Представит. автомобили России при социализме и капитализме

aesthete89.livejournal.com — В обзоре на примере производства и распределения представительских автомобилей в РИ и СССР показана картина развития и деградации отечественной авто промышленности и ее связь с общественно-политическим положением в стране. К 1953 в СССР был налажен полный цикл конструирования и производства предст. автомобилей. Было бы логично ожидать дальнейшего увеличение количества выпускаемых машин и увеличения их доступности для народа. Однако все пошло совершенно не так #троцкистскийпереворот1953
Новости, Политика | AndroidSav1 05:37 17.03.2017
33 комментария | 37 за, 3 против |
#1 | 05:43 17.03.2017 | Кому: Всем
Из комментариев:

Отлично. В развитие темы неплохо было бы отследить динамику цен на легковые автомобили в СССР. По представительским, собствено, отслеживать нечего - один ЗИМ был в свободной продаже. Но так, навскидку: 40000 р. в начале 50-х - это примерно 45 среднемесячных советских зарплат. В конце 70-х, ЕМНИП, величина средней зарплаты в СССР составляла что-то в районе 150 рублей. Умножаем 150 на 45, получаем 6750 рублей. Просто прекрасно: "Жигуль" в средних зарплатах стоит как представительский автомобиль.

Из воспоминаний профессора, д.т.н. Валерия Антоновича Торгашева про 1955 год:

Проиллюстрировать жизнь населения СССР в 1955 году я могу на примере своей семьи. Семья состояла из 4-х человек. Отец, 50 лет, начальник отдела проектного институ­та. Мать, 45 лет, инженер-геолог Ленметростроя. Сын, 18 лет, выпускник средней школы. Сын, 10 лет, школьник. Доход семьи состоял из трех частей: должностной оклад (2200 рублей у отца и 1400 рублей у мамы), ежеквартальная премия за выполнение плана обычно 60% от оклада и отдельно премия за сверхплановые работы. Получала ли такую премию мама, я не знаю, а отец получал ее примерно раз в год, и в 1955 году эта премия составила 6000 рублей. В другие годы она имела примерно такую же величину. Я помню, как отец, получив эту премию, раскладывал множество сторублевых купюр на обеденном столе в виде карточного пасьянса, а затем мы устраивали праздничный ужин. В среднем ежемесячный доход нашей семьи составлял 4800 рублей или 1200 рублей на человека. Из указанной суммы 550 рублей вычиталось на налоги, партийные и профсоюзные взносы. На питание уходило 800 рублей. 150 рублей тратилось на оплату жилья и коммунальные услуги (вода, отопление, электроэнергия, газ, телефон). 500 рублей расходовалось на одежду, обувь, транспорт, развлечения. Таким образом, регулярные ежемесячные расходы нашей семьи из 4 человек составляли 2000 рублей. Неизрасходованных денег оставалось 2800 рублей в месяц или 33600 рублей (миллион современных рублей) в год. Доходы нашей семьи были ближе к среднему уровню, чем к верхнему. Так более высокие доходы были у работников частного сектора (артелей), которые составляли более 5% городского населения. Высокие зарплаты были у офицеров армии, МВД, МГБ. Например, обычный армейский лейтенант командир взвода имел ежемесячный доход в размере 2600—3600 рублей в зависимости от места и специфики службы. При этом доходы военных не облагались налогом. Для иллюстрации доходов работников оборонной промышленности приведу лишь пример хорошо мне знакомой молодой семьи, работав­шей в опытно-конструкторс­ком бюро министерства авиационной промышлен­нос­ти. Муж, 25 лет, старший инженер с окладом 1400 рублей и ежемесячным доходом с уче­том различных премий и командировочных 2500 рублей. Жена, 24 года, старший техник с окладом 900 рублей и ежемесячным доходом 1500 рублей. В целом ежемесячный доход семьи из двух человек составлял 4000 рублей. В год оставалось около 15 тысяч рублей не­израсходованных денег. Полагаю, что значительная часть городских семей имела воз­мож­ность ежегодно откладывать 5 — 10 тысяч рублей (150 – 300 тысяч современных рублей).

