Возможно ли импортозамещение без расстрелов?

zergulio.livejournal.com — Первые шаги Германа Клименко, советника президента по вопросам развития интернета.
Новости, Компьютеры | Cogniter 09:42 11.01.2016
11 комментариев | 77 за, 2 против |
#1 | 14:54 11.01.2016 | Кому: Crypt
> Где там ваш школьный линукс?

В 2013-2014 был в нескольких школах по работе -- везде встречал линукс. Имею в виду в классах.
В бухгалтерии и ещё в разных непрофильных (не-учебных) кабинетах видел и винду.

> Stvn2011 »

> Работал год назад в школе, там были установлены Убунту. Я не силен в линуксах, но по внешнему виду - Убунту.

CentOS либо AltLinux. Лично раскатывал спущенные "сверху" образы на госзакупленные для школ компы. А Гном -- он повсюду Гном :)
#2 | 16:02 11.01.2016 | Кому: Crypt
> Импортозамещение, ага

Нет, не импортозамещение. Впрочем, в отношении freeware что подразумевается под импортом?
#3 | 19:22 11.01.2016 | Кому: Crypt
> если смотреть "линукс открыт и в нём нет закладок и вирусов" - то это откровенная чушь

Сам смотрел? :)

Исходники открыты.

Кстати, на вопрос
>> в отношении freeware что подразумевается под импортом?
всё-таки хотелось бы получить ответ.
#4 | 19:34 11.01.2016 | Кому: Crypt
> Кто бы ни считал [ТСО]

???

Таможенную стоимость оборудования?
Тактико-стратегические особенности?
Теоретическое статистическое обоснование?

> на базе Линукса дороже, чем на базе Виндовс


У меня на нетбуке Убунта. Бесплатная, разумеется, как и все линухи. Сам нетбук, хоть и не новый, тоже достался даром.
Сёрфлю в тырнетах, вотт прямо сейчас с него сюда отписываюсь. Необходимые офисные документы могу править прямо тут же. Книжки читаю, кино смотрю, музыку слушаю. По удалёнке (VPN + ssh/telnet) иногда на рабочие железяки лазаю. Что я делаю не так?

UPD: Чтобы не было иллюзий: по работе использую лицензионную Винду.
Есть на работе и Убунта, но факультативно, "чтобы руки помнили".
#5 | 21:04 11.01.2016 | Кому: Crypt
> зачем один платный иностранный продукт менять на другой иностранный платный продукт? И зачем ты присоединил Freeware - что это меняет в замене одного платного иностранного продукта на другой платный иностранный продукт?

Вероятно, я исходил из неверного посыла, что Винду будут менять на Линух. Поэтому возник вопрос про "импорт" freeware (свободно распространяемого ПО, если по-русски) -- в чём именно заключается процесс импорта. Тем более, в отошении ПО с открытым исходным текстом, opensource. Какой продукт импортируется?

Если же речь идёт о замене Винды на иную коммерческую ОС -- все вопросы отзываю. Значит, я выступил не по теме. Прошу прощения.
#6 | 21:54 11.01.2016 | Кому: Crypt
> freeware не означает "произведено в РФ"

Согласен.

А что именно тогда импортируется? Ну, чтобы в ГТД (грузовой таможенной декларации) было прописано "ИМ 4" в графе 1.
#7 | 22:48 11.01.2016 | Кому: Crypt
> Так же, как импортируются лицензии стима, айбиэма, Микрософта...

GPL (GNU Public License) не включает в себя коммерческие (товарные) отношения производителя и потребителя. Нет предмета продажи. Соответственно, термин "импорт" (ввоз товара) просто неприменим. Следовательно, никакое импортозамещение здесь даже в теории невозможно.

Я имею в виду опенсорсные фриварные ГНУсности: линух и иже с ним.
Фриварная/шароварная проприетарщина требует отдельного изучения вопроса.
#8 | 07:03 12.01.2016 | Кому: Crypt
Отечественного продукта нет, мы ведь об этом рассуждаем? Заменять не на что.

Создать с нуля такой продукт -- вопрос промышленных масштабов. А чтобы адаптировать уже готовый продукт к нашим реалиям, затрат надо на порядки меньше. В том числе затрат времени.

