Бой с немцами на штыках. Июнь 1941-го.

oper-1974.livejournal.com — Из воспоминаний лейтенанта 91-го стрелкового полка 126-й стрелковой дивизии 11-й армии К.И.Драгунова.
Новости, Общество | tazuja 14:29 09.10.2018
8 комментариев | 101 за, 0 против |
#1 | 14:30 09.10.2018 | Кому: Всем
"Мы сдали выпускные экзамены и 16 июня 1941 года получили лейтенантские звания - два кубаря в петлицу. Кубари красивые, новенькие, эмалевые. После выпуска положены были отпуска. Но отпуска нам не дали. Сформировали команду - 21 лейтенант - и направили для дальнейшего прохождения воинской службы в Прибалтийский Особый военный округ.
В Каунасе, в комендатуре, мы предъявили свои предписания, и нам сказали, что наша часть расположена на станции Козлова Руда. Нам выдали денежное довольствие. Помню, как сейчас, я получил 1960 рублей красными новенькими тридцатками с портретом Ленина. Когда ехали до станции, слышали, литовцы шушукались: вот, мол, русские молодыми офицерами части пополняют, к войне готовятся...
На станции Козлова Руда вдруг выяснилось, что до части еще километров десять-двенадцать и что туда идет только проселочная дорога, но никакого транспорта пока не предвидится. А уже вечерело. Мы порывались идти пешком.
Но старший нашей команды лейтенант Малашенко позвонил в часть, и оттуда нам сообщили: куда вы, мол, на ночь глядя, завтра воскресенье, пришлем за вами машину, а пока располагайтесь на ночлег там, на станции.
Легли спать на станции. Примостились где как кто смог. Но спали крепко. В 6 часов утра из части приезжает младший лейтенант и поднимает нас: "Подъем, ребята! Война с Германией!" Вот так началась наша служба. Мы - на машину и в часть. А уже самолеты немецкие пролетают, бомбят то тут, то там.
Часть была поднята по тревоге. Нам приказ: занять позиции по границе с Восточной Пруссией. Я принял взвод 190-го стрелкового полка 11-й армии. Взвод уже находился на позициях, в обороне. Почти вся наша рота была сформирована из курсантов полковой школы младших командиров. Сержантская школа. Ребята подтянутые, натренированные. Службу знали хорошо, оружием владели тоже хорошо.
Лежим в окопах. Тихо. Выслали разведку. Разведка вернулась, доложила, что перед нами на глубину до трех километров никого нет. Стали ждать. Ждали недолго. Вскоре по фронту перед нами появились грузовики, крытые брезентом. Остановились, и из них посыпалась пехота. Немцы. Они сразу развернулись и пошли в атаку. Идут - цепь ровная, как на учениях. В руках карабины со штыками. Штыки короткие, плоские, как ножи. Мы таких еще не видели.
Комбат, видя такое дело, кричит:
- Без команды огня не открывать!
Лежим, ждем команду. Немцы уже близко. Слышим, комбат кричит:
- В штыки! В атаку! Вперед!
У меня был пистолет ТТ и автомат ППД. Рядом лежал сержант. Я сразу сержанту:
- На-ка мой автомат, а мне дай винтовку. Когда пойдем, иди немного сзади меня и правее, чтобы мог стрелять.
- Понял. - И подает мне свою винтовку со штыком.
В училище мы основательно изучали штыковой бой. На стрельбы ходили редко, патроны, видать, жалели. А вот штыками изорвали все манекены. Штыком я владел.
Поднялись. Идем. И они идут. Тоже поняли, что сейчас будет. Сходимся. Без единого выстрела. Только топот сапог и дыхание. Уже каждый наметил себе противника, с кем схватиться. Гляжу, на меня идут трое. Рукава рассучены, воротники расстегнуты. Сбоку болтаются коробки противогазов. Сзади над плечами торчат ранцы. От этого немцы кажутся выше ростом. Каски надвинуты глубоко и плотно пристегнуты ремешками под подбородками.
На меня пошел один. Он выскочил как-то так вперед и - на меня. Я обманул его движением в сторону и тут же с ходу ударил. Был у нас такой прием. Штык вошел легко, легче, чем в манекен на полигоне. Немец не ожидал моего выпада, он еще только готовился к удару.
Он думал, что мы остановимся и начнем примериваться друг к другу. А что тут примериваться... Выронил карабин. От моего удара ранец за его спиной подпрыгнул. Я попытался выдернуть штык, но немец не падал и держал ствол моей винтовки обеими руками. Тогда я изо всех сил рванул винтовку на себя.
Сержант тем временем выстрелил во второго. Как я его и учил - короткой очередью, в упор. Но больше стрелять он не смог. Уже сошлись. И третий, пока я возился со штыком, заскочил мне сзади. Сержант: - Лейтенант! Сзади!
Я успел оглянуться и машинально отскочить в сторону. Его штык пролетел мимо меня. Винтовку уже не развернуть, ударил прикладом. Не знаю, попал, не попал.
Тут все перемешалось. Свалка! Лязг саперных лопаток! Ревут, как кабаны. Хруст! Потом я догадался, что это кости хрустят. Того и гляди, как бы своего не пырнуть. Никого к себе стараешься не допустить. Сержант мой где-то потерялся.
Винтовка со штыком только до первого удара, а дальше схватились и кромсали друг друга чем могли - саперными лопатками, касками, ножами. Но я винтовку не бросил, двигал ею активно и к себе никого не подпустил.
Вскоре разошлись. И команды вроде никто никакой не подавал, а что-то такое произошло, что расходиться стали. Они - в свою сторону, мы - в свою. Убитых никто не собирал. Ни они, ни мы. Раненых было мало.
Командир батальона в той штыковой троих заколол. Фамилию его я не запомнил. Помню только его внешность: высокий, повыше меня, плотный, белокурый. Похож на немца с плаката. Они своих такими рисовали. Потом, когда начали отступать, мы разошлись. Пробивались мелкими группами. Больше я своего комбата не встречал."
#2 | 14:51 09.10.2018 | Кому: Всем
Герой.
А в чём смысл подпускать не стреляя?
#3 | 15:01 09.10.2018 | Кому: Fr.Z Николай79
> А в чём смысл подпускать не стреляя?

Возможно наших почти одни винтовки, а немцев есть пулеметы, то лучше было навязать ближний бой.
#4 | 16:40 09.10.2018 | Кому: Всем
Чего только в жизни не бывает.
#5 | 16:41 09.10.2018 | Кому: Всем
К нам в школе часто приходили ветераны. Один из них запомнился рассказом, как ему пришлось участвовать в рукопашном бою, который длился четыре часа. Он тоже говорил, что стрельбы не было (почему, подробностей не помню). Говорил, что сам удивлялся, откуда взялось столько силы, когда боксёры за три раунда ("не было" тогда профессионального бокса) устают смертельно.
#6 | 17:51 09.10.2018 | Кому: Всем
...Но мы уже не в силах ждать.
И нас ведет через траншеи
окоченевшая вражда,
штыком дырявящая шеи.

Бой был коротким.
А потом
глушили водку ледяную,
и выковыривал ножом
из-под ногтей я кровь
чужую.
[censored]
#7 | 18:48 09.10.2018 | Кому: врач
Как читал мемуары, там между делом рассказывалось как бойцы легли спать на теплом двигателе танка, а за ночь он остыл и у кого то волосы примерзли к броне. Походу в некоторых случаях организм понимает, что нефиг выеживаться.
#8 | 00:37 10.10.2018 | Кому: Котовод
> Походу в некоторых случаях организм понимает, что нефиг выеживаться

Да, есть такое.
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.