Великая Отечественная война как фигура умолчания

pustosviat.livejournal.com — Короткая заметка о книгах, которые, хронологически охватывая период Великой Отечественной войны, умудряются самой войны не приметить.
Новости, Культура | Nord 07:58 30.06.2021
4 комментария | 25 за, 0 против |
#1 | 07:59 30.06.2021 | Кому: Всем
Есть произведения, которые, хронологически охватывая период Великой Отечественной войны, умудряются самой войны не приметить. Вообще.
Можете назвать хотя бы одно?

Первое - "Исповедь на заданную тему" Бориса Ельцина. Коллективизацию и связанные с ней невзгоды Ельцин поминает, хотя случилась она еще до его рождения. А, вот, войну игнорирует напрочь. 1942 год ассоциируется у него с детскими проказами. Впрочем, однажды слово "война" все-таки используется. Но исключительно в служебных целях, чтобы пояснить отсутствие двух пальцев на руке. Вот этот отрывок: "Война, все ребята стремились на фронт, но нас, естественно не пускали. Делали пистолеты, ружья, даже пушку. Решили найти гранаты и разобрать их, чтобы изучить и пенять, что там внутри. Я взялся проникнуть в церковь (там находился склад военный). Ночью пролез через три полосы колючей проволоки и, пока часовой находился на другой стороне, пропилил решётку в окне, забрался внутрь, взял две гранаты РГД-33 с запалами и, к счастью, благополучно (часовой стрелял бы без предупреждения) выбрался обратно. Уехали километров за 60 в лес, решили гранаты разобрать. Ребят все же догадался уговорить отойти метров за сто: бил молотком, стоя на коленях, а гранату положил на камень. А вот запал не вынул, не знал. Взрыв… и пальцев нет. Ребят не тронуло. Пока добрался до города, несколько раз терял сознание. В больнице под расписку отца (началась гангрена) сделали операцию, пальцы отрезали, в школе я появился с перевязанной белой рукой".

И это все.

Второе произведение не менее художественное. "Остров Крым" Василия Аксенова. Описывая виртуальную историю независимого так и не завоеванного в 1920-м красными Крыма, Аксенов пропускает вторую мировую. Писателя понять можно. Вообразить капиталистический Крым союзником Сталина невозможно. Представить союзником Гитлера тоже нехорошо. Да и нейтралитет выглядит сомнительным. Проще сделать вид, что ничего не было.

Оба произведения написаны в межеумочный период. Когда в антисоветской среде доброе слово об СССР, хотя бы за борьбу с фашизмом, сказать уже было нельзя, а обругать за ту же борьбу с фашизмом и воспевать союз с фашистами было пока еще невыгодно. Поэтому приходилось зажмуривать глаза, затыкать уши и крепко-накрепко закрывать рот.

Помимо прочего вынужденные умолчания показывают реальную степень свободы слова и свободы мысли в демократической России и за рубежом.
#2 | 09:15 30.06.2021 | Кому: Nord
> Я взялся проникнуть в церковь (там находился склад военный). Ночью пролез через три полосы колючей проволоки и, пока часовой находился на другой стороне, пропилил решётку в окне, забрался внутрь, взял две гранаты РГД-33 с запалами и, к счастью, благополучно (часовой стрелял бы без предупреждения) выбрался обратно.

То есть, он ещё в детстве был мудаком и преступником. Ясненько. Жаль, что часовой был так невнимателен.
#3 | 12:34 30.06.2021 | Кому: Nord
> произведения, которые, хронологически охватывая период Великой Отечественной войны, умудряются самой войны не приметить. Вообще

Меня в своё время поразило, что книги про Дживса и Вустера тоже охватывают временной период перед, во время и после второй мировой. И про войну там тоже почти ни слова. В одной книге мелькает какой-то кружок юных нацистов и всё.
#4 | 13:34 30.06.2021 | Кому: максимум 20 символов
Что характерно, Вудхаус был коллаборационистом.
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.