Стэнфордский тюремный эксперимент оказался туфтой

22century.ru — Авторитетнейший и знаменитый стэнфордский тюремный эксперимент на поверку оказался такой же липой, как и многие другие эксперименты, долгое время составлявшие базу учебников по психологии.
Новости, Наука | yatsutko 18:46 18.06.2018
4 комментария | 128 за, 0 против |
#1 | 03:51 19.06.2018 | Кому: Ake110
>> Потому что есть наука - психиатрия называется, а есть лженаука, называется психология

Лженаука?

Вот краткое понятие о "лженауке":

> ЦК ВКП(б) в постановлении «О преподавании логики и психологии в средней школе» от 3 декабря 1946 года признал совершенно ненормальным, что в средних школах не изучается логика и психология, и счел необходимым ввести в течение 4 лет, начиная с 1947/48 учебного года, преподавание этих предметов во всех школах Советского Союза. В соответствии с этим постановлением в 1947–1949 годах преподавание логики и психологии было введено в 598 средних школах. Тогда же, в 1947 году, был выпущен учебник Б. М. Теплова «Психология», предназначенный для старших классов средней школы.


> Глава I. Предмет психологии


> § 1. Общее понятие о психике


> Психология — наука, изучающая психику человека. Под психикой разумеются наши чувства, представления, мысли, стремления, желания, хорошо знакомые каждому человеку по его собственному опыту. К психике относятся также интересы и способности человека, его темперамент и характер. Как протекают процессы восприятия, чувства, волевые процессы? Каковы законы памяти, воображения, мышления? Как развиваются способности и формируется характер человека? Вот вопросы, которыми занимается психология.

> Человек является членом общества, и поэтому его психические свойства формируются под решающим влиянием общественных условий жизни. Именно в зависимости от условий жизни и деятельности человека в обществе развивается его психика, сознание. «…Сознание с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди» (Маркс).
> Классики марксизма-ленинизма — Маркс и Энгельс, Ленин и Сталин — указывают, что источником ощущений, представлений, мыслей является внешний, материальный мир, а психика, сознание человека, является отображением окружающего мира.
> Психика есть одно из свойств материи, возникшее в процессе её развития. Неорганическая материя не обладает этим свойством, она не ощущает и не мыслит; и в пределах органического мира далеко не всякая материя обладает психикой. Потребовался длинный путь развития живой природы, чтобы прийти к материи ощущающей и мыслящей. Психика человека есть особое свойство высокоорганизованной материи — свойство мозга. Свойство это заключается в отражении окружающей действительности.
> Отражение предметов реального мира мозгом человека не следует понимать как пассивное отражение, подобное отражению в зеркале. Человек не пассивно воспринимает мир, он познаёт его в практической деятельности, активно воздействуя на природу и на других людей. В этой активной деятельности и возникают наши ощущения и восприятия — образы тех материальных предметов и явлений, которые через посредство органов чувств действуют на наш мозг, отражаются в нём.
> Современная наука о мозге даёт нам знание физиологических процессов, совершающихся в работающем мозгу. Исследования И. П. Павлова в области высшей нервной деятельности открыли те физиологические процессы, которые составляют основу отражения реального мира мозгом человека. Эти исследования сняли покровы тайны с так называемой душевной деятельности: на огромном материале экспериментальных фактов доказано, что психика определяется внешними воздействиями, условиями существования.
> Учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности, как величайшее достижение современной науки о мозге, является естественно-научным фундаментом психологии.
> Слово «психология» образовано из двух греческих слов: «псюхе» (душа) и «логос» (слово, учение), и значит «наука о душе».
> По представлениям, возникшим ещё в древние времена и сохраняющимся до сего времени в религиозных верованиях и во взглядах некоторых буржуазных философов, душа — это нематериальное, бесплотное существо, живущее в теле человека и в момент смерти покидающее его. Согласно этим представлениям душа является носителем и причиной всей психической жизни человека: его чувств, мыслей, желаний. Такое понимание психики является идеалистическим.
> Противоположное ему и единственно научное понимание психики — материалистическое. Мозг, а не бесплотная душа, есть орган нашей психической жизни, носитель всех наших психических процессов: мышления, чувств, воли. Отражательная деятельность мозга и составляет нашу психическую жизнь.
> В течение тысячелетий в психологии велась борьба между материализмом и идеализмом. Ещё в древней Греции и Риме многие мыслители и учёные боролись с идеалистическим пониманием души и делали попытки дать материалистическое объяснение психической жизни. Эту борьбу продолжали передовые учёные и философы-материалисты нового времени. Ценный вклад в развитие материалистического понимания психической жизни внесли великие русские философы-материалисты — Герцен, Белинский, Чернышевский и Добролюбов. Важнейшее значение для борьбы за материалистическую психологию имели работы великого русского учёного, физиолога и психолога И. М. Сеченова.
> Однако лишь в последнее время, на основе диалектического материализма, созданного трудами Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина, стало возможным построение последовательно материалистической психологии.
> Психология изучает:
> 1. Психические процессы. Восприятие, запоминание, мышление, чувство, волевое решение — всё это различные виды психических процессов. Чтобы разобраться в сложном потоке душевной жизни человека, необходимо прежде всего распределить все психические процессы на определённые группы, выделить отдельные области, или стороны, психики, иначе говоря, произвести классификацию психических процессов. Наиболее общая и простая классификация основывается на различении трёх тесно связанных между собой сторон психической жизни: познания, чувства и воли.
> Чтобы правильно понимать психическую жизнь человека, надо иметь в виду, что познание, чувство и воля не существуют обособленно друг от друга. Чувствуя, мы переживаем своё отношение к тому, что мы познаём или делаем; принимая волевое решение, мы исходим из определённых мыслей и чувств.
> Психическая жизнь, несмотря на всю её сложность, изменчивость, кажущуюся иногда капризность и неустойчивость, подчинена, так же как и все другие явления действительности, определённым законам.
> Психология имеет задачу установить законы психических процессов и тем самым дать научное объяснение этих процессов.
> 2. Психические свойства личности, т. е. наиболее существенные и устойчивые особенности, которые характеризуют каждого человека в отличие от других. К числу психических свойств личности относятся: интересы и склонности человека, его способности, его темперамент и характер.
> Психология ставит перед собой задачу изучить формирование и развитие психических свойств человека. Как создаются интересы человека? Как развиваются его способности? Как формируется его характер? Исследование такого рода вопросов составляет одну из важнейших задач психологии.

