Язычество в деревне конца 19 века
d-clarence.livejournal.com Если кто вдруг решит пофантазировать о религиях и верованиях в постапокалипсис, то сразу имейте в виду: это будут примитивные языческие верования, связанные с урожаем, скотом, охотой, фертильностью и удачей.
Катастрофы голода сносят в сознании людей в первую очередь все наносное и искусственное. По так называемым "мировым религиям" голод бьет непосредственно и больно.
Нет, "старые боги" не замещают Христа, Аллаха или Будду, и из лесов не выходят друиды с волхвами - про них никто и не помнит. Все, что мы знаем, например, о славянских языческих божествах и верованиях - это кропотливая работа историков, а не "народная память" (она реально "помнит", но другое, о чем ниже).
"Голодный" ренессанс или, если хотите, реконкиста язычества происходит одновременно просто, тупо и страшно для "государственной" религии и властей. Жуткая голодная катастрофа 1892 года дала огромное количество фактического материала и аналитики по теме. Связано это с тем, что, во-первых, благодаря общественности и лично Льву Толстому "на голоде" работало большое количество образованных и наблюдательных людей, а во-вторых, сама Церковь усиленно мониторила ситуацию - в Синод через епархии голодных губерний массово поступали донесения и отчеты сельских священников и церковных комиссий. Наиболее дельная аналитика шла в журнале "Мир Божий", где в номерах за 1892-94 годы регулярно разбирали и анализировали различные сообщения с мест. Много аналитики встречается в медицинских отчетах тех лет, а так же в полицейских расследованиях слухов и толков, приведших к бунтам, погромам и неповиненовению властям.
Изучением и обобщением собранных материалов занимались такие глыбы отечественной науки как профессора Найдыш Вячеслам Михайлович и Азбелев Сергей Николаевич. А первый и могучий задел сделал еще на анализе обрывочных сведений с кошмарного голода 1872-74 гг. академик Александр Афанасьевич Потебня (Слово и Миф. М.:Правда, 1989).
С медицинской точки зрения годноту выдал прямо с мест А.В. Погожаев (Апатия и голодание//Русское богатство. 1892. Номер 4-5). Суровый и реальный фолк от носителей постил журнал "Этнографическое обозрение".
О том, что для Церкви языческая угроза была абсолютно реальна, писал даже Пал Николаич Милюков ("Очерки по истории русской культуры", Т.2, ч.1).
В наше время по теме пишут, помимо Найдыша, философы Лосев И.Н. и Синельников С.П., статьи которых в журналах "Вопросы философии" и "Волга" ткнули носом автора поста в данную тему.
Что же из себя представляло реальное язычество в 1892-94 годах, каковы были механизмы и формы его проявления и к каким последствиям это все приводило.
Замануха: всех, дочитавших до конца, ждет бонус - самый умопомрачительный, невероятный, крышесносящий слух голода 1892-94, непревзойденный до сих даже лсдэшными наркоманами.
1. Механизм запуска возврата к язычеству.
1.1. При первых признаков катастрофы все в деревнях усиленно молились, завязывали с пороками (бухачем), ходили на все церковные службы и крестные ходы. Батюшки писали умильные отчеты. При этом отмечали возникновение всяких невероятных слухов и сплетен, которым сначала не придавали особого значения (в 1898-99, 1906, 1911 гг. церковные и светские власти, наученные горьким опытом, старались реагировать максимально быстро на этом первом этапе, но когда не успевали, то получали то, что прекрасно описано у Викентия Вересаева и Михаила Булгакова
1.2. Когда катастрофа надвигалась вплотную, батюшкам начинали задавать резкие и неожиданные фантастические вопросы (типа "правда что Государю было видение о Конце Света и в его дворце иконы кровью плакали, а лошадь человечьим голосом заговорила?"). Фантастические вопросы постепенно сменялись совершенно бытовыми: "отчего хлеб неуродился", "отчего скотина болеет", "отчего у Касьяна живот вздулся и он херню несет". И вот тут батюшку спасали либо стальные яйца (такие попадались), либо специальные знания (таких было единицы). Ответ "Так Богу угодно" не прокатывал и мог мгновенно взорвать обстановку (например все могли свалить прямо со службы). Если батюшка что-то шарил или начинал давить харизмой, то прилетал второй вопрос: а как увязан вот этот конкретный пи*дец со слухами и разговорами? Может правду говорят?
