Гранд-макет "Россия"

my.mail.ru — Посетил некоторое время назад отличнейший аттракцион! Объем работы проделан просто АДСКИЙ !!! Машинки и поезда ездят, сменяется день/ночь. Создатели порадовали хорошим юмором, знанием российских реалий и обычаев.
Картинки, Общество | Sherp 21:35 05.12.2012
14 комментариев | 63 за, 6 против |
#1 | 21:36 05.12.2012 | Кому: Всем
[censored]
===========================

[censored]

Философия проекта Гранд Макет Россия

«Визуальная культура» - это отдельная область понятия «культура», развивающая способности восприятия зрительных образов, умение их анализировать, интерпретировать, оценивать, сопоставлять, представлять и создавать на этой основе индивидуальные художественные образы. Сегодня визуальная культура охватывает сферы кино, телевидения, фотографии, живописи, театра, видео-арта, рекламы, дизайна, видеоигр, моды и граффити. В современном обществе роль визуальной культуры сложно переоценить. Ее роль только возрастает в силу победы в мировой культуре визуального начала над вербальным, зрительного над словесным. Рассуждения об этом стали уже общим местом. Игровая модель восприятия в современных условиях уже не содержит элементов «вторичности» по сравнению с традиционными, априорно «серьезными» культурными представлениями. При этом, целостность «картины мира» в культурном пространстве вовсе не обязательно уступает место фрагментарности. На наших глазах происходит смена парадигмы восприятия реальности: модель «мир как текст» уступает место модели «мир как визуальный образ» во всем ее разнообразии. Следовательно, разумнее идти не по пути конфронтации, защищая последние бастионы классического гуманитарного знания, хотя и отказываться от него преждевременно, а с помощью визуальных образов создавать целостную рациональную картину мира. Если раньше для восприятия текстовой модели мира человека необходимо было научить грамоте и связанным с ней культурным нормам, то сегодня необходимо учить культуре визуального. Если раньше объяснить «что такое хорошо, а что такое плохо» должен был текст из книжки, то в условиях XXI века ту же задачу может выполнять определенная знаковая модель. Одной из таких знаковых моделей, работающих на повышение визуальной культуры, и является проект «Гранд Макет Россия».

Макет выстраивает новую визуальную форму, опирающуюся на систему стереотипов или универсально действующих знаков, отражающих различные стороны реального мира. Такой способ личностного подхода к действительности можно сравнить с контурной картой, пригодной для заполнения, раскрашивания и прочих визуально-графических манипуляций. Пространство макета заполняется трехмерными материальными символами с определенной степенью условности воссоздающих географические и культурные коды Российской Федерации, хранящиеся в нашей памяти из устных рассказов, текстов, кино и телефильмов, фотографий и непосредственных впечатлений. Гранд-Макет – это попытка описать «Русский мiр» с помощью визуальной метафоры путешествия в условиях трехмерной игровой модели.

При этом: макет не является объемной и движущейся географической картой, а также не является путеводителем по историко-архитектурным памятникам России. Следовательно, вопросы о географических несоответствиях и вопросы о наличии либо отсутствии знакомых объектов неуместны.

Современный человек – человек путешествующий. Но в отличие от путешественников прошлого, он имеет возможность не только быстро перемещать свое физическое тело в разные точки земли, но и самому «перемещать» мир перед своими глазами, например, с помощью пульта управления и экрана монитора: структурировать, переключать, выделять, удалять, копировать. Через TV и Интернет человек вступает в совершенно новые отношения с пространством-временем, до конца еще не осознавая глобальный смысл этих перемен.

«Гранд Макет» в немалой степени вырос из этого ощущения новой реальности. Географическое пространство России не механически скопировано здесь в пропорциях определенного масштаба, а творчески воссоздано как «динамичная модель повседневности» – структурными элементами которой являются поезд, автомобиль, автобус, архитектура, ландшафт, строительная техника, элементы инфраструктуры, фигурки людей и животных. Исторические объекты в данном контексте отходят на второй план. Для детей и взрослых макет не должен стать уроком или назидательной лекцией на тему - «Знай и люби свою Родину». Знакомство с макетом должно превратиться в увлекательнейшую игру, во время которой раскрывается ее огромный познавательный потенциал. В то же время конструирование одного многомерного, собирательного образа России поможет преодолеть раздробленность восприятия российского пространства и его разнообразных составляющих.

