Когда несколько недель назад впервые всплыла версия о том, что в гибели «Протона» виноваты датчики, установленные не той стороной, я тут же вспомнил Galileo — поразительно неудачливый зонд, который НАСА отправило к Юпитеру двадцать лет назад. Сначала его запуск год за годом откладывали, затем у него не открылась главная антенна для связи с Землёй, потом единственный накопитель данных «зажевал» магнитную ленту, а когда его удалось восстановить, испортился датчик угла поворота. Подробнее об этом рассказано в заметке «Злоключения Galileo на пути к Юпитеру: как чинили зонд, сломавшийся на другом конце Солнечной системы».
Чтобы изучить состав атмосферы Юпитера, Galileo должен был сбросить на планету спускаемый аппарат. Эта часть научной программы тоже чуть не сорвалась: парашют, замедляющий падение аппарата, почему-то не открывался целую минуту. Изучение телеметрии показало, что акселерометр, который должен был активировать парашют, когда ускорение превысит определённую величину, установили задом наперёд. Хуже того, во время испытаний на Земле эту ошибку проворонили из-за того, что перевёрнутый датчик неверно подключили к измерительному оборудованию, и две ошибки компенсировали друг друга.
В 1991 году при попытке совершить вертикальный взлёт разбился один из первых экземпляров американского военного конвертоплана Bell Boeing V-22 Osprey. Оказалось, что гироскопы в его системе управления были неправильно подключены и давали неверные показания.
Десять лет спустя ещё одна ошибка сборщика едва не закончилась уничтожением результатов работы зонда Genesis, который три года собирал в космосе образцы солнечного ветра. Предполагалось, что зонд сбросит контейнер с образцами на Землю. Пара открывающихся по очереди парашютов притормозит падение контейнера, а затем вертолёт поймает его в воздухе при помощи большого крюка.
Парашют не раскрылся, и контейнер врезался в землю со скоростью 86 метров в секунду, растеряв при этом изрядную долю образцов. Причина всё та же — акселерометры, установленные не той стороной. Ошибку не заметили, потому что в компании Lockheed Martin, строившей Genesis для НАСА, решили сэкономить на тестировании.
У Boeing и Lockheed Martin не было финансовых проблем. Ни о каком развале и речи шло. Однако подобные ошибки случаются с пугающей регулярностью даже тогда, когда ресурсов хватает и жаловаться не на что. Собственно говоря, именно об этом и предупреждает закон Мерфи: «Всё, что может пойти не так, непременно пойдёт не так».
Мало кто помнит, что эта фраза впервые была сказана именно по поводу акселерометра, установленного не той стороной.
В 1949 году американские военно-воздушные силы пытались определить максимальные перегрузки, выдерживаемые человеком. Инженер Эдвард Мерфи разработал для этих экспериментов специальное снаряжение со встроенными датчиками, точно измеряющими ускорение в различных частях тела.
Доброволец, обвешанный датчиками, разогнался на специальной тележке до 320 км/ч, а затем резко затормозил. Перегрузка составила примерно 40 g, но стрелки на приборах Мерфи даже не шелохнулись. Оказалось, что все датчики без исключения были подключены не той стороной. Тут-то Мерфи и сформулировал свой бессмертный закон (очевидцы утверждают, что в оригинале он был длиннее и в нём упоминался техник, который всё перепутал, но в деталях их показания расходятся).
От таких ошибок не застрахован никто. Можно придумать защиту от дурака, но она не поможет, если у дурака есть кувалда. Можно строго контролировать качество, но это будет работать лишь до тех пор, пока контролёр сам не ошибётся. Можно попытаться увеличить запас надёжности до такой степени, чтобы ошибки не приводили к катастрофе, но риск никогда не станет нулевым.
Как знает любой, собиравший своими руками себе компьютер, там везде, на всех разъемах вырезаны специальные ключи, не позволяющие воткнуть что надо куда не надо. Однако, как знает любой работник компьютерного сервиса, народная смекалка вкупе с недюжинной физической силой позволяет игнорировать эти ключи, втыкая все так, как хочется, а не так как нужно.