Это была вилка: ответ "да, связан" по умолчанию неприемлем, ответ "нет, не связан" сразу рождал недоверие к компетентности священника (это в лучшем случае, в худшем - батюшку начинали считать участником некоего "заговора").
1.3. Далее, как убедительно предупреждал всех еще до наступления голода Потебня, происходит следующее: "[Христианство], вообще исключающее природу, не дало объяснения многим чудесным явлениям природы, которые язычник объяснил, связавши со своею верою. <...> Христианство могло лишь несколько ограничить, но не могло вполне устранить ту часть язычества, которая обращена к природе. Далее, христианство оставляло много незаполненного пространства вокруг событий семейной жизни, рождения, брака, смерти, вокруг занятий, например - охоты, земледелия, скотоводства, прядения" и, как справедливо дополняет Синельников, "вокруг засухи, неурожая, голода".
Многих людей совершенно переставало устраивать объяснений голодного пи*деца устойчивыми формулами "так Богу угодно", "Плохое событие - Божье наказание, хорошее - благодать от Бога идущая". Эти формулы, при должном религиозном воспитании, работают когда вас, например, насилуют, но кормят. Как только перестают кормить, то механизм ломается. Потебня тыкал всем в глаза голод 1872-74: "Такая упрощенная схема, по-своему объясняющая бедствие, не удовлетворяла немалую часть крестьянства: народ искал, на его взгляд, глубоких объяснений случившегося и находил их в старом, не забытом окончательно язычестве. Дело еще и в том, что язычество помещает богов внутри природы, ближе к человеку".
Еще более доступно проблема формулировалась уже советскими философами, также пристально изучавшими ее: христианский Бог выше и дальше и не обязан подробно разъяснять действие сил природы, а языческие боги и есть эти самые силы.
Все, язычество вырвалось наружу. Но, еще раз повторюсь, никакие Велесы и Перуны не вылезают - не помнит их никто. Капища тоже никто не строит (вру - чуваши и марийцы в лес валили, а с ними русские и татары, но это было локальное явление и язычество у чувашей и мари никто под корень не истреблял).
2. Проявление язычества.
2.1. Оно, сначала, начинает проявляться по косвенным признакам в слухах и толках. Вы бы сейчас не распознали бы ни за что, а Церковь тогда четко определяла - это появление в сюжетах слухов фантастических подробностей, к которым пока крепят христианские объяснения и имена (самарское "Стояние Зои" тогда однозначно определили бы как язычество, и вломили бы нехилых люлей самарской епархии).
Кроме того, начинают с новой силой лезть очень хорошо знакомые Церкви народные легенды о различных библейских персонажах (тут сильно надеюсь меня терминологически поправит, если что, или дополнит уважаемый anrike). Наиболее популярные персонажи в них - "сестры Ирода", которых обыкновенно определяют числом от 12 до 40. Имена народ им дает более чем характерные: Голодея, Пухлея, Желтея, Трясея, Огнея, Ледея, Гнетея, Хрипея, Глухея, Ломлея, Корикота, Навсея и т.п. У каждой сестрички по 300 любовников. В голод правит бал не Голодея, а еще одна опасная тварь из списка - Варогуша. Пословица голода: "Изнимет брюхо голодуша, придет и боль, и варогуша". Варогуша представляется в виде белого мотылька, который садится на губы спящему, в результате того поражает лихорадка, малокровие, упадок сил, чахлость и, в итоге, смерть.
