> Со сменой базиса меняется надстройка (государство, культура, мораль и прочее).
Вот именно. Социум с неудачно изменившейся моралью распадается и исчезает. При неудачной надстройке общество обречено. В этом отношении мораль первична.
> Надстройка формируется строго в соответствии с базисом, поэтому все неудачности и противоречия надстройки предопределены противоречиями базиса.
Это только в том случае, если речь идет о экономических людях - индивидуумах, у которых жадность есть единственный мотив поведения. Это люди без всякого влияния культуры. Это бредовая модель А. Смита совершенно четко определила имморализм Маркса.
> Подобная склонность к этому литературному приёму может серьёзно помешать анализировать текущую политическую ситуацию.
Очень своеобразно получается. Ты должен всех людей считать аморальными одержимыми жадностью индивидуумами. Это делает картину политической ситуации очень упрощенной. С такой упрощенной картиной мира проигрыш неизбежен.
Это определение класса Ленина я знаю. В его основе экономический детерминизм. Очень упрощенное определение. Современное общество состоит из более-менее организованных групп граждан, реализующих свои проекты. Причем проекты не только экономического характера. Обсуждаемый эксперимент очень близок к эксперименту над совокупностью экономических людей - индивидуумов, единственным мотивом поведения которых является жадность. Такие вещи как статус, ободрение окружающих, прямое указание лидера общественного мнения, в этом эксперименте не учитываются.
Вот именно. Социум с неудачно изменившейся моралью распадается и исчезает. При неудачной надстройке общество обречено. В этом отношении мораль первична.