Почему "Гараж" - самый страшный фильм СССР

nalin.ru — В 1979 году в советский прокат вышел фильм ужасов Э. Рязанова «Гараж». Его почти все помнят, но мало кто любит пересматривать. Почему - понятно: по накалу ада данный фильм эквивалентен кинговской "Мгле". С той лишь разницей, что герои американской киноленты 2007 года теряли человеческий облик от ужаса, а герои советской ленты 1979 года теряли его из-за гаражных мест. «Гараж» - это «прото-перестроечный» фильм. И он наглядно демонстрирует, что на самом деле привело к перестройке.
Новости, Общество | Дмитрий Лисин 15:00 25.04.2017
48 комментариев | 208 за, 1 против |
#1 | 15:17 25.04.2017 | Кому: Всем
Знаю людей, которые его цитируют. Сам ни разу досмотреть не смог, как и большинство фильмов Рязанова. Не моё.

P.S. Содержание многих его фильмов знаю (Сл. роман, О бедном гусаре, С легким паром) только по тому, что родители их смотрели. Пересматривать много раз, как "Добровольцев" или "Офицеров", не тянет.
#2 | 15:20 25.04.2017 | Кому: Всем
Один из немногих фильмов, который я смотрела. И меня мелкую на него взяли родители в кино. Подтверждаю, что это фильм ужасов
#3 | 15:24 25.04.2017 | Кому: Всем
СССР развалился тоже не в один день, к этому всё постепенно шло. Есть ещё фильмы, например Троянский Конь, тоже про нравы некоторых индивидов. Да и тот же Афоня, который встал таки на путь исправления, а сколько таких продолжило жить как жило?
#4 | 15:28 25.04.2017 | Кому: Всем
У Рязанова пересматриваю иногда только "Берегись автомобиля". Остальное как то да, совсем не тянет.
#5 | 15:28 25.04.2017 | Кому: Всем
> Собственно, при просмотре «Гаража» становится глубоко понятно, почему именно советская владетельная буржуазия (функционеры, директора рынков, начальники институтов и руководители отделов идеологического воспитания) стала основным инициатором смены матрицы. И почему она, бывшая главным ретранслятором советских ценностей – спустя каких-то десять лет начала проклинать эти ценности опять-таки громче и истошнее всех. И на двадцать пять лет изгнала их из языка, запретила ими думать.

> Потому что честный труд, справедливость, обязательное и всеобщее развитие – всё это были заповеди, которые они десятилетиями провозглашали вслух и которые десятилетиями нарушали на деле, и помнили об этом каждый день. Им, попавшим в МГУ по протекции Анатолия Сергеевича, получившим спальный гарнитур путём «двести сверху», «Адидас» от приятеля из МИДа, а набор курточек от фарцовщика Бори – было жутко страшно, что однажды все эти мёртвые красные идеи возьмут и воскреснут.


Получается у него всё-таки простыми словами сложное сказать. Умеет. Могёт.
#6 | 15:35 25.04.2017 | Кому: Дед Разин
> У Рязанова пересматриваю иногда только "Берегись автомобиля". Остальное как то да, совсем не тянет.

А я "Гараж" раз 20 пересматривал, наверное. Гениальные актёры, подобных которым сейчас не производят. Идеально, скрупулёзно выписанные характеры.

Смешной и жуткий одновременно.
#7 | 15:36 25.04.2017 | Кому: Всем
Какая маленькая и какая емкая статья
#8 | 15:41 25.04.2017 | Кому: Всем
Дак обычные шкуры показаны. Каких везде полно. Для меня это была обыденная реальность.

Мама только моё внимание заострила на моменте, когда смазливая ТП сначала отвергла героя Косталевского, а узнав чей он сын - внезапно обнаружила его глубокий внутренний мир. )))
#9 | 15:41 25.04.2017 | Кому: Soloqub
Именно так. Я его потом много раз пересматривала.
Но детское ощущение, когда не понятно о чем речь вообще , а считываются только эмоции - жуткое.
#10 | 15:54 25.04.2017 | Кому: Всем
Я так понимаю, что[censored] сломался в самый ответственный момент? Или год прошёл - уже не баян?
#11 | 16:11 25.04.2017 | Кому: Акелла
> год прошёл - уже не баян?

Толковые вещи не грех и повторить,
тем более, что не только лишь все могут неотрывно сидеть на вотте.
#12 | 16:13 25.04.2017 | Кому: Всем
Виктор, по обыкновению, охуенен.
#13 | 16:24 25.04.2017 | Кому: irvago
> И меня мелкую

Фигасе я старый-то, я его с женой смотрел:)
#14 | 16:27 25.04.2017 | Кому: Doom405
Я 1974 года издания
#15 | 16:44 25.04.2017 | Кому: Soloqub
> Смешной и жуткий одновременно.

