Та самая, Вавиловская коллекция, которая собиралась с 1926 года. Об уникальности которой написано в любом учебнике биологии. Которая является на сегодняшний день единственной в мире, Всемирным банком семян, 90 процентов которого не представлены больше вообще нигде.
Особую ценность фонд семян для любого здравомыслящего человека представляет сейчас, когда с развитием генно-модицицированных растений чистого генофонда в мире остается все меньше. Страна, обладающая чистым материалом, обладает стратегическим резервом, что называется, "на всякий пожарный".
Бумажный пакетик.
(Из Цикла "Имперские учёные)
На сегодняшний день коллекция семян, собранная Николаем Ивановичем Вавиловым, оценивается специалистами примерно в 10-11 триллионов долларов.
Для сравнения - общая рыночная стоимость компаний, вошедших в рейтинг Forbes Global 2000 (рейтинг крупнейших компаний мира, включает в себя 2000 компаний) в этом году составила $20 трлн. Рыночная стоимость сегодняшнего лидера этого рейтинга - корпорации General Electric - составляет $89,87 млрд. Самая крупная компания России - Газпром (13 место в рейтинге Forbes Global ) - "стоит" $74,55 млрд.
Бумажный пакетик в Академии Наук со времён Меделеева делают так...
Берём тетрадный лист, сгибаем его пополам...
Слева и справа листа - загибаем углы, под сорок пять градусов, чтобы острый угол был сверху.
Потом верхнюю часть листа тонкой полоской складываем - раз, два и обязательно три...
Переворачиваем пакетик, заправляем хвостики один за другой...вуаля.
Можно пакетик разворачивать... а потом положить туда- нужное для науки, и снова свернуть. Не забудьте пакетик подписать...эй, эй!
Вы что! Карандашом, батенька! Обязательно простым карандашом!
Чернила? А вдруг размокнут? Нет уж - пожалуйста, коллега, только карандашиком...
Часть первая.
... Город и в смерти своей был прекрасен!
Великолепные дворцы блистали под ослепительно, смертельно голубым небом мрамором и гранитом колонн, италийских фасадов, венецианских арок...
На ветвях столетних лип Летнего сада тончайшим серебром прозрачно светился иней...
И верно, золотым мечом сияла бы над городом Адмиралтейская Игла - если бы не одели на неё, лишив злобный чужой глаз точки прицеливания, серо-пегий брезентовый чехол девчата из университетской сборной по альпинизму.
Странное дело! Питерская зима- это обычно слякоть, мерзкий, перемежающийся снежком, дождик, насморк и плюс два по Цельсию...
Но только не в этот проклятый год, нет, не в этот...
Вдоль Университетской набережной, глубоко проваливаясь в давно нечищеном снеге, медленно брели двое...
Один - в когда-то приличном, но сейчас до крайности испачканном зимнем пальто, рукав которого был неумело, косыми стежками заштопан.
Второй - в потёртой ополченческой шинели и буденовке ...
Спутники с усилием тащили за собой саночки, в которых кучей лежали, судя по всему, выломанные в разбитом доме, обгорелые куски оконных рам, дверца от буфета, какое-то невнятное брёвнышко...
По нынешним временам- драгоценность. Потому что тепло - и жизнь.
..."Погодите, коллега... не могу больше..."
"Нет, нет, коллега, не садитесь, Вы что? Разве можно? Вот, обопритесь на моё плечо... так что Циперович?"
"А он говорит- я требую доказательств, что эта дрозофила гомозиготная!"
"Бу-а-га-га... А Вы что?!"
"Хотел я ему в рог вломить... Еле удержался. Как же, говорю, неужели Вам не видно? У неё же глаза красные!"
"А он что?"
"Говорит- Вы живую муху предъявить нам не можете? А показывать картинку - абсолютно ненаучно ...И тупо стоит... вернее, сидит на своём!"
"Почему же сидит?"
"Да ему в порядке исключения разрешили сидя выступать... совсем старик обезножил. "
"Это потому что Лёвка много кипятка пустого пьёт... а ведь я ему говорил- смотрите, ноги опухнут! А он мне- всё не пустой желудок...."