[Из дорогостоящих товаров следует выделить автомобили. Ассортимент автомобилей был невелик, но проблем с их приобретением не было. В Ленинграде в большом универмаге «Апраксин двор» находился автомобильный салон. Я помню, что в 1955 году там были выставлены для свободной продажи автомобили: Москвич-400 за 9000 рублей (эконом класс), Победа за 16000 рублей (бизнес класс) и ЗИМ (впоследствии Чайка) за 40000 рублей (представительский класс). Наших семейных сбережений было достаточно для приобретения любого из перечисленных выше автомобилей, включая ЗИМ. А автомобиль Москвич вообще был доступен для большинства населения. Тем не менее, реального спроса на автомобили не было. В то время автомобили рассматривались как дорогостоящие игрушки, создающие массу проблем по содержанию и обслуживанию. У моего дяди был автомобиль Москвич, на котором он всего несколько раз в год выезжал за город. Приобрел этот автомобиль дядя еще в 1949 году только потому, что во дворе своего дома в помещении бывших конюшен он мог обустроить гараж. Отцу на работе предлагали купить списанный американский Виллис, военный внедорожник того времени, всего за 1500 рублей. Отец отказался от машины, так как держать ее было негде].

Назову некоторые цены в 1955 году: ржаной хлеб – 1 руб./кг, булка — 1.5 руб./0.5 кг, мясо — 12.5–18 руб./кг, живая рыба (карп) – 5 руб./кг, осетровая икра – 180 руб./кг, обед в столовой — 2-3 рубля, ужин в ресторане с вином на двоих – 25 руб., кожаные туфли — 150 – 250 руб., 3-скоростной велосипед Турист – 900 руб., мотоцикл ИЖ-49 с двигателем 350 куб. см – 2500 руб., билет в кино — 0.5–1 руб., билет в театр или на концерт — 3-10 руб


[censored]
#2 | 06:01 17.03.2017 | Кому: Всем
Важным этапом в развитии советского автомобилестроения стал ГАЗ-12 «ЗИМ». С точки зрения конструкции это был уникальный по тем временам опыт создания представительского автомобиля с несущим кузовом, что позволило существенно уменьшить вес машины. [Кроме того, в первый (и в последний) раз за всю историю СССР представительский автомобиль поступил в свободную продажу. Цена, конечно, была немаленькой – 40 000 рублей. Тем не менее, покупатели находились, а при сохранении темпов экономического роста, достигнутых к 1953 году, их число бы только возрастало. Всего за 10 лет было выпущено 21 527 ЗИМов].

[censored]
Стоит подвести промежуточные итоги. К 1953 году в СССР был налажен полный цикл конструирования и производства представительских автомобилей. Исходя из логики развития автомобильной промышленности, было бы логично ожидать дальнейшего увеличение количества выпускаемых машин и увеличения их доступности для народа. Однако все пошло совершенно не так.

В 1958 году конструкторы бывшего завода имени Сталина, переименованного в завод имени Лихачева, создали новый представительский автомобиль ЗИЛ-111, оборудованный кондиционером, автоматической коробкой передач и гидроусилителем руля. Производство нового автомобиля было решено ограничить мелкосерийной сборкой исключительно для нужд высшего руководства страны. Никакого обоснования такого решения в тематической литературе обнаружить не удалось, поэтому позволю себе высказать предположение, что окончательно укрепившиеся у власти после 1957 года Хрущев и его сторонники таким образом демонстрировали свое особое положение в государстве. Чуть далее будут приведены дополнительные аргументы в пользу данной точки зрения.

Не имея еще возможности открыто присваивать бывшую общенародную собственность, руководители КПСС создавали для себя за счет государства всевозможные привилегии. Такая политика обходилась СССР даже дороже, чем если Хрущев открыто бы выписал себе миллионную зарплату. [Искусственное ограничение выпуска ЗИЛ-111 и дальнейших правительственных машин завода едва десятком машин в год сделало легковое производство убыточным. С 1958 по 1967 год было выпущено всего лишь 112 лимузинов ЗИЛ-111, с 1967 по 1977 год 113 автомобилей следующего поколения ЗИЛ-114, а с 1978 по 1985 год 133 правительственных ЗИЛ-4104]. Кроме того, помимо ограничения выпуска, были приняты еще меры по недопущению попадания элитных машин в «недостойные» руки. ЗИС-110 после списания из госучреждений мог продаваться в личное пользование. Есть свидетельства о передаче отдельных списанных ЗИЛ-111 в Дворцы бракосочетаний для проведения свадебных торжеств. К концу же существования СССР правительственные лимузины по достижении пробега 100 000 км. полагалось разрезать на металл, чтобы простые смертные не смели пользоваться автомобилями членов Политбюро.
#3 | 06:07 17.03.2017 | Кому: CrazyAlex
> тех, кого отрешили от власти после переворота

Точнее называть их ленинцами-сталинцами.
#4 | 06:51 17.03.2017 | Кому: CrazyAlex
> Можете перечислить их?

