Экранный эффект начинает проявляться на высоте, равной половине размаха крыла и в полной мере работает на высоте, равной и меньшей средней хорде (ширине) крыла.
У грача крыло высокорасположенное, и довольно узкое, так что даже на посадке экранный эффект хоть и есть, но не особо влияет на поведение самолета.
А можно вопрос по другой теме?
Как самолёт(допустим: спортивный) сколько угодно долго может лететь на одной высоте "на боку" и "вверх ногами"? Ведь расположение крыла таково, что подъёмная сила уравновешивает силу тяжести только в "нормальном" положении. Заранее благодарю.
> Ведь расположение крыла таково, что подъёмная сила уравновешивает силу тяжести только в "нормальном" положении.
Если мощность мотора позволяет, то пока топливо не кончится.
При положительных углах атаки фюзеляж может работать несущей плоскостью (не сильно, но все же), плюс пилот помогает рулём высоты и направления.
Верх ногами - сколько угодно, если позволяет конструкция топливной системы.
Точно на боку - вообще не может, потому что подъемной силе взяться неоткуда. Какой-то краткий момент может, за счет дачи руля направления, но это не установившийся полет.
> При положительных углах атаки фюзеляж может работать несущей плоскостью
Спасибо. А разве угол атаки при перевороте не становится отрицательным? Крыло же по отношению к фюзеляжу установлено в фиксированном и неизменяемом положении.
> А разве угол атаки при перевороте не становится отрицательным?
Самолеты, которым на роду написано часто летать вверх ногами (пилотажные) имеют специальный расходный топливный бак, откуда в перевернутом полете идет топливо и делаются симметричными относительно горизонтальной плоскости, крыло установнено с нулевым углом к оси фюзеляжа и имеет симметричный профиль. Вот в качестве примера:
> Ну рулём высоты подработай, и будет тебе положительный. У тебя же нет необходимости держать тангаж ноль.
Вот оно!!! Если теперь я правильно понял, сам самолёт не располагается горизонтально, как при обычно м полёте, а летит немного опустив хвост. Тогда крыло "устанавливается" на положительный угол атаки. Верно? А тангаж при этом считается отрицательным или положительным?
> делаются симметричными относительно горизонтальной плоскости, крыло установнено с нулевым углом к оси фюзеляжа и имеет симметричный профиль.
Спасибо. Так это специально подготовленный самолёт? Собственно говоря, этот вопрос и возник, когда я смотрел выступления "спортивных" (оказалось - пилотажных) самолётов. Ещё раз спасибо.
Верно.
> А тангаж при этом считается отрицательным или положительным?
Положительным. Отрицательный - если траектория полета загибается к земле. А если летишь в горизонте, хоть и кверх ногами - положительный.
Вообще, угол установки крыла относительно оси самолета определяется назначением самолета. К примеру, у самолета. расчитанного на дальние перелеты с одной скоростью, угол установки выбирается так, чтоб на этой скорости фюзеляж был сориентирован строго по потоку, горизонтально. Чтоб давать наименьшее сопротивление. И чем меньше эта самая выбранная скорость, тем под бОльшим углом к оси быдет установлено крыло.
Ну. или, к примеру. гидросамолет. Его из воды нужно выдергивать как можно быстрее, а фюзеляж наклонить хвостом вниз, чтоб создать нужный угол атаки - вода мешает. Так что крыло ставыт под существенно увеличенным углом к оси самолета, ну да, в крейсерском полете гидросамолет обысно летит несколько опустив нос. Фюзеляж не в горизонтали. Это плата за возможность летать с воды.
И не забываем, что полет с отрицательной перегрузкой (горизонтальный полет вверх ногами - это полет с перегрузкой -1) очень не особо свойственен даже истребителям. При выполнении мертвой петли, к примеру, перегрузка положительна всегда, угол атаки положительный, хотя самолет и вверх колесами.
> Отрицательный - если траектория полета загибается к земле. А если летишь в горизонте, хоть и кверх ногами - положительный.
Вот тут я дал маху. Тангаж может быть положительным даже если траектория загибается к земле. Например, на посадке.
Лучше сказать, тангаж положительный, если нос поднят выше горизонта (не важно, в перевернутом или нормальном положении). Куда при этом летим - вверх, вниз или в горизонте - не важно.
Если интересно про всякое самолетостроительное, принципы, почему применены те или иные технические решения (особенно самую раннюю историю самолетоделания)- обращайся. Это мое давнишнее хобби.