[censored]

Вообще, хороший учебник, рекомендую ознакомиться. Ёмко, сжато, без воды.
#2 | 05:33 19.06.2018 | Кому: Ake110
Вообще, как мне кажется, называя психологию лженаукой ты исходишь из современного состояния психологической науки и практической психологии в России. А состояние это, как нетрудно догадаться, упадочное. В том числе из-за тотального некритического "списывания" наработок западной науки, к которым относится и упомянутый стэнфордский эксперимент.
Тем не менее, психология не исчерпывается сегодняшним днём.
Кстати, один из известных практических результатов науки психологии - техника скорочтения.
Есть замечательная книжка Кузнецова, Хромова по скорочтению 1983 года.

[censored]

Единственная, из тех, что я видел, в которой излагается научная база упражнений по скорочтению - как и зачем тренировать движения глаз, зачем выстукивать ритм, в какое время суток и как тренировать концентрацию внимания, как лучше запоминать, какие виды памяти использовать и как и т.п.
Это как раз результаты "лженаучных" психологических исследований.
#3 | 00:32 20.06.2018 | Кому: Ake110
> добавлю только что не только в России, но и в США и Западной Европе.

Не думаю, что ты следишь за западной психологией иначе чем по пересказам наших отечественных психологов. Как и все мы, понятное дело.

> Я не зря приводил в пример астрономию и астрологию - как мне кажется, современная психология слишком далеко отошла от научного подхода.


Пример с пересмотром стэнфордского эксперимента (и "эксперимента с зефирками") говорит о том, что есть и противоположная тенденция - пересмотра устоявшихся взглядов из-за ненаучности их экспериментальной основы. И тенденция эта существует в западной науке, а не в нашей, что печально. Заметь, и тот, и другой эксперименты раскритикованы именно американскими учеными.
#4 | 00:35 20.06.2018 | Кому: dr103
> Да нормальная гуманитарная наука. Чем для тебя лучше психиатрия?

Вот, кстати, мнение психиатра (ну, он в белом халате, значит врач):

Научность психологии и психиатрии
[censored]

(внимание, канал с саморекламой автора)
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.