"Антипартийная группа 1957 года" - Маленков, Молотов, Каганович
#5 | 07:04 17.03.2017 | Кому: Zzlo
> Может и следовало. Ибо все ЦК осталось после переворота 1953 года на своих местах, моментально присягнув хрущеву.

Умные китайцы, имея перед глазами печальный опыт СССР, такой ошибки уже не допустили. В результате "культурной революции" Мао зачистил ЦК КПК и тем самым избежал капиталистической контрреволюции в КНР.

Маоизм - продолжение марксизма-ленинизма-сталинизма.
Маоизм - он о том, как избежать капиталистической контрреволюции в социалистическом государстве.
#6 | 07:10 17.03.2017 | Кому: CrazyAlex
> и на кого бы он опирался? на вакуум? или он матрица?

19 съезд проходил с 5 по 14 октября 1952 года. И это, по сути, был последний бой Сталина на фронте вытеснения партноменклатуры из государственного управления. Решения съезда изменяли структуру и статус партии, ограничивая её власть. А кто бы тогда руководил страной? Совет министров СССР во главе с его Председателем - Сталиным.

[censored]

После убийства Сталина в 1953, все самые важные решения 19 Съезда были ликвидированы.
#7 | 07:15 17.03.2017 | Кому: CrazyAlex
> чего же они не боролись в 1953 году после переворота? у них же осталась власть - что же это за переворот такой

Боролись и могли бы даже и одержать верх.

Проиграли потому, что Хрущева поддержал Жуков (видно "бонопартистские амбиции" дело сыграли).

Хрущев потом Жукова за поддержку "отблагодарил". Поделом ему.
#8 | 07:17 17.03.2017 | Кому: CrazyAlex
> ага и в результате сейчас в Китае многое сделано так, против чего выступао Мао

Например?

Мао выступал за повышение уровня жизни китайских трудящихся, что все последние 40 лет неуклонно и происходит.

Ден Сяопин - был верным сторонником и продолжателем дела Мао.
#9 | 07:19 17.03.2017 | Кому: Акелла
> Как только Мао склеил ласты, тут же нашелся свой "хрущев" - старина Дэн. И Китай уверенной поступью пошел в капитализм, прикрываясь "маоизмом", как фиговым листком .

В КНР длящийся уже несколько десятилетий НЭП.

> Но ни у тебя, ни твоего гуру балаева такая реальность никак не укладывается в ваши фантазии.


И снова Акелла промахнулся. Впрочем, как всегда. По другому еще ни разу не было.
#10 | 07:32 17.03.2017 | Кому: CrazyAlex
> именно поэтому Мао его отправил работать рабочим на тракторный завод ну и так далее

Еще так на время "культурной революции" Мао "вывел" из поля зрения, чтобы под раздачу не попал.

После того, как премьер Чжоу Эньлай заболевает раком, Дэн избирается им в качестве своего преемника, и Чжоу Эньлай убеждает Мао вернуть Дэна в политику. В 1974 году Дэн становится вице-премьером в правительстве Чжоу Эньлая.

Р.S. Честно скажу, мне из китайцев Чжоу Эньлай больше всех симпатичен. Самый "тонкий" из всего руководства, он что ли, был.

[censored]
#11 | 07:34 17.03.2017 | Кому: CrazyAlex
> У AndroidSav1 все его повествование похоже на религиозные тексты, чем на научную работу.

Я на научность никогда не претендовал, если ты заметил.

