Нужны ли России турбины большой мощности
masterok.livejournal.com Так что же делать с турбинами? Разрабатывать свои несмотря на сроки и стоимость? Пытаться договорится с партнерами о совместном проекте? Покупать и не заморачиваться? Потребность в них очень небольшая для локализации производства у себя.
надзор »
— Почему не были доведены до ума отечественные мощные газовые турбины и ПГУ?
— Здесь, наверное, нужно обратиться к истории. Самые первые газовые турбины большой мощности были созданы именно в Советском Союзе. В конце 1970-х они были установлены на Электрогорской ГРЭС им. Р. Э. Классона и на Краснодарской ТЭЦ. Но, к сожалению, эти разработки так и остались на уровне неких прототипов, которые больше простаивали, чем работали.
Особой экономической мотивации продвигать это направление в Советском Союзе не было, хотя техническая база имелась. Потому что в стране были очень хорошо развиты паросиловые технологии, разработаны хорошие надёжные паровые турбины, имелись дешёвые газ, нефть и уголь. Крупнейшие зарубежные игроки, которые сейчас присутствуют на рынке, стали создавать большие газовые турбины одновременно с СССР и даже чуть позже. И они преуспели благодаря технико-экономическим преимуществам и высокой эффективности, что было важно при дорогом топливе.
В нашей стране школа проектирования мощных турбин была фактически утеряна. Хотя определённые работы велись всегда, с 1980-х это направление стало отставать. Потом наступили трудные 1990-е… И в итоге в начале нынешнего века выяснилось, что в России нет газовой турбины, которая могла бы конкурировать с лучшими иностранными образцами даже на внутреннем рынке.
Турбина ГТЭ-110, установленная на «Ивановских ПГУ», была спроектирована не в России. Её создали в НПО «Машпроект» (Николаев, Украина) на базе опыта проектирования небольших турбин для морского применения. После распада Советского Союза украинская ГТУ была передана на доработку в НПО «Сатурн». Первую такую установку я лично видел в «Сатурне» в 1994 г. За 22 года, которые прошли с тех пор, было изготовлено семь образцов. Все они, так или иначе, сломались, потом восстанавливались, переделывались. Сейчас, по-моему, есть два реально действующих экземпляра, в которых по-прежнему остаётся огромное количество недоработок.
Этап доводки не был завершён в силу нехватки средств (сами понимаете, середина 1990-х — не самое лучшее время для инвестиций в современные технологии), а также из-за отсутствия соответствующей инженерной школы.
НПО «Сатурн» — это авиационное предприятие. Доводка авиационных двигателей от прототипа до серийного изделия всегда шла на большом количестве образцов — от 30 до 50. Но с турбиной мощностью 110 МВт такие вещи не проходят: слишком дорого. А школы доводки ГТУ на малом количестве образцов у нас нет. В 1990-е не было и технологических возможностей, потому что часть производителей компонентов и материалов осталась за пределами России. Поэтому и шло «медленное варение в собственном соку» в попытке эту турбину всё-таки довести до ума. За это время за рубежом создали два новых поколения ГТУ. Фактически, даже если сейчас довести ГТЭ-110 до серийного производства, и по уровню КПД, и по ресурсу, и по экологическим показателям установка будет на два-три поколения отставать от того, что сейчас реально присутствует на рынках, в том числе и в России. Так что особого смысла я в этом не вижу.