транспорты сопровождали эсминцы "Гремящий" и "Сокрушительный". Они же с самолетами морской авиации должны
были встречать прибывавшие пароходы. Кроме того, для участия в операции в советской зоне Адмиралтейство послало к Кольским берегам "Кейп Аргону", "Кейп Мариато" и "Сейнт Кенан". В результате, из 13 отправленных в октябре-ноябре из Исландии судов дошли до Молотовска и Мурманска лишь пять. 4 были потоплены, один поврежден и 3 были вынуждены вернуться (124). Между тем на Запад с начала операции "FB" и до 24 января в автономных плаваниях проследовали 23 судна, из которых лишь одно - "Донбасс" не дошло до порта назначения.


ЛЕНД-ЛИЗ И СЕВЕРНЫЕ КОНВОИ, 1941-1945. Вторая мировая война и Советский Союз, 1939-1941 гг. Супрун М.Н.
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.