Сергей Кара-Мурза. Без обществоведения мы обречены
tochka-py.ru Обществоведение России вышло из классической русской литературы, а не из науки. По своим методологическим установкам это обществоведение было несовместимо с беспристрастностью и объективностью, оно сразу утверждало то, что должно быть декларировало нравственные идеалы и ценностные нормы. Русская обществоведческая литература была гуманна, нравственна, но именно это и делало ее ненаучной. А наука возникла в ходе развода знания и ценностей.
Камрад, я тебе как философ скажу, что это все частично есть, есть разработки, есть теории и концепции. Проблема в том, что это не нужно государству. Нет госсзаказа на подобные разработки, не говоря про финансирование от слова совсем. Нету стержневой идеи, вокруг которого его формировать. Нету системы.
Нет внедрения в образование на должном уровне.
Курс обществоведения, если его по уму делать, должен с первого класса начинаться и вплоть до 11го. Опять же этот курс должен быть не сам по себе, он должен тесно переплетаться и дополнять курс истории, в добавок к нему просто необходимо вводить преподавание логики в школе иначе он тупо смысла не имеет. А кто все это в школах вести будет? Учителя пения и рисования?
Кстати похожая ситуация была и в СССР. Сергей Георгиевич пишет, про несостоятельность советского обществоведения, которое не смогло ни объяснить причин социального недомогания, ни предупредить о грядущем кризисе. Но это не так. И смогло и предупреждало, причем задолго до кризиса. Мой научный руководитель рассказывал, как им в начале 70х доцент их философского факультета на пальцах разъяснял почему СССР в скором времени будет разрушен, причем разрушен ихним поколением, погнавшимся за мишурой "западного образа жизни".
Проблема то не в том, что советское обществоведение не справилось, проблема в том, что государству нафиг не нужны были его передовые разработки. Государство предпочло заменить науку идеологией. А не формировать идеологию на основе науки. В результате тот же марсизм, изначально базировавшийся на основе научного подхода, в СССР в 60е годы превратился в закостеневший набор штампов.
Главная проблема нашего обществоведения в том, что государству на него плевать. В то время как на западе обществоведение вписано в политические институты и является их неотъемлемой частью.