Я малость запоздал со своим комментом, но всё-таки отпишусь. Причина -- я служил как раз на СКП и все эти разговоры-переговоры, все эти команды и всю обстановку при работе знаю, так сказать, «изнутри».
Ситуация стандартная: приём борта. Работает РТО, на СКП на выносах все картинки с РСП, обзорника, РСБН и прочих -- есть. Слегка дуркует метео, но военно-авиационное метео -- это такое очень особенное метео. Где я служил -- точно такие же проблемы были, метео точно так же не мог давать вменяемую погоду, каждый раз работали «по факту».
Первым заходит Як-40, видимость 8, садится чисто, но потом некоторое время блуждает по полосе в поисках поворота на рулёжку. Поскольку его сзади никто не подпирает, на СКП довольно спокойно к этому относятся. Наконец, его уводят на магистральную рулёжку, полоса свободна.
И тут внезапно натягивает туман. Видимость резко падает. Дважды заходит Ил-76. Первый раз примеривается, второй раз, вроде бы, хочет садится, но не видит прожекторы, сильно перетягивает и его, в конце концов, уводят сначала на Внуково, потом ему подтверждают Юхнов. Всё нормально, штатная процедура ухода на запасной.
Видимость становится ещё хуже. Тут приходит 101-й. Его уже готовы уводить на запасной, сразу дают видимость 400 (это меньше безопасной), дают давление 745 и ведут со снижением к четвёртому. Давление 101-й подтверждает, значит, у него на альтиметре высота относительно полосы показывается. Вопрос «садился ли на военные аэродромы» -- это из-за прожекторов. 101-му сообщают, что стоят прожектора по-дневному. Это когда три АПМ-90 светят такой коридор навстречу самолёту. В ясную погоду АПМ-90 видно за 70 км, в тумане, конечно, сложнее, но они такие мощные, что даже при видимости 200 их видно с нескольких километров. Всё идёт своим путём, никаких необычностей.
101-й над дальним на курсе и на глиссаде. На удалении 2 он ещё на курсе и на глиссаде, но к ближнему забирает левее и проваливается ниже. РЗП ему командует «101, горизонт» -- естественная команда в этом случае. Однако 101-й резко проваливается ниже безопасной (напоминаю, что на альтиметре по давлению 745 высота показывается относительно полосы, над ближним минимальная 100, то есть, на удалении 2 у 101-го до земли должно было быть ещё метров 200 -- не попал).
Ну, и в чём вина принимающей стороны? Туману напустили, да?
Пилот облажался, это очевидно. Не контролировал высоту по приборам, плохо слушал РЗП.
______________
РТО -- радиотехническое обеспечение
РСП -- радиолокационная система посадки
РСБН -- радиолокационнная система ближней навигации
СКП -- стартовый командный пункт
РП -- руководитель полётов
РЗП -- руководитель зоны посадки
> Я малость запоздал со своим комментом, но всё-таки отпишусь. Причина -- я служил как раз на СКП и все эти разговоры-переговоры, все эти команды и всю обстановку при работе знаю, так сказать, «изнутри».
Всегда пожалуйста. Если по наземным частям связи и РТО авиации -- всегда готов пояснить и прояснить. Главное -- за почти два года сидения в обнимку с Р-802, Р-845 и многодорожечным магнитофоном, который пишет и радиообмен, и СКП, я выучил все словеса наизусть так, что аж до сих пор их помню. Кроме того, когда батальонные наблюдатели не могли сидеть и подтверждать визуальное обнаружение и борта, и выпуска шасси-закрылок, вместо них за зенитным биноклем (20x) сидели мы, местные СКП-шные связисты. Так что я ещё и визуально процесс захода от четвёртого до касания знаю (а у нас четвёртый был на 20, при том дальний -- 6, ближний -- 2).
Ну, и ещё я поговорил с нашими дежурными летёхами-«пиджаками» из студентов и выпускников АГА -- там тоже свои детали были по протоколам и процедурам. В том числе и по радиообмену, что в каком случае говорят. Если РЗП даёт «ниже 20, левее 50» -- значит, борт не попал в курсо-глиссадный коридор, обозначенный на посадочных локаторах РСП, на 20 метров по вертикали и на 50 метров по горизонтали. Когда РБЗ (руководитель ближней зоны) командует «лево двадцать, до три-пятьсот», значит, борту надо довернуть влево на 20 градусов, одновременно снижаясь до эшелона (высоты) 3500 метров. «Курс 079, удаление 25» -- это борт докладывает, что он следует курсом 79 градусов и в данный момент находится на расстоянии 25000 метров от РСБН. И так далее...
UPD: PS: Просто для меня эти 40 страниц расшифровки -- открытая книга, я каждое слово там могу объяснить, причём с примерами. При этом я сам ни разу не пилот/лётчик, я просто наземная связь. Единственное, чего я не понял -- кто в расшифровке обозначен как «А»? У нас такой роли не было.
UPD2: Для тех, кто считает, что «диспетчер» видит картинку в небе: это гражданский диспетчер. Военный -- он РЗП, руководитель зоны посадки. А военный диспетчер -- это офицер на телефоне, который просто согласует заявки на вылеты и прилёты. «Диспетчерская» -- это на жаргоне означает «диспетчерская проводка», и в реальности является цепочкой телефонных согласований по ряду аэродромов на приём и выпуск борта.