Транскрипция переговоров на СКП аэродрома Смоленск/Северный

cdnp.gazeta.pl — Польский борт появился в 10:23:30 Полный отчет МАКа: http://www.mak.ru/russian/investigations/2010/tu-154m_101.html Ну и какие вопросы у поляков к диспетчерам?
Новости, Общество | ushak 15:47 19.01.2011
17 комментариев | 28 за, 0 против |
#1 | 15:57 19.01.2011 | Кому: Всем
[censored]
#2 | 16:04 19.01.2011 | Кому: Бульбород
>[censored]

(посыпает голову пеплом)

Опередили!
Но самой расшифровки там нет, а ее весьма интересно прочитать, особенно с момента появления польского самолета.
#3 | 16:17 19.01.2011 | Кому: ushak
> Но самой расшифровки там нет, а ее весьма интересно прочитать, особенно с момента появления польского самолета.

[censored]

Правда, это в комментах, поэтому - в пену.

UPD. По прочтению стенограммы. Кстати, никто не заметил аналогий между смоленскими событиями и минскими после выборов?

И тех, и тех - предупредили: не лезьте, чревато. Не дошло в обоих случаях.
#4 | 16:37 19.01.2011 | Кому: Всем
А кто есть кто? Всякие абоненты А, РП, Красн., РЗП и т.д.?
#5 | 16:43 19.01.2011 | Кому: Вася Б.
> А кто есть кто? Всякие абоненты А, РП, Красн., РЗП и т.д.?

Это, видимо, на сайте МАКа искать надо:

www.mak.ru

Правда, я туда пробиться не могу.
#6 | 16:51 19.01.2011 | Кому: Всем
конец, конечно, впечатляющий.

я так понял, что до этого у них какой то ил пролетел и тоже чуть не навернулся?
#7 | 16:52 19.01.2011 | Кому: Вася Б.
> конец, конечно, впечатляющий.
>
> я так понял, что до этого у них какой то ил пролетел и тоже чуть не навернулся?

Да, 76-ой должен был садиться, его отправили на запасной, об этом сразу говорили кстати

> А кто есть кто? Всякие абоненты А, РП, Красн., РЗП и т.д.?


РП - руководитель полетов
РЗП - руководитель зоны посадки
Красн. - непонятно кто
А - тоже не ясно, по ходу один из авиадиспетчеров
#8 | 16:55 19.01.2011 | Кому: PtiZza
> Красн. - непонятно кто

По-моему, это сокращение фамилии - Краснокутский.
#9 | 16:59 19.01.2011 | Кому: Бульбород
>> Красн. - непонятно кто
>
> По-моему, это сокращение фамилии - Краснокутский.

Да, скорей всего
#10 | 17:34 19.01.2011 | Кому: Всем
Туман там какой-то....специально обученный...
#11 | 17:59 19.01.2011 | Кому: PtiZza
> Туман там какой-то....специально обученный...

Ты смотри, поляки прочитают, потом доказывай, что не верблюд!!!
#12 | 21:59 19.01.2011 | Кому: Бульбород
>> Туман там какой-то....специально обученный...
>
> Ты смотри, поляки прочитают, потом доказывай, что не верблюд!!!

[яростно трет ластиком по монитору]
#13 | 08:16 21.01.2011 | Кому: Всем
Я малость запоздал со своим комментом, но всё-таки отпишусь. Причина -- я служил как раз на СКП и все эти разговоры-переговоры, все эти команды и всю обстановку при работе знаю, так сказать, «изнутри».

Ситуация стандартная: приём борта. Работает РТО, на СКП на выносах все картинки с РСП, обзорника, РСБН и прочих -- есть. Слегка дуркует метео, но военно-авиационное метео -- это такое очень особенное метео. Где я служил -- точно такие же проблемы были, метео точно так же не мог давать вменяемую погоду, каждый раз работали «по факту».

Первым заходит Як-40, видимость 8, садится чисто, но потом некоторое время блуждает по полосе в поисках поворота на рулёжку. Поскольку его сзади никто не подпирает, на СКП довольно спокойно к этому относятся. Наконец, его уводят на магистральную рулёжку, полоса свободна.

И тут внезапно натягивает туман. Видимость резко падает. Дважды заходит Ил-76. Первый раз примеривается, второй раз, вроде бы, хочет садится, но не видит прожекторы, сильно перетягивает и его, в конце концов, уводят сначала на Внуково, потом ему подтверждают Юхнов. Всё нормально, штатная процедура ухода на запасной.