А в чём жуткость?
#16 | 16:53 25.04.2017 | Кому: зверюга
> А в чём жуткость?

Террариум единомышленников.
#17 | 16:59 25.04.2017 | Кому: Дед Разин
А, представь, что на дворе капитализм? Денег нету на гараж? - Свободен. И, всё, никакой интриги.
#18 | 17:07 25.04.2017 | Кому: irvago
> Я 1974 года издания

Дочка, родная[лезет обниматься]!!!
У меня старший 79-го:))
#19 | 17:21 25.04.2017 | Кому: Doom405
Папа, где алименты???)))
/ шучу я так:)/
#20 | 17:22 25.04.2017 | Кому: зверюга
Там деньги были.
Это был гаражный кооператив
mik16
интеллектуал »
#21 | 17:24 25.04.2017 | Кому: Всем
Я, когда его смотрел, всегда испытывал чувство стыда и брезгливости. Играют, конечно же, замечательно и естественно. До жути...
#22 | 17:26 25.04.2017 | Кому: irvago
> Там деньги были.
> Это был гаражный кооператив

Хм, значит я запамятовал. Не пойму, тогда в чём проблема? Кто платил, тот и получил. Это сейчас дольщиков-самостройщиков наябывают повсеместно, а тогда с этим строго было.
#23 | 17:37 25.04.2017 | Кому: зверюга
Проблема в том, что гаражемест внезапно оказалось меньше чем дольщиков.
#24 | 17:38 25.04.2017 | Кому: irvago
> Папа, где алименты?

Не было ничего. Ничего не было:))
#25 | 17:44 25.04.2017 | Кому: Всем
отличная рецензия.
С меня репост. И рефлексия.
#26 | 17:52 25.04.2017 | Кому: Doom405
> Папа, где алименты?
>
> Не было ничего. Ничего не было:))

Папа!!!!
Зачем ты так?
[смотрит глазами полными слёз]
#27 | 18:07 25.04.2017 | Кому: irvago
> [смотрит глазами полными слёз]

Доченька, прости!!![на всякий случай пакует чемоданы, обналичивает счета, переклеивает свою фотографию на чужой паспорт]
#28 | 18:39 25.04.2017 | Кому: Doom405
Москва маленькая ;)
#29 | 18:54 25.04.2017 | Кому: Doom405
>
> Доченька, прости!!![на всякий случай пакует чемоданы, обналичивает счета, переклеивает свою фотографию на чужой паспорт]

Продавай машину пока не арестовали!!!
#30 | 18:56 25.04.2017 | Кому: Всем
> Москва маленькая ;)

> Продавай машину пока не арестовали!!!


Ага, щазз!!! [грузится в машину и вводит в навигатор координаты]
#31 | 19:15 25.04.2017 | Кому: зверюга
> А в чём жуткость?

Да там же прямо чувствуется запах тления. Снаружи это ещё Советский Союз, а внутри уже гнилое всё. Снято притом очень реалистично и правдиво, от этого и жутко.

А ещё очень чётко представляется себе, что будет с этими людьми лет через 12-14. Кто-то, как герой Невинного, очень обрадуется развалу Союза и неплохо поднимется. Кто-то, как Гуськов с его женой, не впишется в рынок и будут нищенствовать.
НИИ растащат и помещение сдадут под офисы или торговлю, а никому уже не нужное чучело макака самодранского выкинут на помойку. Если, конечно, никто из уважаемых людей, бывших сотрудников, не возьмёт его домой для украшения интерьера.
#32 | 19:39 25.04.2017 | Кому: Soloqub
> Гениальные актёры, подобных которым сейчас не производят. Идеально, скрупулёзно выписанные характеры.

мне со временем стало казаться, что они не играют, а просто ведут себя естественно.
#33 | 19:41 25.04.2017 | Кому: irvago
> Я 1974 года издания

Ничего себе старушка! [лезет обниматься] Мы ведь могли учиться в одном классе!!!
#34 | 19:58 25.04.2017 | Кому: irvago
> Проблема в том, что гаражемест внезапно оказалось меньше чем дольщиков.

Тут надо не срач разводить, а прокуратуру привлекать.
#35 | 20:03 25.04.2017 | Кому: Soloqub
> Да там же прямо чувствуется запах тления. Снаружи это ещё Советский Союз, а внутри уже гнилое всё. Снято притом очень реалистично и правдиво, от этого и жутко.

Да, фиг его знает. Обычное мещанство.
#36 | 21:26 25.04.2017 | Кому: зверюга
> Тут надо не срач разводить, а прокуратуру привлекать.