"Ну, Циперович известный оппортунист... однако, мне кажется, он доплывает... жалко парня, всего тридцать лет"
"Да, жалко...
Ну и чем всё кончилось?"
"Прервали семинар- снаряд в здание бабахнул..."
"Ах, как некстати... Сволочи какие. Взяли и помешали дискуссии. Вы сейчас куда? "
"К себе, на Пулковские..."
"А как Ваша диссертация?"
"Пишу помаленьку... меня ротный, доцент Циплаков, отпускает - жаль только , что в Публичке писать сложно. Чернила замерзают."
"Ну Вы там не расслабляйтесь. Помните, что ВАК постановил? Усилить качество представляемых к защите диссертаций..."
"Да, Ученый Совет ныне рвёт и мечет..."
"Спасибо, что помогли, коллега...сам бы я не дошёл...может зайдете, погреетесь?"
"Куда там...я и так уж задержался...побегу!"
И, отдав честь, аспирант Спиридонов медленно побрёл в расположение...
... В печке, от которой исходил ровный, сухой жар, потрескивали принесённые дрова...
Хранитель отдела Масличных Культур осторожно , стараясь не делать резких движений, от которых темнело в глазах, вытащил деревянный ящичек, в котором ровными рядами лежали бумажные пакетики...
Вытащил один из них...
Осторожно положил на стол, трепетными , дрожащими пальцами развернул...
Это был один из тысяч образцов, собранных Николаем Ивановичем Вавиловым в его ста десяти путешествиях ...
Вид Arachis hypogaea, подвид A. Hirzuta, представленный сортотипом Перуанский... Подвид характеризуется стелющимися стеблями, периодом покоя семян до 2 лет, периодом вегетации 5-10 месяцев.
Исключительно полезное и очень питательное растение...
Семена арахиса содержат в среднем 53% масла. По содержанию белка арахис уступает только сое. В среднем из 1 т шелушенных семян арахиса получают 226-317 кг масла. Оно относится к группе полувысыхающих масел (йодное число 90-103), используется прежде всего в консервном и кондитерском производствах. Размолотые семена арахиса служат добавкой при изготовлении шоколада. Поджаренные семена употребляют в пищу, а в раздробленном виде добавляют ко многим кондитерским изделиям. Сорта пищевого назначения не должны иметь фасолевого привкуса... да хоть бы и имели...
Эх, хоть бы одно зёрнышко ...и думать не моги!
Так, всё в порядке? Заворачиваем пакетик, ставим дату...черт, голова кружится. Не встать со стула ... я полежу головой на столе, ничего? А руки-то у меня какие, Господи ...пеллагра, она явно не красит...
Я только чуть-чуть полежу, и всё...
...Тонкие пальцы бережно и осторожно , почти нежно поглаживают бумажный пакетик, лежащий на столе... замирают... замерли... потом замерло и дыхание...
Часть вторая.
... Скрипучий голос академика Сахарова доносился из включённого на полную громкость транзисторного приёмника :"Позор! Договор Молотова-Риббентропа...мы должны покаяться..."
Дальнейшее заглушили аплодисменты...
Гость из Каунасского Университета, Артур Вилькас-Тарельскас, возмущённо проговорил "Какие свиньи... у нас, в Ба-а-алти-и, такого позо-о-о-ра быть не может! О, проКнившая Ыымпе-е-ерия..."
Доцент Подрабинчик угодливо закивал...В дверь осторожно постучали.
Заведующий Сектора Масличных Культур осторожно заглянул в комнату :"Э-э-э... уважаемый коллега? Извините, что прерываю Ваш разговор, но... Вы, наверное, забыли... надо писать отчет.."
Подрабинчик взвился :" Привет питекантропам! Посмотрел- и изумился! Весь ваш лай, вонь и истерики- из-за моих напоминаний вам о чести, морали и простой человеческой порядочности!
Я вам-про то, что хамить нехорошо, недостойно- вы про то, что я продался международному капиталу...
Я- про доброту и дружелюбие- вы мне- про происки жидомасонов и вашу ненависть к врагам (а враги-все, кто с вами не согласен хоть в малости!)
