Картины из камней

idiod.video — Не знаю как правильно назвать данное творчество. Понравилось, решил поделиться.
Видео, Разное | ПоморНик 13 дней назад
10 комментариев | 96 за, 1 против |
#1 | 13 дней назад | Кому: Всем
[censored]
[censored]
#2 | 13 дней назад | Кому: Всем
Вроде Михайло Василич этим в том числе "развлекался". Я в старом фильме про него видел
#3 | 13 дней назад | Кому: Всем
Очень классно!
#4 | 13 дней назад | Кому: Mad_King
Он вроде мазайкой из стекла занимался.
#5 | 13 дней назад | Кому: Нухэр
> Он вроде мазайкой из стекла занимался.

Дедкой Мазайкой???
#6 | 13 дней назад | Кому: Ща
> > Он вроде мазайкой из стекла занимался.
>
> Дедкой Мазайкой???

Сказано же - маЗайкой! :)
#7 | 12 дней назад | Кому: Всем
Это ж эта...ну, как её...- mozilla!
#8 | 12 дней назад | Кому: Mad_King
> Вроде Михайло Василич этим в том числе "развлекался".

Не про это развлечение речь?

********************


"Он страдал и как предприниматель, которому грозило банкротство и как художник, которого лишили возможности выпестовать своё детище..."

Вот о ком это сказано? О Михалкове, о Церетели, обо мне?

О Михайле Васильевиче Ломоносове. Который к 1750 году был моложе меня нынешнего. И впервые заявил в Академии наук, что раскрыл итальянский секрет смальт (непрозрачного разноцветного стекла). В конце 1752 года написана дидактическая поэма "Письмо о пользе Стекла" ( "Неправо о вещах те думают, Шувалов, которые Стекло чтут ниже Минералов...) Ради получения "Стекла" Мануфактур-коллегия решила выдать на устройство фабрики "по деланию стёкол" беспроцентную ссуду 4.000 рублей. Которая потом будет увеличена. А весной 1753 года на для реализации фабричных планов Ломоносов получает ещё 211 душ крепостных "со всеми к ним принадлежими по отписным книгам землями". М.В. Ломоносов становится помещиком и владельцем крепостных. 6 мая, обследовав в Копорском уезде землю, Ломоновсов, трудоустроив родного брата своей супруги Иоганна Цильха управляющим, начинает строительство фабрики.

И тут происходит то, что я считаю крайне любопытным. Разрешение императрицы и финансирование из бюджета, земли и крепостных Ломоносов получает даром под обязательство выпускать острое, коммерчески востребованное ноу-хау - "смальту". Он объявляет в Академии, потом объявляет президенту Академии Кириллу Разумовскому, потом доносит до императрицы, что им разгадан важнейший потрясающий западно-европейский технологический секрет. Что для реализации ноу-хау необходимо срочно строить коммерческую фабрику! Дайте денег, землю, крепостных, дайте льготы по кредитам. Получив всё перечисленное, Михаил Васильевич начинает на своей фабрике выпуск чего?

Бисера, пронизок, стекляруса. Того, что и до Ломоносова, и при Ломоносове делали кустари в округе. А фабику свою именует к февралю 1755 года уже не фабрикой для изготовления "разноцветных стёкол", а "бисерной фабрикой". О производстве того, что указывалось Ломоносовым целью фабрикации: " всяких других галантерейных вещей и уборов, что ещё поныне в России не делают, но привозят из-за моря великое количество ценою на многие тысячи", речь уже не идёт...

На этом месте я обычно начинаю подпрыгивать в восторге и рассылать духам коммерции, живущим у меня на тыквенной каше в особой клеточке, поцелуи трёх видов и пяти качеств. Я люблю тебя, жизнь. Михайло Васильевич! Я люблю и тебя!

Своему лучшему мастеру - Игнату Петрову, человеку, который учился девять месяцев у Ивана Ивановича Беляева, лучшего оптика в России, а потом более года у Гриммеля, живописца Академии наук, на фабрике находится только одно ответственное поручение - единожды пробовать отлить зеркало. 14 лет Игнат Петров учился делать зеркала, рисовать, мастерить и шлифовать. В 1768 году крепостной Петров, фактически завершивший полный курс технологического обучения у лучших российских специалистов, был направлен наследниками Михаила Ломоносова куда? В какую Академию? В обыкновенную. Наследники академика, нашего самородка, отправили другого самородка пахать землю, вернули " к землепашеству". Самому Ломоносову не пришло в голову освободить Игната. В Петербурге было место для одного гениуса из крестьян. Остальные гениусы должны пахать землю на нового барина.

Из 211 крепостных душ, полученных из казны, на фабрике по изготовлению бисера работало от 30 до 40 человек. Это в августе 1758 года признаёт сам хозяйственный академик. 16 человек работало на фабрике, от 15 до 20 человек рубили дрова и таскали воду. Крепостные Ломоносова освобождались от казённых повинностей.

