В Магнитогорске снесли уникальное панно

vott.ru — вместе со спортзалом бывшего педагогического университета. На его месте построят жк "Университетский". #чтобы_помнили #уездныйгородМ.
Картинки, Общество | Акелла 14:32 12.05.2022
2 комментария | 93 за, 2 против |
#1 | 14:32 12.05.2022 | Кому: Всем
[censored]
[censored]
[censored]
[censored]
#2 | 16:45 12.05.2022 | Кому: PLS
На проспекте Ленина продолжаются работы по демонтажу спорткоплекса, некогда принадлежавшего педагогическому институту. В редакцию «ММ» продолжают поступать звонки от горожан, возмущённых уничтожением бетонного панно, украшавшего фасад здания. По мнению магнитогорцев, оно имело культурную и историческую ценность и заслуживало иной судьбы.

В 1970-х годах педагогический институт некоторое время размещался в корпусах бывшего интерната на улице имени Газеты Правда, в это же время шло проектирование и строительство студенческого городка с учебным и спортивным корпусами, общежитиями и столовой на проспекте Ленина. Значительная часть работ легла на плечи преподавателей и студентов. Самым востребованным оказался художественно-графический факультет: его воспитанники выполняли плотницкие, малярные и штукатурные работы, а готовым интерьерам придавали художественно-эстетический облик.

– Институт переехал на Ленина, 114 в 1977 году, – вспоминает выпускник худграфа, директор НИИ исторической антропологии и филологии, профессор, доктор исторических наук Михаил Абрамзон. – Разместившись в новом здании, мы учились и одновременно достраивали его. На бумаге оно было принято, но на деле требовало доработки. На пятом этаже не были залиты полы и мы – первокурсники худграфа – носили туда вёдрами бетон. На первом и втором этажах стёклышками скоблили паркет. Полировальных машинок не было, поэтому стеклом вычищали доски и затем лакировали. В кабинете природоведения моя группа работала над созданием декоративного панно. В библиотеке силами студентов была сделана прекрасная настенная роспись, в том же стиле, что и оформление Министерства просвещения в Москве. Политика ректората была такая, что худграф должен был направлять свои дипломные проекты на внутреннее и внешнее оформление здания пединститута. В результате появилась великолепная фреска в кабинете общественных наук, напротив ректората – рельефы на молодёжные темы, в торцах коридоров на этажах – витражи из натурального цветного стекла, на входе – сграффито, выполненное под руководством молодого преподавателя, будущего председателя союза художников Магнитогорска, блестящего монументалиста Рашита Сафиуллина. Это было интересное, насыщенное время.

Бетонное панно появилось на фасаде спорткомплекса МГПИ в 1979 году

Магнитогорск тогда готовился отметить полувековой юбилей, и руководство пединститута решило преподнести городу и его жителям необычный подарок. В связи с этим студентам-пятикурсникам художественно-графического факультета была поручена дипломная работа «Оформление спортивного комплекса. Бетонный рельеф «Спорт». Пока студенты корпели над эскизами, их собратья с других факультетов и курсов оформляли фойе, аудитории и фасад учебного корпуса пединститута, высаживали деревья в будущем сквере.

– Инициатором создания бетонного рельефа был ректор пединститута Василий Афанасьевич Патрушев, – рассказывает один из участников дипломного проекта Александр Жданов, – Нас было пятеро: я, Александр Шульженко, Владимир Кохна, Борис Ольгемблюм и Николай Пестунов. Нашим научным руководителем стал Константин Прокопьевич Черепанов. Первоначально была задумка разместить в центре композиции парня-атлета, хотя в пединституте девочек было больше. В итоге остановились всё же на девушке-спортсменке. В спорткомплексе нам выделили комнату, где мы собирались, выставляли эскизы, там же прямо на полу переносили изображение по клеткам на большой формат. Потом начались сварные работы, пробы.

Под каждый элемент панно делали металлический каркас с сетками. Затем крепили их большими болтами к стене. Первую пробу на свой страх и риск провели прямо на электробудке, которая стояла рядом со спорткомплексом, за что получили нагоняй от электриков – работы на этом объекте ближе пяти метров были запрещены, а уж о том, чтобы долбить стену и речи идти не могло.

– Потом начались штукатурные работы, – рассказывает Александр Александрович. – Патрушев где-то нашёл цемент и песок. Установили бетономешалку, строительные леса, получили разрешение у главного архитектора, подтвердившего, что стена выдержит наш дипломный проект. Просверлили отверстия и закрепили металлический каркас болтами. В помощь нам дали бригаду девчонок с педфака. Они выполняли черновую работу – закидывали элементы раствором, а мы точечную – создавали образ.

Основные работы пришлись на июнь, который в тот год выдался необычайно жарким. Когда панно было закончено, дипломники решили для большей выразительности покрасить его в два цвета. Стену – белой краской, а сам рельеф – охрой.

– Перед защитой дипломного проекта прошёл дождь и смыл всю краску, – продолжает Александр Жданов. – Мы оставили наставление, чтобы в дальнейшем рельеф покрасили, но перед этим сделали водоотток с крыши.

За 43 года здания пединститута и спортивного комплекса стали неотъемлемой частью исторического облика Магнитогорска. Казалось бы, украшающие их произведения монументального искусства по определению претендовали на то, чтобы стать памятниками эпохи. Но у советских сграффито, настенных рельефов и витражей не было, и нет охранного статуса, поэтому зачастую они оказываются «уходящей натурой» и уничтожаются вместе с «морально устаревшей» архитектурой. И это касается не только Магнитогорска, но и других городов. С их исчезновением город, как «место силы» из советского детства, лишается частички своей энергетики.


Автор: Елена Брызгалина
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.