kartina-ru.livejournal.com "Это только эскиз. О воплощении мне ничего не известно. Страшно подумать, какое полотно смог бы создать Маковский, этот великий мастер жанровых сцен."
Это только эскиз. О воплощении мне ничего не известно. Страшно подумать, какое полотно смог бы создать Маковский, этот великий мастер жанровых сцен.
Освящается богоугодное заведение - дом терпимости. В глубине картине поп перед образом Богородицы (или Спаса), вокруг него мамзельки. Виды видавшая дебелая в оранжевом платье спокойно ждет окончания этого действа. Слева тоненькая, юная в белом платье с упавшими руками. В зеленом, очевидно, сама мадам. Ей нечего опускать глаза долу, напротив, она гордо выпятила грудь. Почему проститутка на коленях? Уж, конечно же, она просит у Бога не щедрых и ласковых клиентов, а умоляет избавить ее от унижений.
На переднем плане у Маковского блудуарчик со следами кутежа. Художник даже в эскизе смог передать чувства девушки, вынужденной идти по желтому билету. В лице, фигуре отчаяние, безысходность, исступленность. Она осеняла себя крестом, но словно застыла в последнем движении. Мне кажется, что она, как и ее товарка на коленях, неустанно молилась о скорейшем избавлении от этого постыдного занятия. Безусловно, что многие женщины должны были переступить христианские устои, признав себя блудницами и греховницами. Но теперь все, чем она занимается, получает ... благословение от Господа. А значит, теперь она обречена.
Не знаю, что подвигло Маковского к такому сюжету. Смогло бы выйти это полотно из-под кисти художника, и как бы сложились его отношения с церковью? Но эскиз будит чувства горькие и жуткие.
В замечательном сборнике «Русский литературный анекдот конца XVIII — начала XIX века» (М., 1990) приводится следующая история:
"В обществе, где весьма строго уважали чистоту изящного, упрекали Гоголя, что он сочинения свои испещряет грязью самой подлой и гнусной действительности.
— Может быть, я и виноват,— отвечал Гоголь,— но что же мне делать, когда я как нарочно натыкаюсь на картины, которые еще хуже моих. Вот хотя бы и вчера, иду в церковь. Конечно, в уме моем уже ничего такого, знаете, скандалезного не было. Пришлось идти по переулку, в котором помещался бордель. В нижнем этаже большого дома все окна настежь; летний ветер играет с красными занавесками. Бордель будто стеклянный: все видно. Женщин много; все одеты, будто в дорогу собираются: бегают, хлопочут. Посреди залы — столик, покрытый чистой белой салфеткой; на нем икона и свечи горят. Что бы это могло значить?
У самого крылечка встречаю пономаря, который уже повернул в бордель.
— Любезный! — спрашиваю,— что это у них сегодня?
— Молебен,— покойно отвечал пономарь,— едут в Нижний на ярмонку. Так надо же отслужить молебен, чтобы Господь благословил и делу успех послал."
Составители сборника почерпнули эту историю из рукописей Н. В. Кукольника — современника Гоголя.
> что Православие- фуфло. Поверхностно очень, камрад.
Да нет. В самую мякотку. Православие не является носителем высокой морали, как и любая религия, это всего лишь опиум, сглаживающий социальное неравенство. Мораль она заложена в общественном устройстве. При справедливом устройстве - опиум не нужен.
> Православие не является носителем высокой морали.
Ой ли!? А Христианская этика- это разве не мораль? Хотя, может ты про какую-то другую мораль? Хотелось бы услышать определение.
> Мораль она заложена в общественном устройстве
Очевидно так. Но, только сначала мораль, а потом- общественное устройство.
"Мораль (лат. moralis — нравственный, от mos, множественное число mores — обычаи, нравы, поведение), нравственность, один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе."
РИ была православной, однако публичные дома и проституция наличествовала. СССР - атеистический - нет публичных домов и практически нет проституции.
В обществе эксплуатации - мораль эксплуататорская.
> Но, только сначала мораль, а потом- общественное устройство.
А вот нетушки. Сначала общественное устройство - а потом мораль. Церковь инструмент правящего класса. А православие особенно заточено под правящий класс.
Так что сказочки про мораль - в топку.
"какого х*я попы делают и там и там!?" - Неправильно вопрос ставишь (с) Вот сантехник: он и в храме трубы наладит и в борделе кран подправит. Работа у него такая, услуги и умения свои сантехник страждущим продает. А тут продаются магические услуги, а не какого там "х.я" доят! В борделе мадам оплачивает. На космодроме - государство. И той и тому без скреп никак получается. Если платят.
> > Маковский разрывает духовные скрепы!
>
> Маковский указывает на реальные проблемы общества, а ты тут же делаешь вывод, что Православие- фуфло. Поверхностно очень, камрад.
Это только эскиз. О воплощении мне ничего не известно. Страшно подумать, какое полотно смог бы создать Маковский, этот великий мастер жанровых сцен.
Освящается богоугодное заведение - дом терпимости. В глубине картине поп перед образом Богородицы (или Спаса), вокруг него мамзельки. Виды видавшая дебелая в оранжевом платье спокойно ждет окончания этого действа. Слева тоненькая, юная в белом платье с упавшими руками. В зеленом, очевидно, сама мадам. Ей нечего опускать глаза долу, напротив, она гордо выпятила грудь. Почему проститутка на коленях? Уж, конечно же, она просит у Бога не щедрых и ласковых клиентов, а умоляет избавить ее от унижений.
На переднем плане у Маковского блудуарчик со следами кутежа. Художник даже в эскизе смог передать чувства девушки, вынужденной идти по желтому билету. В лице, фигуре отчаяние, безысходность, исступленность. Она осеняла себя крестом, но словно застыла в последнем движении. Мне кажется, что она, как и ее товарка на коленях, неустанно молилась о скорейшем избавлении от этого постыдного занятия. Безусловно, что многие женщины должны были переступить христианские устои, признав себя блудницами и греховницами. Но теперь все, чем она занимается, получает ... благословение от Господа. А значит, теперь она обречена.
Не знаю, что подвигло Маковского к такому сюжету. Смогло бы выйти это полотно из-под кисти художника, и как бы сложились его отношения с церковью? Но эскиз будит чувства горькие и жуткие.