В каком-то смысле Макет символизирует Россию как «страну-фантазию». В ней можно что-то придумывать, менять, добавлять, воображать. Это своего рода «реконструкция возможного». Но в то же время - это не выдуманная страна, а та страна, где мы живем. В повседневной жизни образ России для каждого из нас – это образ «малой Родины», конкретного города, села или округи. Наше пространственное восприятие расширяется во время физических или виртуальных путешествий. Но наши впечатления фрагментарны и субъективны в любом случае – выбираем ли мы объект наблюдения сами или точку осмотра предлагает нам кто-то другой. Что-то запоминается, что-то забывается, на что-то не обращаешь внимания вовсе. Так в нашей памяти формируется образ. Напомним, что слово это буквально означает – «воспроизведение объекта, информация о нем или его описание, структурно сходное, но не совпадающее с ним». Автор Макета попытался создать собирательный образ России, но образ, прежде всего, цельный. Города, села, зоны отдыха, заводы, порты, леса, тундра, реки, горы связаны в единую систему и наглядно демонстрируют взаимосвязь всех регионов огромной страны. Следует отметить, что «Гранд Макет» – модель не только России, какая она есть в настоящем, но и России, какой мы хотим видеть ее в будущем. Россия «Гранд Макета» - страна работающая, строящаяся, динамичная, современная. Поэтому Макет совмещает уникальность отдельных российских регионов и универсалии мировой цивилизации. В то же время, за символическими изображениями на Макете стоят такие основополагающие ценности, как традиции жизнедеятельности, культурное наследие, историческая память. То, что заложено в нас с детства и не всегда рационально осознается. Помочь «расшифровать» визуальные образы помогает аудио-гид по Макету или Альбом-Путеводитель.

Системообразующим фактором совокупного образа страны является железная дорога, которая охватывает все пространство макета. С ней связано ощущение необъятности и разнообразия территории нашего Отечества. Поэтому железнодорожная колея проходит на макете даже там, где в реальности она еще и не планируется, в частности по районам Крайнего Севера. Разветвленность железнодорожной сети также не соответствует действительности. Но эта модель «Железной дороги» - желаемая, ожидаемая, предвосхищаемая автором. Макет – это игровое поле потенциальных возможностей России.

Какие элементы составляют на Макете визиотип русской «картины мира»? Под визиотипом в данном случае понимается возможность с помощью условно-узнаваемых объектов придать наглядность обобщенной идее. Такой обобщенной идеей является, например, выражение – «наша страна» или «наша Родина». Первый элемент в этом ряду - это огромное пространство. Россия – целый континент. Этот эффект «континентальности» создается за счет целостности макета, поле которого не разбито на сегменты, а составляет единую взаимосвязанную систему. Кстати, контур макетной площадки с известной долей условности в целом соответствует географическим контурам России, «вытянутым» с запада на восток. Связать в единое целое огромное количество действующих, работающих деталей задача невероятно сложная. И техническая сложность макета, в свою очередь, символизирует сложность организма Российской Федерации, включающего в себя разные климатические зоны, ландшафты, этносы, типы хозяйства, разноудаленные от центра регионы, культурные традиции и многое другое.

Визуальными топами, то есть общими местами, русского ландшафта являются великие реки, горы Кавказа и Урала, тайга, тундра, Северный Ледовитый океан, Приморье с Тихим океаном, Балтика, две столицы – Москва и Петербург, русская провинция, природные ресурсы. Все это, так или иначе, зафиксировано на макете. Соединено в единый образный ряд. При этом, определенные «узловые» компоненты неизбежно выделяются из всего многообразия административной, экономической, природной и социальной географии страны. Эти компоненты слагаются в несколько иной, отличной от реальной, последовательности, более, так сказать, «концентрированной». Такой прием необходим для создания яркого, запоминающегося, насыщенного смыслами «Образа». Так, на «знаковом» пространстве Макета Северная столица плавно «перетекает» в Москву. Ведь в нашем сознании эти символические точки «путешествия из Петербурга в Москву» очевидны, а расстояние уже несущественно. С Москвой «соседствуют» южные курорты. Хотя российский кусок Черноморского побережья сильно сократился, поездка «на юга» осталась в народном менталитете, как символ отдыха, «драйва», свободы. Юг – это «узловая точка», где сливаются потоки «отдыхающих» из всех краев нашей Родины, по коммуникативной насыщенности она почти равноценна Москве. «На юга» и «в Москву» - метафоры мечты, места исполнения желаний для жителей нашей страны. В исторической памяти народов России наиболее выделяются Уральские и Кавказские горы - «узлы», сплетающие судьбы множества этносов, культур, традиций, задающие определенный «вектор» развития Государства Российского. Образы именно этих горных хребтов «держат» всю структуру макетного пространства. Из всех рек узнаваемые, хотя и обобщенные, черты придаются только одной реке - Волге. Опять же в силу ее «ключевого» значения для формирования исторической судьбы Государства. Реконструкция крупного водоема в одном из секторов Макета вызывает ассоциации с озером Байкал. Это уникальный планетарный резервуар пресной воды, обладание которым дает России существенные геополитические преимущества. Большой удельный вес на Макете у Арктической зоны – с этим регионом связаны основные перспективы развития страны, как одной из ведущих мировых Держав. Сделан своеобразный акцент и на Дальневосточный регион. И не только в силу его огромного стратегического значения. То, как представлена жизнь на тихоокеанском востоке Российской Федерации, убедительно демонстрирует европейский «имидж» нашей страны. Дальневосточные города во главе с Владивостоком – это самые восточные европейские города в Евразии, ворота Запада в Тихий океан. Если смотреть с этой точки зрения, то географически не Россия оказывается восточной периферией Европы, а Европа – западной частью огромного европейского культурного пространства «от Дублина до Владивостока». В противоположном крыле Макета значительное место уделено Калининградскому анклаву - европейским «воротам» государства, городу с подчеркнуто европейским «лицом».

