Про штурмана.

vott.ru — байка с бородой. В комменте.
Новости, Юмор | Malganus 20:59 05.07.2017
3 комментария | 233 за, 2 против |
#1 | 21:45 05.07.2017 | Кому: Всем
- Штурман, где мы?
- В вытрезвителе.
- К черту точность, город какой?
#2 | 22:18 05.07.2017 | Кому: Malganus
Из отцовского снаряжения, остался на память - "Наколенный планшет летчика", альтернатива НЛ
[censored]
[censored]
[censored]
#3 | 04:27 06.07.2017 | Кому: Antic
Пытался понять, как эта штука работает - с наскока не осилил. Алхимия - великая наука )

" Имеем шкалы:

1 – неподвижная - проценты
2 – подвижное кольцо –расстояния и скорость - километры, километры в час
3 – неподвижная – время (мин-сек или час-мин). На шкале также имеются; круглый красный индекс на числе 36 – предназначен для перевода скоростей из м/с в км/ч и обратно; квадратный красный индекс на числе 10 и треугольный красный индекс на числе 60.
4 – неподвижная шкала с нанесенными расходящимися линиями углов сноса (в градусах) и дугами путевой скорости (в процентах)
5 - подвижный прозрачный лимб с нанесенными по периметру градусами от 0 до 360.

Шкалы 2 и 3 используются для штилевого расчета полета, аналогично таким же шкалам на линейке НЛ-10М, когда по имеющимся длине участка маршрута S и воздушной (приборной) скорости ЛА V рассчитываем время прохождения участка t=S/V

Ключ: Напротив красного треугольника шкалы 3 выставляем воздушную (приборную) скорость ЛА (например, 180 км/ч), после чего на шкале 2 находим длину участка маршрута (например, 27 км) и напротив него на шкале 3 считываем время полета в минутах (9 минут).
Таким образом просчитываются все участки маршрута, выполняется штилевой расчет и заполняются соответствующие таблицы в планшете или на бумаге – в Штурманском плане полета.
[censored]

Следующий этап – расчет полета с учетом ветра.
Имеем:
Метеорологическое направление ветра (откуда дует) на эшелоне полета в градусах (например, 120 градусов)
Силу ветра на эшелоне полета U в м/с (например, 10 м/с)

1. Переводим ветер в навигационный, прибавив (или вычтя) к метеорологическому направлению 180 градусов: 120+180=300 градусов
2. Переводим скорость ветра из м/с в км/ч:
Для этого напротив красного индекса 10 на шкале 3 устанавливаем скорость в м/с (10), а напротив круглого красного индекса шкалы 3 по шкале 2 считываем скорость в км/ч (36).
3. Теперь нужно вычислить, какую часть составляет скорость ветра U от воздушной скорости ЛА V в процентах:
Для этого напротив цифры 100% шкалы 1 ставим скорость V (в нашем примере V=180км\ч) , а напротив числа 36 шкалы 2 (скорость ветра) по шкале 1 считываем 20%.
4. После этого поворачиваем прозрачный лимб 5 так, чтобы стрелочка шкалы 4 смотрела на 300 (наш навигационный ветер) и карандашом, имеющимся в комплекте планшета, из начала координат рисуем вектор ветра длиной 20% и направлением 300. На конце вектора рисуем поперечную засечку – так потом точнее считываются данные.
[censored]

5. Определяем УС. Поворачиваем прозрачный лимб 5 так, чтобы стрелочка шкалы 4 смотрела на ЗМПУ (заданный магнитный путевой угол) нашего участка пути (например, ЗМПУ=50 градусов). Конец вектора ветра на шкале 4 указывает величину УС (угла сноса). Влево – УС со знаком (-), вправо – со знаком (+).
Пример: ЗМПУ=50 град., УС=-12 град.
[censored]

6. Определяем магнитный курс с учетом ветра. Если по формуле , то МК=ЗМПУ-(+-УС)=50-(-12)=62 град., а по простому: если ветер сносит нас влево , то нам нужно довернуть вправо на величину угла сноса (УС), т.е. был курс 50, станет 62. Аналогично, если сносит вправо – отворачиваем влево. И, соответственно, поворачиваем прозрачный лимб 5 на новый МК с учетом угла сноса.
[censored]

7. После того, как повернули лимб 5 на МК, конец вектора ветра на шкале 4 указывает величину W (путевой скорости) в процентах (в нашем случае, что-то около 90-91%).
По шкалам 1 и 2 переводим скорость из процентов в км/ч, как было указано выше. Получается 163 км/ч.

Аналогично рассчитываются и остальные участки маршрута.
Если ветер на других участках маршрута разный, то для этих участков рассчитываются и рисуются свои векторы ветра.
[censored]
[censored]
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.