Нет, камрад, не выпил. Мне просто горько. На данных аппаратах были и наши (мои!) изделия. В неправильную установку датчиков я не верю - "этого не может быть, потому что этого не может быть никогда"(с) На Байконуре бывал неоднократно и процесс знаю (как технолог) "изнутри" (кувалдов там не бывает - набор инструмента строго регламентирован). Жаль, что не был на данном конкретном пуске - может, что-то понял бы. Потому написанное в #3 - это "вопль души". Sorry, ежели кого-то обидел.
А я вот как человек со стороны не понимаю, почему бы не изготовить датчик такой формы, чтобы его просто невозможно было бы установить иначе? Ну вот как разъёмы в компьютере.
Камрад! Об том и речь. Датчик смонтирован на стальном (сталь 12Х18Н10Т) фланце (толщина фланца 3 мм). Фланец - неравнобедренная трапеция. По параллельным сторонам трапеции расположены 3 отверстия диаметром 5,2 мм (под крепеж М5) и два несимметрично расположенных по обеим параллельным сторонам отверстия диаметром 4 мм под штифты. Штифты запрессованы в местах установки датчика. Датчик перевернуть нельзя (фланец не "приляжет" плоскостью на место установки, а если забить кувалдой - пробъёшь обшивку отсека). Как(?) можно при таких условиях неправильно его установить? Ну "не верю"(с)! Где были ОТК и ПЗ, принимающие установку датчиков. Вотт кто пил!! Разъемы - все с ключами и "разномастные". Более того - они сгруппированы на монтажных щитах по группам. Далее могу отметить только одно - "???" А "журнаглистские измышления" - "випли говнотрясова"! Враньё. Списание бабла (трёх миллиардов) на "монтажника"(скрывшегося в неведомом направлении). ИМХО - надо что-то менять в "филармонии".
Мало того, мутная история с самим сборщиком Прохоровым, который ушёл в отпуск и "которого никак не могут найти".
Могут или нет - это, конечно, ещё вопрос.
Но всё равно поворот событий странный.
Камрады. По моему глубокому убеждению - всё произошедшеее является саботажем. Утопить отечественный космопром - цель всех этих действий. Сворачивание программ (в силу "обстоятельств непреодолимой силы", иначе - "форс-мажор") - вещь реальная. У нас два договора уже, считай, накрылись оловянным тазиком. (по крайней мере - производство "временно приостановлено до выяснения обстоятельств происшествия с "Протоном-М"). Зачем (и, главное, кому)это нужно - мне неведомо, но я догадываюсь.
Все, кто утверждает, что "можно", абсолютно далеки от данной области производства, видимо.Хотя камрад alguien63 очень все хорошо рассказал.
Говорю, как тот самый ПЗ из смежной области )))
Технология сборки и монтажа приборов, построенных на инерционных принципах давно отработана и в серии. Объем и методики контроля качества данных приборов однозначно позволяют принимать решение о годности узлов, приборов, комплексов, систем. Выводы комиссии о том, что правильность установки ДУСов нельзя проконтролировать, считаю по меньшей мере лукавством.
Для исключения ошибки контролера придуман двойной контроль - предъявительские и приемо-сдаточные испытания.
Если только контроль не проводился, но это тогда полный пиздец...
добавлю что даже обычные промышленные разьемы невозможно соединить неправильно - или ключ или форма. Распаять провода неправильно можно, а вставить неправильно разьем не получится даже если молотком забивать.
> Там несимметричный относительно центра ключ. Для того, чтобы вставить неправильно и при этом до упора, нужно очень и очень постараться.
А ты попробуй. На большинстве плат защелкивается "на раз". Сам так один раз накололся в темноте (имея на то время порядочный опыт работы с железом). Однако и сам же потом вылечил заменой полевика на плате и восстановлением одного контакта на модуле памяти и вычищением огарков второго (дублируемого). Плату и память все равно пришлось купить и у меня оно дома проработало потом долго и счастливо несколько лет.