Там прокуратура места и сократила. Точнее государство, внезапно запланировавшее на территории гаражного кооператива строительство автотрассы без согласования с дольщиками. При капитализме в подобной ситуации начинают обшивать бульдозер жестью, а тут всего лишь назначили крайнего.
#37 | 01:26 26.04.2017 | Кому: Всем
Давеча посетил собрание собственников дома. Среди прочих важных вопросов, на повестке были оплата установки новых ворот за счёт автолюбителей и тесно связанная проблема недостаточного количества машиномест. В воздухе витал запах тления и призрак перестройки. Теперь жду смены загнившего государственного строя. А фильм "Гараж", это просто старая добрая комедия.
#38 | 02:11 26.04.2017 | Кому: Alex Wolf
> мне со временем стало казаться, что они не играют, а просто ведут себя естественно.

Есть интервью с Рязановым, где он говорит, что фильм родился после практически идентичного реального собрания с его участием. Сам Рязанов был на месте профессора.
Фильм - отличный! Все(!) персонажи - живые и выпуклые характеры, а не лубочные голливудские дурилки картонные.
#39 | 03:43 26.04.2017 | Кому: Всем
Отличный фильм, про людей, а как говорит Дмитрий "Гоблин" Пучков, людям нравится смотреть про себя. К тому же сатира, показывавший язвы общества, и плохо что общество не приняло мер по лечению, в результате гной вырвался на свободу. Многие фильмы после 60-х прошлого века уже демонстрировали упадок морали, бо режиссеры были из народа и снимали для себя, то есть для народа то что видели вокруг. Тот же Гайдай в "Бриллиантовой руке" прошелся по профактиву (то бишь по партии и ее членов), деляг показал с их красивой жизнью (дичь, шампанское по утрам), показал что есть проститутки, но так дело было в СССР то честный чел (Семен Семеныч, таких как он еще в 90-е оставалось достаточно, сейчас они почти вымерли) и правильная милиция всех победили.
#40 | 06:42 26.04.2017 | Кому: максимум 20 символов
> При капитализме в подобной ситуации начинают обшивать бульдозер жестью

Ой, да ладно. Один бульдозер не считается. Вот если бы пару полков..
Cyberaptor
надзор »
#41 | 10:32 26.04.2017 | Кому: Всем
"Гараж" хорошо сочетается с "Фонтаном". Один фильм демонстрирует причину, а второй - следствие. Оба фильма замечательные, хоть и, соглашусь, неприятные. Хотя "Фонтан" местами вызывает смех (пусть и грустный). Особенно угарный эпизод, когда гнилая интеллигенция начинает зачитывать дебильные стихи, и самим же себе хлопать, тут появляется казах, который начинает орать что-то на своём языке, а ему тоже восторженно хлопают, будто бы он тоже стихи читает. (Мне, как знающему о Союзе Писателей не понаслышке этот эпизод зашёл на ура - просто валялся под столом). Тащемта, это кино наглядно показывает нашу проблему, когда ради сиюминутной выгоды люди готовы превратиться в животных: готовы унизиться, готовы гримасничать, а в особо тяжёлых случаях - готовы убить. И эти люди, потеряв над головами карающий меч правосудия и равенства, сорвались с цепей и понеслись во все тяжкие. От простого дворника - до генерального секретаря. На мой взгляд отличная сатира. Хоть и тяжёлая. Такие фильмы надо смотреть и внимательно анализировать, чтобы понимать корни наших проблем.
#42 | 11:19 26.04.2017 | Кому: Cyberaptor
> "Гараж" хорошо сочетается с "Фонтаном". Один фильм демонстрирует причину, а второй - следствие.

На самом деле "Гараж" демонстрирует вовсе не причину, а тоже следствие. А причиной было двоемыслие элиты, которая декларировала одно, а практиковала другое. И люди, если они хотели обеспечить себе более-менее комфортное существование, должны были волей-неволей приспосабливаться к этому двоемыслию. Ведь в фильме была показана вовсе не правящий слой, а обычные люди, которые, вслед за руководством, говорили правильные лозунги, но на деле им вовсе не следовали. Именно об этом говорим Мараховский.

Да и "Фонтан" демонстрирует не только следствие, но и одну из причин того, что произошло с нашей страной. Поскольку все эти персонажи, они не волшебным образом вдруг возникли откуда-то на рубеже 80-90-х, они существовали уже достаточно продолжительное время и тоже были детищем двойной политики руководства страны. Просто до этого момента им приходилось тщательно скрывать свое истинное лицо.
#43 | 22:59 26.04.2017 | Кому: loisop
> Есть интервью с Рязановым, где он говорит, что фильм родился после практически идентичного реального собрания с его участием. Сам Рязанов был на месте профессора.

