Историк подверг сомнению высокий уровень образования в СССР

news.mail.ru — Утверждения о том, что школы в СССР были лучшим в мире, не имеют ничего общего с реальностью - сказанул историк российского образования, сотрудник Научной библиотеки МГУ Алексей Любжин, комментируя инициативы по возвращению в школы советской методики преподавания.
Новости, Наука | Tellur 00:01 28.02.2017
15 комментариев | 104 за, 0 против |
#1 | 05:50 28.02.2017 | Кому: RDV
> Вот вернем в 21 веке учебники пятидесятилетней давности и гусиные перья - ух, заживем!

Есть такой замечательный двухтомник Фихтенгольца "Основы математического анализа". Переиздавался бесчисленное количество раз, у меня было издание середины шестидесятых.
Так вот, читали нам матанализ "по Зоричу", с теорией баз и фильтров, а вот разбирались мы "по Фихтенгольцу". Нет, конечно учебник Зорича был постоянно на столе. Но и Фихтенгольц рядом. А если вспомнить, что начинался этот учебник с того, что он в 1922 году совместно с Я.Д. Тамаркиным перевел на русский язык «Курс анализа бесконечно малых» Ш.Ж. де ла Валле-Пуссена, то скоро этому учебнику 100 лет. И он до сих пор пользуется спросом, попробуй погуглить Фихтенгольца и увидишь, какие запросы популярны на это слово.
Но можно вспомнить и более поздние примеры, в частности, замечательные учебники и программы Колмогорова.
Есть вещи, которые методологически настолько вылизаны, что им не скоро еще найдется замена. И есть школы, например, русская математическая школа, основанные на этих методиках. И я бы точно не стал бы тут ничего трогать, пока не появятся люди, способные превзойти "стариков".
#2 | 05:54 28.02.2017 | Кому: tsoka
> То, с какой лёгкостью новый человек от СССР отказался в обмен на пресловутые джинсы, колбасу и жевачку, поговаривают, удивило даже видавших виды западных аналитиков.
> Меня это тоже удивляет и печалит.

К образованию это не имеет никакого отношения. Это следствие воспитания. А оно, начиная с начала шестидесятых, плавно становилось мелкобуржуазным, как прямое следствие прихода троцкистов к власти.
#3 | 06:03 28.02.2017 | Кому: бабаня
> Система давала неплохую сумму научных знаний, но, увы, не учила соотносить их с действительностью и фильтровать информацию

Здесь сыграл большую роль патернализм системы, тщательно изолировавшей советского человека от таких вещей. Поэтому, когда пришли "цивилизованные" со своими "бусами" и "одеялами", с ними пришла и идеологическая "оспа", против которой у общества не было иммунитета. А Чумаки и Кашпировские были первыми ласточками "стерильности" населения, "аутоимунными", так сказать, заболеваниями.
#4 | 06:33 28.02.2017 | Кому: tsoka
> Ты думаешь, что в реальности эти вещи разделены? С учётом того, что почти треть жизни с 7 до 16 лет дети проводят в школе?

Их можно и нужно разделять.Например, большевики, получившие "имперское" образование, отправившие молодежь за границу получать образование "буржуазное", вполне успешно "наложили" на это "советское" воспитание.
А некоторые родители не менее успешно противостоят натиску "прозападного" воспитания.
Но вот если ты не математик и математическое образование твоему ребенку получить негде, то все. Абзац. Записывай его в "историки":)
#5 | 06:40 28.02.2017 | Кому: Макар
> в результате троцкистского переворота?

Есть такое мнение.
#6 | 06:42 28.02.2017 | Кому: RDV
> А она как-то по-другому преподается?

Преподавалась. "Колмогоровская" реформа.
Так же физика и др. предметы. Советская педагогическая наука не стояла на месте.
#7 | 06:45 28.02.2017 | Кому: Сов спикуль
> Иммунитет был, выработанный за предыдущие десятилетия, но карьеристам и прочей скрытой буржуазии, нужно было сломать систему - это они и сделали объединившись, и ведя мощную контрпропаганду в сми того времени.

Иммунитет вырабатывается от соприкосновения с заразой и никак иначе. А всякие средства "идеологической дезинфекции" и изоляции приводят к его утрате. К сожалению.
#8 | 06:46 28.02.2017 | Кому: Сов спикуль
> Ты про что?

Про то, кто и где учился. И не более.
#9 | 06:51 28.02.2017 | Кому: Сов спикуль
> А новое молодое поколение поднимали в рабфаках

И кто там его поднимал? С каким образованием?