А здесь речь идет о некоторой неправильной установке, в ходе которой специалист даже не усомнился и у проверяющих потом не возникло никаких вопросов. Надо поднять вопрос о покупке этим монтажником вкупе со всеми проверяющими остатков ракеты (по цене живой ракеты). Пусть восстанавливают и делают с ней все что хотят...
> Камрад, ты плохо представляешь себе человеческую "смекалку".
Да, у нас как-то пользователи ухитрились запихать в флопповод три дискетты. Попытавшись запихать туда четвертую, позвали нас. Мы с коллегами долго удивлялись как им это удалось.
Наводящий вопрос - речь идет за 3.5" дискеты или 5.25"/8"? ;)
PS Приходилось доставать 2 диска из щелевого привода ноутбука. При том, что конструктив при вставленном диске выставляет штифт напротив прорези и мешает вставлять второй диск. Хрупкая девушка (это я про то, что сил не применялось), утверждала, что вставила туда диск в одиночном количестве. Как - сама не знает :)
Чтобы изучить состав атмосферы Юпитера, Galileo должен был сбросить на планету спускаемый аппарат. Эта часть научной программы тоже чуть не сорвалась: парашют, замедляющий падение аппарата, почему-то не открывался целую минуту. Изучение телеметрии показало, что акселерометр, который должен был активировать парашют, когда ускорение превысит определённую величину, установили задом наперёд. Хуже того, во время испытаний на Земле эту ошибку проворонили из-за того, что перевёрнутый датчик неверно подключили к измерительному оборудованию, и две ошибки компенсировали друг друга.
В 1991 году при попытке совершить вертикальный взлёт разбился один из первых экземпляров американского военного конвертоплана Bell Boeing V-22 Osprey. Оказалось, что гироскопы в его системе управления были неправильно подключены и давали неверные показания.
Десять лет спустя ещё одна ошибка сборщика едва не закончилась уничтожением результатов работы зонда Genesis, который три года собирал в космосе образцы солнечного ветра. Предполагалось, что зонд сбросит контейнер с образцами на Землю. Пара открывающихся по очереди парашютов притормозит падение контейнера, а затем вертолёт поймает его в воздухе при помощи большого крюка.
Парашют не раскрылся, и контейнер врезался в землю со скоростью 86 метров в секунду, растеряв при этом изрядную долю образцов. Причина всё та же — акселерометры, установленные не той стороной. Ошибку не заметили, потому что в компании Lockheed Martin, строившей Genesis для НАСА, решили сэкономить на тестировании.
У Boeing и Lockheed Martin не было финансовых проблем. Ни о каком развале и речи шло. Однако подобные ошибки случаются с пугающей регулярностью даже тогда, когда ресурсов хватает и жаловаться не на что. Собственно говоря, именно об этом и предупреждает закон Мерфи: «Всё, что может пойти не так, непременно пойдёт не так».
Мало кто помнит, что эта фраза впервые была сказана именно по поводу акселерометра, установленного не той стороной.
В 1949 году американские военно-воздушные силы пытались определить максимальные перегрузки, выдерживаемые человеком. Инженер Эдвард Мерфи разработал для этих экспериментов специальное снаряжение со встроенными датчиками, точно измеряющими ускорение в различных частях тела.
Доброволец, обвешанный датчиками, разогнался на специальной тележке до 320 км/ч, а затем резко затормозил. Перегрузка составила примерно 40 g, но стрелки на приборах Мерфи даже не шелохнулись. Оказалось, что все датчики без исключения были подключены не той стороной. Тут-то Мерфи и сформулировал свой бессмертный закон (очевидцы утверждают, что в оригинале он был длиннее и в нём упоминался техник, который всё перепутал, но в деталях их показания расходятся).
От таких ошибок не застрахован никто. Можно придумать защиту от дурака, но она не поможет, если у дурака есть кувалда. Можно строго контролировать качество, но это будет работать лишь до тех пор, пока контролёр сам не ошибётся. Можно попытаться увеличить запас надёжности до такой степени, чтобы ошибки не приводили к катастрофе, но риск никогда не станет нулевым.