Ага, только в реальности речь шла не про гаражи, а про кооперативные квартиры, а это не какая-то будка для машины, а будущее жильё и это тысяч по пять, не меньше, от каждого будущего жильца, не считая пары лет ожидания на постройку дома. По тогдашним меркам, это з\п за 2-3 года работы.
Ну и конечно, сам Рязанов был там просто героем, на месте профессора. Ну может быть и так.
#44 | 06:16 27.04.2017 | Кому: Всем
Есть отличная книга на тему перестроечного кино:
[censored]

И там в основном про наши фильмы. Очень интересно, грамотно и со знанием дела и ситуации в области кино написано.
#45 | 07:38 27.04.2017 | Кому: Srg_Alex
> Ну и конечно, сам Рязанов был там просто героем, на месте профессора. Ну может быть и так.

"Профессор" из фильма - ни разу не герой. Практически весь фильм жует сопли "тварь ли я дрожащая". Что, кстати, сам осознает.
#46 | 08:05 27.04.2017 | Кому: loisop
> "Профессор" из фильма - ни разу не герой. Практически весь фильм жует сопли "тварь ли я дрожащая". Что, кстати, сам осознает.

Он молча протестует (во второй половине - не молча), что как бы уже - делает его лучше всех этих "нехороших" людей.
#47 | 11:05 28.04.2017 | Кому: avicenna
> Есть отличная книга на тему перестроечного кино:

Нашел.
Федор Ибатович Раззаков. Я, конечно, понимаю, что это имя такое...
igrov
очень сильно горяч »
#48 | 13:41 28.04.2017 | Кому: Всем
"Вплоть до начала 80-х Рязанов считался одним из лучших в стране режиссёров-сатириков, правда, все его фильмы содержали в себе социальную сатиру, но никак не политическую. Например, в 70-е он снял такие ленты, как: «Старики-разбойники» (1971; сатира на проблемы пенсионеров), «Невероятные приключения итальянцев в России» (1974; просто эксцентрическая комедия без какого-либо социального подтекста), «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (1976; лирическая комедия), «Служебный роман» (1978; лирическая комедия, но уже с элементами сатиры на бюрократию).

Однако на рубеже десятилетия обличительный пафос Рязанова и его постоянного соавтора драматурга Эмиля Брагинского внезапно приобрёл черты социально-политической сатиры. Началось всё с фильма «Гараж» (1980), где бытовая, вроде бы, история о махинациях в некоем гаражном кооперативе вырастала до масштабов политсатиры всесоюзного уровня. Не случайно действие фильма развивалось в замкнутом пространстве зоологического музея какого-то НИИ — явный намёк на то, что некоторые советские люди, несмотря на 60-летнюю историю социализма, недалеко ушли от той же обезьяны. Были в фильме и другие, куда более прозрачные намёки на эпоху «развитого социализма».
Например, одна из героинь громко стенала по поводу того, что из-за проклятого собрания у неё протухла курица, завёрнутая в газетную бумагу (в те годы достать некоторые продукты в советских магазинах стало весьма непросто). Другой герой, академик, произносил следующий монолог: «Ну, чего я боюсь? Я достиг всего, я стар, терять мне нечего, но всё равно я боюсь. Ибо меня много били, били за то, за что потом награждали...». Другой герой, фронтовик, произносил нечто похожее: «Я на фронте ничего не боялся, а тут...». Ещё одна героиня фильма заявляла: «Я предлагаю жить по нашим демократическим советским законам», на что собрание отвечало дружным смехом, намекая на то, что никакой, мол, демократии в СССР не существует.

Короче, весь фильм Рязанова был буквально пронизан подобными намёками и полунамёками, которые легко читались даже не самым проницательным зрителем. Разобрались в них и высокие чиновники, что стало поводом к большому «накату» на картину с их стороны. Достаточно сказать, что по приказу руководителя МГК КПСС и члена Политбюро В. Гришина была отменена премьера фильма в столичном Доме кино. А по приказу другого высокого начальника — 1-го секретаря ЦК КП Украины и члена Политбюро В. Щербицкого — «Гараж» запрещено было прокатывать на территории Украины.

Все эти факты широко известны сегодня, о них много писала либеральная пресса, в том числе и сам Э. Рязанов в своих мемуарах. Однако нигде не пишется о том, почему же этот фильм, вызвавший гнев таких высокопоставленных особ, всё-таки вышел в прокат (даже премьера в Доме кино состоялась спустя три месяца после первой отмены) и собрал ни много ни мало 28 миллионов 500 тысяч зрителей. А ведь властям ничего не стоило отправить картину на полку. Выходит власть, как бы она ни относилась к фильму Рязанова, не испугалась его острой сатирической направленности и разрешила ему выйти на широкий экран. Что лишний раз доказывало, что сатира в Советском Союзе всё-таки существовала.

Фёдор Раззаков [censored]
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.