> успешно переехали из Советской России на Запад


А некоторые успешно переехали еще до революции.
Но большинство осталось.

> Приблизительно так.


Не так даже приблизительно. Очень упрощенное представление.
#10 | 06:52 28.02.2017 | Кому: Сов спикуль
> Верно, но в 70-х стала фигурировать теория существования двух систем - приблизительно так. Ну вот и досуществовали...

Это уже началась "оспа".
#11 | 06:58 28.02.2017 | Кому: RDV
> Что только подтверждает давно созревшее у меня предположение о несостоятельности определения "советская система образования",

Советская система преподавания как раз имеет в своем составе, в частности, педагогическую науку. И да, это - историческая категория, если выражаться точно, языком философии. Так что не вижу никакой "несостоятельности" термина.
Более того, французы, например, буквально развалившие свою систему преподавания точных наук, вынуждены доучивать своих детей в России, специально "воссоздав" некоторые "советские" школы.
#12 | 07:01 28.02.2017 | Кому: Сов спикуль
> До "оспы" была диктатура пролетариата и отделы пропаганды при обкомах, в 60-х годах эти отделы были закрыты, так и "пошло заражение организма".

Ну, если пункты "вакцинации" закрыты, то ясен пень, жди эпидемии. Но более того, они закрылись, потому что не стало "фабрик" по производству вакцин.
Все как положено - единство и борьба:)
#13 | 08:35 28.02.2017 | Кому: бабаня
> И школа была значимой частью этой системы. Прививала доверие к любому печатному тексту с умными словами, а задавать вопросы не учила.

Да кто бы спорил. Вопросов не было - одни ответы.
Но это все-таки часть воспитания, а не образования.
Вот тебе красноречивый пример: одно из лучших советских, а теперь российских высших учебных заведений МФТИ до сих пор выпускает отличных физиков, инженеров, математиков. Но кто принял самое деятельной участие в создании Российской экономической школы, рассадника идей либерализма, по мнению многих (хотя это и не так)? Выпускники МФТИ. Они же составляют, наряду с выпускниками МГУ, основную часть студентов и выпускников РЭШ, которые весьма востребованы на мировом (!) рынке труда, поскольку эконометрическое (не путать с экономическим) образование она дает блестящее.
Итак, цепочка школа-МФТИ-РЭШ, практически гарантированно приводит молодого человека (девушку) на престижную и высокооплачиваемую работу либо в России, либо за границей, ибо образование, повторюсь, эта цепочка до сих пор дает блестящее (хотя школа уже захромала и с каждым годом все труднее набрать приличного качества абитуриентов). Как говорится, практика - критерий истины.
А вот воспитание, именно воспитание, начиная, в основном, как раз с МФТИ, отравлено либеральной идеологией по самое не могу.
В результате мы получаем прекрасно образованных либерастов в товарных количествах.
И это можно поправить только в теории, на практике я даже не представляю, с какого конца начать.
#14 | 08:46 28.02.2017 | Кому: бабаня
> Слишком тесно связанные вещи, чтобы разделять их.

Матушка (раз бабаня:), это совсем не так. Большевики же с этим блестяще справились и достаточно изучить их наследие.
Но это никому не нужно, поскольку Россия уже начала забег по западным граблям и результат будет такой же.
#15 | 11:05 28.02.2017 | Кому: бабаня
> Педагогическое наследие (в том числе советское) сообщает, что образование - это единство обучения и воспитания.
> Или ты под воспитанием подразумеваешь что-то свое, отличающееся от общепринятого значения этого понятия?

Боюсь, мы с тобой о разном. Единство обучения и воспитания не означает, что в полученной сумме нельзя заменить одно из слагаемых. Например, историю можно преподавать и с патриотическим и с прозападным уклоном. Если умело - то по одним и тем же фактам, цифрам, персоналиям, по одним и тем же историческим документам. Но на выходе мы будем получать разных людей. По-разному воспитанных, но одинаково "владеющих" предметом. Просто одни будут, к примеру, делать упор на победы России, другие на поражения.
Или пример с тем же МФТИ. Никакая либерастия из математики не вытекает. Ее преподаватели привносят. Поменяйте преподавателей и либерасня на выходе исчезнет.
Наши либерасты просто отчаянно торопятся, боятся не успеть, поэтому вынуждены врать внаглую. Было бы у них время - "работали" бы тоньше.
А так да, единство. Кто ж спорит.
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.