Я занимаюсь агитацией и пропагандой. Моя цель - вызвать интерес к теме и посмотреть на причины и следствия с новой стороны.
#12 | 07:35 17.03.2017 | Кому: CrazyAlex
> сына его с какого-то этажа скинули - "чтобы под раздачу не попал"

Сыну не повезло. Хорошо, что жив остался.
#13 | 07:45 17.03.2017 | Кому: CrazyAlex
> хорошо было Китаю за спиной СССР

Может и РФ получится в дальнейшем аналогичный финт провернуть (прикрываться несколько десятилетий КНР), если последствия капиталистической контрреволюции у себя ликвидируем.
#14 | 07:46 17.03.2017 | Кому: CrazyAlex
> ты занимаешься составлением религиозных текстов

Это твое личное мнение, не соответствующее действительности.
Но ты на это свое мнение имеешь полное право.
#15 | 07:47 17.03.2017 | Кому: Акелла
> В Китае капитализм. Хочется тебе этого или нет.

В КНР НЭП.
#16 | 07:51 17.03.2017 | Кому: CrazyAlex
> На этом далеко не уедешь.

У тебя есть возможность показать, как надо.
С интересом посмотрю.
#17 | 07:51 17.03.2017 | Кому: CrazyAlex
> я бы поспорил, но с религиозными деятелями спорить бесполезно

Так не спорь. Неужто, кто заставляет?
У нас свободная страна.
#18 | 07:58 17.03.2017 | Кому: CrazyAlex
> у меня нет возможности, для этого как необходимое(но недостаточное условие) должно быть наличие свободного времени, а его у меня нет

Печально.
#19 | 07:59 17.03.2017 | Кому: Акелла
> Это тебе гуру так сказал

Опять ты промахнулся. Да что ж такое!
#20 | 08:06 17.03.2017 | Кому: Макар
> это называется схоластика

У тебя есть возможность показать, как надо.
С интересом посмотрю.
#21 | 08:24 17.03.2017 | Кому: Макар
> что показать?
> кому надо?

Я думал, тебе надо.

Критикуешь, предлагай, не?
#22 | 08:24 17.03.2017 | Кому: Акелла
> А может тебя стоит на капче проверить, что ты не робот?

Андроид я. Это лучше.
#23 | 08:34 17.03.2017 | Кому: Макар
> надо что?

Показать, как надо. Или тебе этого не надо?
#24 | 08:36 17.03.2017 | Кому: Акелла
> Ни чем не лучше. Что роботы, что андроиды действуют по заранее заложенной в них программе.

Мы здесь власть!

[censored]
#25 | 08:41 17.03.2017 | Кому: Акелла
> Опять фантазируешь?

Глумлюсь.
#26 | 08:42 17.03.2017 | Кому: Макар
> показать как надо что?

Уже ничего.
#27 | 08:46 17.03.2017 | Кому: Акелла
> Над роботами?

Над тобой.
#28 | 08:53 17.03.2017 | Кому: Акелла
> Так что, ничем вы, роботы-сектанты, человеков удивить не можете.

Печально.
#29 | 09:06 17.03.2017 | Кому: Акелла
> Да не переживай ты так.

Где ты в моём глумлении переживания увидел?
Ты забавный. С тобой смешно.

Сейчас ты мне еще и тему в топ выведешь.
#30 | 09:16 17.03.2017 | Кому: Акелла
> Зато ты унылый.

Поэтому ты практически в каждой моей теме отмечаешься? Ты еще и мазохист? Унываешь, но лезешь?

> Ну ладно, давай, бухти мне, как космические корабли хрущевские троцскисты бороздят большой театр китайский "социализм"


Это просто.

Нажимаешь #троцкистскийпереворот1953 и #китайскийсоциализм и наслаждаешься.
#31 | 09:29 17.03.2017 | Кому: Акелла
> То ты писал, что я забавный, теперь, что я унылый.

Ты забавный. А я унылый, стало быть ты с меня унываешь, но зачем то снова и снова лезешь. Унываешь, но лезешь. Не иначе ты еще и мазохист.

> И что там?


Там про троцкистский переворот 1953 года и про китайский социализм. Всё, как ты любишь.
#32 | 09:46 17.03.2017 | Кому: Акелла
> У тебя есть партнер по разуму из жж, вотт с ним и развлекайтесь.

Это ты про кого?
#33 | 10:29 17.03.2017 | Кому: Акелла
> Про балаева

А, ты про Балаева.

Тут всё просто. Он пишет, я размещаю, люди читают. Все в плюсе.

Ты бы хоть раз что-нибудь толковое написал, я бы и на тебя сослался.
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.