Видимость становится ещё хуже. Тут приходит 101-й. Его уже готовы уводить на запасной, сразу дают видимость 400 (это меньше безопасной), дают давление 745 и ведут со снижением к четвёртому. Давление 101-й подтверждает, значит, у него на альтиметре высота относительно полосы показывается. Вопрос «садился ли на военные аэродромы» -- это из-за прожекторов. 101-му сообщают, что стоят прожектора по-дневному. Это когда три АПМ-90 светят такой коридор навстречу самолёту. В ясную погоду АПМ-90 видно за 70 км, в тумане, конечно, сложнее, но они такие мощные, что даже при видимости 200 их видно с нескольких километров. Всё идёт своим путём, никаких необычностей.

101-й над дальним на курсе и на глиссаде. На удалении 2 он ещё на курсе и на глиссаде, но к ближнему забирает левее и проваливается ниже. РЗП ему командует «101, горизонт» -- естественная команда в этом случае. Однако 101-й резко проваливается ниже безопасной (напоминаю, что на альтиметре по давлению 745 высота показывается относительно полосы, над ближним минимальная 100, то есть, на удалении 2 у 101-го до земли должно было быть ещё метров 200 -- не попал).

Ну, и в чём вина принимающей стороны? Туману напустили, да?

Пилот облажался, это очевидно. Не контролировал высоту по приборам, плохо слушал РЗП.

______________
РТО -- радиотехническое обеспечение
РСП -- радиолокационная система посадки
РСБН -- радиолокационнная система ближней навигации
СКП -- стартовый командный пункт
РП -- руководитель полётов
РЗП -- руководитель зоны посадки
#14 | 08:56 21.01.2011 | Кому: Antic
> Я малость запоздал со своим комментом, но всё-таки отпишусь. Причина -- я служил как раз на СКП и все эти разговоры-переговоры, все эти команды и всю обстановку при работе знаю, так сказать, «изнутри».

Спасибо за толковое объяснение.
#15 | 11:18 21.01.2011 | Кому: Antic
> Я малость запоздал со своим комментом, но всё-таки отпишусь...

Камрад, спасибо от души. Отлично написал.
#16 | 19:43 21.01.2011 | Кому: Бульбород
> Спасибо за толковое объяснение.

Всегда пожалуйста. Если по наземным частям связи и РТО авиации -- всегда готов пояснить и прояснить. Главное -- за почти два года сидения в обнимку с Р-802, Р-845 и многодорожечным магнитофоном, который пишет и радиообмен, и СКП, я выучил все словеса наизусть так, что аж до сих пор их помню. Кроме того, когда батальонные наблюдатели не могли сидеть и подтверждать визуальное обнаружение и борта, и выпуска шасси-закрылок, вместо них за зенитным биноклем (20x) сидели мы, местные СКП-шные связисты. Так что я ещё и визуально процесс захода от четвёртого до касания знаю (а у нас четвёртый был на 20, при том дальний -- 6, ближний -- 2).

Ну, и ещё я поговорил с нашими дежурными летёхами-«пиджаками» из студентов и выпускников АГА -- там тоже свои детали были по протоколам и процедурам. В том числе и по радиообмену, что в каком случае говорят. Если РЗП даёт «ниже 20, левее 50» -- значит, борт не попал в курсо-глиссадный коридор, обозначенный на посадочных локаторах РСП, на 20 метров по вертикали и на 50 метров по горизонтали. Когда РБЗ (руководитель ближней зоны) командует «лево двадцать, до три-пятьсот», значит, борту надо довернуть влево на 20 градусов, одновременно снижаясь до эшелона (высоты) 3500 метров. «Курс 079, удаление 25» -- это борт докладывает, что он следует курсом 79 градусов и в данный момент находится на расстоянии 25000 метров от РСБН. И так далее...
#17 | 19:44 21.01.2011 | Кому: ushak
> Камрад, спасибо от души. Отлично написал.

Что сумел :) См. комментом выше.

UPD: PS: Просто для меня эти 40 страниц расшифровки -- открытая книга, я каждое слово там могу объяснить, причём с примерами. При этом я сам ни разу не пилот/лётчик, я просто наземная связь. Единственное, чего я не понял -- кто в расшифровке обозначен как «А»? У нас такой роли не было.

UPD2: Для тех, кто считает, что «диспетчер» видит картинку в небе: это гражданский диспетчер. Военный -- он РЗП, руководитель зоны посадки. А военный диспетчер -- это офицер на телефоне, который просто согласует заявки на вылеты и прилёты. «Диспетчерская» -- это на жаргоне означает «диспетчерская проводка», и в реальности является цепочкой телефонных согласований по ряду аэродромов на приём и выпуск борта.
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.