Если в настоящее время кто-либо ведёт активную разработку собственной ОС, то результатов надо ждать годы. А пока есть желание слезть с Винды хотя бы в госорганах, то сегодня, сейчас альтернатива -- только линух. Какой именно -- надо предметно копаться в вопросе.

Лично мне для домашнего пользования удобнее Убунту.
#9 | 08:07 12.01.2016 | Кому: Crypt
> заменить иностранный продукт Виндовс на иностранный продукт Линукс

Линукс можно допилить до нужной кондиции, сделать код закрытым и будет "своя" ОС. По такому пути военные пошли (названий не помню). Трудозатрат меньше, чем то же самое рисовать с нуля, тем не менее, они, трудозатраты, есть. Вычитать исходники, дописать свои, погонять тесты. Это требует в том числе и каких-то денег.

> для непритязательного пользователя она вполне подходит. Лично мне - не айс. Стима нет, МСО нет


Лично мне Стим не требуется, а для обычной правки вордовых и ёксельных документов есть ЛибраОфис. Если нужна какая-то извращённая вёрстка с горой шрифтов и стилей -- тады да, тады ой.

PS: Когда-то, в середине 1990-х, я трудился программером. В том числе Сишным. Как раз по тематике адаптации ОС для одной хитрой железяки (в серию так и не пошла, потому что за время возни с ней морально и технически устарела).
Так вот там мы полировали RTEMS (изначально -- Real Time Environment for Missile Systems, ОС для бортовых компов ракет). Нам она досталась как ядро в исходниках, без, разумеется, всего приклада. Аббревиатуру расшифровали по-другому: Real Time for Embedded and Mobile Systems. Собралась на удивление быстро и без проблем. Исходники на закладки особо не проверяли, в критических местах только.
Свою такую же ОС для мобильных и встраиваемых устройств мы бы делали значительно бОльшим коллективом, за бОльшие деньги и бОльшее время. От этой идеи отказались, потому что мы сами коммерсы и продукт делали для коммерсов, без упора в гос.учреждения вообще, тут надо было быстро, дёшево и надёжно.
#10 | 08:41 12.01.2016 | Кому: Crypt
> Да я же не против СВОЕЙ ОС. Сначала сделать - потом внедрять

А что, я где-то выступал против своей ОС? Именно так и надо. Но пока обстоятельства не самые лучшие для таких вложений.

> И не забыть своё железо. Ибо накуя трогать ОС, если можно напрямую сливать всё с железа?!?


Вотт о чём я и писал в своём PS. Делали своё железо, полностью своя схемотехника, тогда ещё Зеленоград, по-моему, выращивал камни, у них заказывали. Но это оказалось так долго и дорого, что проект закрылся, не выдержав напора конкурентов, нас довольно резво обскакали и финны, и французы, и японцы, и мерикосы.
А вот ОС пришлось брать чужую, допиливать под железяку, массированно писать приклад и т.п., потому что это было быстрее и дешевле.

> А брать Юбунту, менять логотип, называть ГосОС и через приказ "меняем на ЭТО через месяц и 1ккк АспЛинуксу на сопровождение!" - вот как-то против этого я сильно против


В целом и я против. Просто у нас нет такой промышленной программерской базы, чтобы БЫСТРО писать ОСи с нуля. Кто имел такую квалификацию -- давно уже в Новой Зеландии, Австралии и в том же Мелкософте, например.

Знал я одного программера, который написал свою микро-ОС для встраиваемых контроллеров определённой архитектуры. Настоящий карусельный реалтайм, между прочим. Но у этих контроллеров периферия небогатая, там библиотек и драйверов много не надо, можно и в одну харю успеть написать. И всё равно несколько лет ушло.

> Мне понравилась QNX. Эх, давно это было


Вот-вот-вот. Только она, если помню, коммерческая и закрытая. Баловались мы и с ней тоже.
#11 | 08:46 12.01.2016 | Кому: Crypt
> Google Docs/Office 365 - для дома проще

У меня особенность в том, что дома я ковыряюсь в рабочей документации. А там есть свои секреты, и выпускать их в облако -- как-то профессиональная паранойя препятствует.
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.