Психиатры уже тогда отмечали, что помимо того, что белые мухи реально существуют, поехавшие крышей на почве голода начинают их видеть в товарном количестве - это один из массовых глюков (алкаши-делирики, кстати, белых мушек тоже часто наблюдают). Так как малярия и разные лихорадки действительно усиливаются во время голодов и люди вокруг натурально мрут пачками, то привет - Варогуша становится совершенной реальностью, так как психов особо никто распознавать не умеет и вокруг тебя все Это видят. То есть миф уже не развенчать никак, а подобные попытки приведут к раскалению обстановки.
Но Варогуша и прочие подобные легенды это только цветочки. Церковь их сурово осуждала, но до поры мирилась.
2.2. С нарастанием саспенса население становится все более нервным и агрессивным: начинает ползти вверх статистика преступлений, повсюду полыхают страсти и разборки на пустом месте. Появляются случаи открытого неповиновения властям. Болезни и эпидемии продолжают развиваться в геометрической прогрессии. Сложные объяснения текущих процессов никто не понимает и понимать не хочет, а старые простые формулы не работают. Но сознание настойчиво требует объяснения происходящему. И вот тут приходят они - божки, демоны, духи низшего языческого пантеона. Их древних имен никто не помнит, обзывают в разных местностях по-разному или по-христиански - бесами (помнят только водяных и леших). Одними из первых появляются ведьмы. И появляется вся эта компания не просто так - "бабка сказала" - явление несколько сложнее. Профессор Найдыш подыскал для него очень подходящий термин - быличка. Определения былички вы можете в количестве прочитать в интернете. Мы возьмем то, которое Найдыш подыскал именно для голода: быличка - это устный народный рассказ с установкой на полную достоверность, но с элементами фантастических, нереальных и сверхъестественных событий, сопровождаемых, как правило, существами-"низшими" богами языческих верований или имеющих дело с людьми, обладающих нечеловеческой силой (черти, ведьмы, колдуны) и такими персонажами как привидения, оборотни, вурдалаки.
Т.е. быличка имеет реальную географическую привязку, в ее сюжете могут присутствовать реально существующие люди, точные даты и время. Продвинутый вариант былички - это ее увязка с христианским апокалипсисом, который все более наделяют языческими чертами.
Примеры.
Простая быличка. Записана среди крестьян Чернского уезда Черниговской губернии в 1893 году.
"Виновницей неурожая была одна ведьма. Она ночами на осиновом лучке (дугообразной палке) разъезжала по деревням (подробно перечисляется каким) и дергала у петухов перья из хвостов и крыльев - штук по пяти из каждого петуха (петух - язычество). Летом 1891 и 1892 годов по ночам часто слыхали крик перепуганной птицы на дворах. Спасались от ведьмы только те петухи, которые садились на борону (борона - язычество), потому что борона, составленная из крестообразных связанных частей, не подпускала к себе бесова отродья. Из надерганных перьев ведьма вязала пучки и, летая на лучке по поднебесью (подробно перечислены уже покойные свидетели) над матушкой Русью, РАЗГОНЯЛА ИМИ ДОЖДЕВЫЕ ТУЧИ и, таким образом, не давала плодотворному дождю проливаться на засохшую землю. После смерти ведьмы пошли дожди, да поздно (а вот версий кончины ведьмы - триллион)".
Апокалиптическая быличка. Записана тоже в Черниговской губернии.
"В одном из сел Новосильского уезда церковный сторож, обходя ночью церковь, услышал, что в церкви кричали петухи. Так было в ночь до трех раз. "Что такое? Какой петух мог очутиться в храме?" - недоумевал сторож. На другую ночь опять закричали петухи. Тогда сторож побежал к священнику, разбудил его и рассказал про петухов. Оделся священник и отправился со сторожем к церкви, и оба они слышали, что в ней два раза прокричали петухи. Наутро собрал священник сходку, поведал обо всем прихожанам и в заключение спросил их: "Кто из вас, православные, выищется такой, который бы согласился переночевать в церкви, дабы узнать, что значит петушиный крик? Один парень из того же села говорит: "Я согласен на это".
На ночь заперли того парня в церкви