Большое внимание автор проекта уделил воссозданию того привычного уровня материальной культуры, который хоть и не бросается в глаза, но является необходимым «фоном» культурной самоидентификации. Так, на Макете появились «типовые» архитектурные объекты – стандартные школы и жилые микрорайоны периода советской урбанизации, до сих пор составляющие заметную часть российского городского ландшафта со своей субкультурой «окраин».

Не секрет, что различные представления об образе России конструируют разные сценарии будущего развития страны. Визуальный образ России «Гранд Макета» позволяет идентифицировать ее как часть европейского культурного пространства. Восприятие России как равноправной части Европы, в первую очередь самими россиянами, должно способствовать созданию адекватного образа страны, формированию ее положительного имиджа. В этом смысле, «Гранд Макет Россия» – один из самых патриотичных брендов Российской Федерации на сегодняшний день. Хотелось бы указать, что сам замысел проекта и его воплощение – пример настоящего патриотизма, ставящего служение высокой Идее выше сиюминутных материальных интересов.

Кроме того, сам процесс создания «Гранд Макета» обозначил четкий приоритет любой инновационной модели - опору на человеческий интеллект, без которого самые высокие технологии мертвы. Коллектив работников Макета, где для воплощения Мечты объединились представители нескольких поколений, символизирует «в миниатюре» весь неисчерпаемый интеллектуальный потенциал России.

Историк искусства

Кумчий Сергей Борисович
#2 | 05:14 06.12.2012 | Кому: Всем
[censored]
Это пять :)
#3 | 06:09 06.12.2012 | Кому: Всем
Спасибо за идею куда в воскресенье с ребенком сходить...
#4 | 07:13 06.12.2012 | Кому: Всем
Охренеть, мы как раз в Питер собрались.
Автор, спасибо! Так бы эта красота мимо прошла))
#5 | 07:27 06.12.2012 | Кому: solon_25
Наверно лучше в будни постараться,
в выходные там давка будет и спокойно не погуляешь
#6 | 08:09 06.12.2012 | Кому: Всем
был там дважды!!! всем рекомендую!
#7 | 08:10 06.12.2012 | Кому: Шу
Это даже 10 :)
#8 | 08:12 06.12.2012 | Кому: Всем
Был на прошлой неделе в Питере! Посетил гранд макет. Впечатления отличные! Много мелких деталей, сценок из жизни. Особенно порадовало, что каждый человечек участвует в какой либо истории, из-за чего очень интересно внимательно разглядывать макет.
#9 | 08:32 06.12.2012 | Кому: Всем
Мне вот это запомнилось больше всего [censored]
#10 | 08:47 06.12.2012 | Кому: Всем
а это[censored] про что?
#11 | 09:19 06.12.2012 | Кому: shorty
Так это ж мужской клуб в гараже :)
#12 | 09:40 06.12.2012 | Кому: Всем
Автор понимает значение слова "АД" и "АДСКИЙ"?

Фраза "Дурно пахнут мертвые слова" все ещё актуальна
#13 | 09:52 06.12.2012 | Кому: Rustam
Понимаю.
См. пункт 3.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. Автор Т. Ф. Ефремова.
адский прил.
1)
а) Соотносящийся по знач. с сущ.: ад (1), связанный с ним.
б) перен. разг. Злобный, коварный.

2)
а) Такой, как в аду; ужасный.
б) перен. разг. Мучительный, невыносимый.

3)
перен. разг. Превосходящий меру человеческих сил, возможностей; чрезвычайный, чрезмерный.
#14 | 15:55 06.12.2012 | Кому: Всем
Класс! Понравилось=)))
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.