Я вам- про то, что советская власть разворовала и просрала СССР - вы мне-что в Америке кукрыниксы негров вешают, жидомасоны плетут свои заговоры, а у меня- дурацкая рубашка и вообще- сдается вам, что я еврей и продал родину!
Уровень спора, дискуссии- у вас- как у привокзальных шулеров или тетенек с базара. На все, что вам не по нраву- вы тут-же отвечаете такой же-е-есткой истерикой- чтобы ваш оппонент вообще забыл, как его зовут и что он хотел сказать!
Вы живете в пещере, по пещерным правилам и законам, рисуете на стенке пещеры дерьмом фигурки ваших врагов и кидаете в них копья.
Шипите от ненависти и плюетесь из своей пещеры в окружающий вас мир. Рассказываете (внутри своей пещеры)- какие вы великие, и как плох тот мир, что снаружи...
Чудесный, огромный, светлый мир, где нет людоедов, как вы, где люди живут достойно, а не пресмыкаются перед начальничками, где если учиться и работать - то все у тебя будет!
А - гебешные старые вертухаи, заскорузлые от ненависти к этому большому свободному миру, желающие все вокруг себя превратить в концлагерь (себя сделав комендантом!) и везде видящие только заговоры , унижающие все другие народы и при этом считающие себя патриотами....
Скучно с вами, господа- вы просто злобненькие, неумные людоеды! Плагиаторы, передирающие чужие труды целыми страницами.
А Артура Вилькаса -Тарелькаса стоит уважать уже за то, что он, в отличие от вас- не людоед!"
Завсектором, оторопело смотрел на Подрабинчика...
"Это Вы, коллега, про что сейчас говорили? Ах, про вообще...так как же с отчётом-то? Ну хорошо, я чуть попозже зайду..."
И , уже уходя- грустно вздохнул :"Весеннее обострение..."
... К выходкам прогрессивного, демократического доцента на факультете все давно уже привыкли...
Рождённый от слишком близкой дружбы двоюродных брата и сестры (инбридинг в этом случае дал совершенно отрицательный результат) , Подрабинчик , будь он внуком не столь известных в научных кругах учёных, закончил бы дни свои склочным и ленивым сантехником...
Однако дедушка с бабушкой - волокли юного Подрабинчика с песней по жизни... правда, иной раз будущий доцент гостил -таки на тихой Пряжке...гнусные русопяты не ценили его очаровательных шуток- вроде придти к школе без трусов и с визгом гоняться за разбегающимися первоклассницами...
Однако- в научном мире Подрабинчика и знали, и ценили! Вот, специально человек из Каунаса приехал...
"Так Ви-и, коллэга, говорит-те, что в этих прибо-оо-рах применяется золотой сорбент? Золотая про-о-о-оволок-ка?"
"Да, да, конечно..."
"И Ви-и... может-те достать ключ от се-е-ейфа?"
"Разумеется, достану!"
"Тогд-да Ви-и мо-о-жетте быть споко-о-ойны...ми-и вс-сё у Вас-с-с ку-у-упим-м..."
Подрабинчик был на седьмом небе! Его высоко оценили! Иностранцы!!
"Дав-вайте отме-еттим ... эт-то настящее НЕМЕЦКОЕ пи-и-во...хотите?"
Разумеется, Подрабинчик принял цветастую алюминиевую банку, как святое причастие...
"Жаль, зак-к-кусить не-е-ччем... Проклятая Рашка! Даже солённого арррахисса нееет..."
Подрабинчик сорвался с места...
Через несколько минут он , по-лакейски согнувшись, угощал господина Вилькаса-Тарелькаса арахисом, жалко- только нежареным, а сушёным...
А бумажка, смятая- полетела на пол... И уже мало кто мог прочитать полустёртую надпись, сделанную карандашом :"Десятое января 1942 года. Мы ещё живы..."
Особую ценность фонд семян для любого здравомыслящего человека представляет сейчас, когда с развитием генно-модицицированных растений чистого генофонда в мире остается все меньше. Страна, обладающая чистым материалом, обладает стратегическим резервом, что называется, "на всякий пожарный".