Производство бисера, в отличие от производства мозаик, спорилось! Бисер Ломоносов стремился выпускать прозачный ( вспомним про гарантируемый выпуск непрозрачной смальты как условие открытия фабрики), выпускался стеклярус до 2 пудов в год - очень серьёзный показатель. Импорт составлял от 7 фунтов до 29 пудов в год. Да и остальные 160 крепостных мантулили в пригородах Санкт-Петербурга не за красивые свои глаза, тоже вносили в академическую копилку посильную копеечку. Конечно, 200 крепостных - это не очень серьёзно, это даже мелко. Но зато даром. И 200 - это почти: "Услыша, что у батюшки триста душ крестьян, "легко ли! -- сказала она,-- ведь есть же на свете богатые люди! А у нас, мой батюшка, всего-то душ одна девка Палашка, да слава богу, живем помаленьку". Столбовой дворянин Гринёв с 300 душ, по мнению капитанского семейства, богач. Мало кто задумался над плачевным положением наследников Гринёва. Я напомню: "Потомство их благоденствует в Симбирской губернии.-- В тридцати верстах от *** находится село, принадлежащее десятерым помещикам" Мало кто понимает теперь злую иронию Пушкина в этом "благоденствуют". Дворяне благоденствуют с десятком крепостных, а народный академик тужит с 200 душами и фабрикой.

Но планы фабриканта протирались гораздо дальше...
Казённые заказы на искусство! Воздвижение мозаичного монумента стоимостью в 146 682 рубля, разбитыми на шесть траншей. У монумента планировалось только основание высотой в 14 метров.

Смету, правда, подкорректировали до 81.000 руб. 6.000 выдали Михаилу Васильевичу на погашение ссуды Мануфактур-коллегии. А 13.460 руб. выдали ему как годовой транш на реализацию проекта. Это произошло в 1761 году. В 1763 году, перед переводом 13.460 руб., власти поинтересовались, как продвигается работа, начатая два года назад (про фабрику уже и не спрашивал никто). Заказчику сказали, что дело идёт уже о " строении к оной картине позолоченных рам". Через год, получив 13.460 руб., Ломоносов бодро доложил Воронцову ( который, собственно, и привёз новую итальянскую смальту в Россию в 1746 году), что картина практически закончена и идёт её шлифовка. Через полгода картина "готовилась к шлифовке". Потом картина готовилась к осмотру, потом она шлифовалась и готовилась к шлифовке попеременно, потом Михаил Васильевич умер. И только через три месяца после кончины просветителя картина стоимостью в 20.000 руб была отполирована и вставлена в раму. Больше никаких картин из мозаики Ломоносов не сделал. Фабрика гнала стеклярус и бисер вплоть до 1768 года. Петропавловский собор в Петербурге остался нетронутым.


p.s.

"ему представить смету, по которой Ломоносов примерно щитал 80764 рубли 10 копеек; в то число по сенатским определениям из казны ему выдано в 1761, 1762, 1763, 1764 и 1765 годах всего 31929 рублев 84 копейки, в коих и щеты он подал, и между протчим в оных показал 1-е. По щету 1762 года, что на каменное для мозаичной картины строение из оных денег употреблено 670 рублев: да 2-е по щету 1764 года, что на строение для свободного отправления мозаичных дел каменных палат длиною на 9-ть шириною на 5-ть саженях в два жилья с 10-ми жилых покоях и с двоими сеньми употреблено 1550 рублев; а по счетам по декабрь 1764 года из тех же денег он издержал в разные времена на содержание мозаичных художников, сверх жалованья, на готовой квартире и на протчее 384 рубли 50 [40] копеек. А после его смерти жена ево, вдова, просила о выдаче ей к продолжению картины о взятьи Азова 4000 рублев, да издержанных собственных денег 709 рублев 3-х копеек; токмо к ней отпущено на жалованье мастерам и ученикам и на материалы 2230 рублев 3 копейки, а о сооружении того монумента на сенатской доклад в.и.в. высочайше указать изволили оное препоручить действительному тайному советнику Бецкому; и в 1766 году июня 16-го всилу объявленного им же, Бецким, по 3-му департаменту Сената имянного указа мозаичное дело препоручено Канцелярии от строений по удобности той, что и стеклянные заводы в ведении ее состоят".

ДОКЛАД СЕНАТА ПО ЧЕЛОБИТНОЙ ДОЧЕРИ М. В. ЛОМОНОСОВА


[censored]


Джон Шемякин

[censored]
со ссылкой на:
[censored]
Доступно ныне в веб архиве:
[censored]

*************
#9 | 12 дней назад | Кому: Всем
Композиции отличные.
#10 | 12 дней назад | Кому: Longint
> Не про это развлечение речь?

похоже оно самое )
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.