Китайский подход к пленным

vott.ru — По некоторым данным, 70% американских солдат, попавших в плен, либо признались в совершении военных преступлений, либо поставили свои подписи под призывами прекратить войну в Азии, 15 % полностью сотрудничали с китайцами, а к 1959 г. в США среди бывших военнопленных были выявлены 75 коммунистических агентов. Чтобы превратить пленных солдат в союзников, публично осуждающих свою страну, китайцы подвергали их многоступенчатой обработке. В общем приведу 2 статьи на эту тему
Новости, Общество | Carl 16:36 22.03.2021
21 комментарий | 77 за, 1 против |
#1 | 16:36 22.03.2021 | Кому: Всем
Американские солдаты в китайском плену.

По некоторым данным, 70 % американских солдат, попавших в плен, либо признались в совершении военных преступлений, либо поставили свои подписи под призывами прекратить войну в Азии, 15 % полностью сотрудничали с китайцами, а к 1959 г. в США среди бывших военнопленных были выявлены 75 коммунистических агентов.

Китайцы сумели заставить американцев доносить друг на друга, что поразительно контрастировало с поведением американских военнопленных во время Второй мировой войны. По этой причине планы побегов быстро раскрывались и попытки к бегству почти всегда были безуспешными.

Китайцы обращались с пленными не так, как их союзники, северные корейцы, которые активно использовали физическое насилие для того, чтобы достичь повиновения. Сознательно избегая зверства, «красные» китайцы придерживались другой политики.

Чтобы превратить пленных солдат в союзников, публично осуждающих свою страну, китайцы подвергали их многоступенчатой обработке.

В основе проводимой работы лежал мощный психологический принцип: «Публичные заявления обязывают, причем надолго». Как только человек занимает позицию, очевидную для других, у него возникает стремление придерживаться этой позиции, чтобы выглядеть последовательным в собственных глазах и глазах окружающих людей. Следовательно, чем более открытой является позиция, которую мы занимаем, тем неохотнее мы будем ее менять.

Используя этот принцип, на первой ступени китайцы просили пленных сделать антиамериканские и прокоммунистические заявления, причем в настолько мягкой форме, что эти заявления казались не имеющими значения («Соединенные Штаты не совершенны», «В социалистических странах нет безработицы»). Однако, подчиняясь этим минимальным требованиям, пленные американцы подталкивали самих себя к более серьезным уступкам врагу. Человека, который только что согласился с тем, что США не совершенны, можно попросить составить список «проблем американского общества» и подписаться под ним. Затем его можно попросить познакомить с этим списком других пленных, а позднее – написать очерк на данную тему.

Китайцы могли использовать имя и очерк такого солдата в антиамериканских радиопрограммах. Внезапно ни в чем не повинный солдат оказывался предателем, помогающим коммунистам.

Осознав, что он написал злополучный очерк без особого принуждения, пленный американец постепенно начинал менять свои политические взгляды.

Одни неприязненно относились к китайским коммунистам, но в то же самое время хвалили их за «прекрасную работу, которую они проделали в Китае». Другие утверждали, что «хотя коммунизм и не сработает в Америке, но это хорошая вещь для Азии» (Segal, 1954).

[censored]

Роберт Чалдини. Изменение убеждений в китайских лагерях пленных. Фрагменты

Во время Корейской войны многие пленные американские солдаты оказались в лагерях для военнопленных (POW – prisoner of war), созданных китайскими коммунистами. Китайцы обращались с пленными не так, как их союзники, северные корейцы, которые предпочитали использовать суровые наказания и жестокое обращение для того, чтобы достичь повиновения. Сознательно избегая видимости зверства, «красные» китайцы придерживались «политики терпения», которая на самом деле являлась изощренным психологическим насилием по отношению к пленным. После войны американские психологи стали опрашивать возвращающихся пленных, чтобы определить, что же с ними случилось, отчасти из-за вызывающих тревогу успехов некоторых аспектов китайской программы. Например, китайцы сумели заставить американцев доносить друг на друга, что поразительно контрастировало с поведением американских военнопленных во время Второй мировой войны. По этой причине планы побегов быстро раскрывались и попытки к бегству почти всегда были безуспешными. «Когда случился побег, - писал психолог Эдгар Шайн ( Schein, 1956), главный американский исследователь китайской программы идеологической обработки в Корее, - китайцы обычно быстро ловили беглеца, предлагая мешок риса тому, кто его выдаст.» Фактически почти всех американских военнопленных, побывавших в китайских лагерях, считают сотрудничавшими в той или иной форме с врагом.
Как показало исследование программы лагерей для военнопленных, китайцы широко использовали давление обязательств и стремление к последовательности с целью добиться покорности со стороны узников. Конечно, главной задачей китайцев было заставить американцев сотрудничать в какой бы то ни было форме. Этих заключенных натренировали не сообщать врагу ничего, кроме имени, звания и порядкового номера. Если исключить физическую расправу, как могли китайцы добыть у этих людей военную информацию, превратить их в союзников, заставить публично осуждать свою страну? Китайцы решили придерживаться мудрого правила: «Начинай с малого и строй постепенно.»
Пленных часто просили делать антиамериканские и прокоммунистические заявления в настолько мягкой форме, что эти заявления казались не имеющими значения («Соединенные Штаты не совершенны», «В социалистических странах нет безработицы»). Однако, подчиняясь этим минимальным требованиям, пленные американские солдаты подталкивали самих себя к выполнению более существенных требований. Человека, который только что согласился с тем, что Соединенные Штаты не совершенны, можно попросить составить список «проблем американского общества» и подписаться под ним. Затем его можно попросить познакомить с этим списком других пленных. Позднее этому человеку можно предложить написать очерк на данную тему.
Китайцы затем могли использовать имя и очерк такого солдата в антиамериканских радиопрограммах, которые транслировали не только на весь данный лагерь, но и на другие лагеря для военнопленных в Северной Корее, а также на захваченные американцами южнокорейские территории. Внезапно ни в чем не повинный солдат оказывался «коллаборационистом», оказывающим помощь врагу. Зная, что он написал злополучный очерк без особого принуждения, человек менял представление о самом себе, чтобы соответствовать ярлыку «коллаборационист», что часто выливалось в более тесное сотрудничество с врагом. Таким образом, как пишет доктор Шайн, «большинство солдат сотрудничало с противником в то или другое время, совершая поступки, которые казались самим солдатам тривиальными, но которые китайцы ловко обращали к собственной выгоде… Китайцам это особенно хорошо удавалось, когда в ходе допроса они добивались разного рода признаний» ( Schein, 1956).



Однако не все обязательства влияют на представление людей о себе. Нужны определенные условия. Для того, чтобы лучше понять, что они собой представляют, вновь обратимся к рассмотренному нами ранее примеру. Важно понимать, что главной целью китайцев было не просто получение информации от пленников. Китайцы стремились обработать американских солдат идеологически, изменить их позиции, восприятие самих себя, взгляды на политическую систему их страны, ее роль в войне, а также на коммунизм. И существуют веские доказательства того, что китайцы в этом преуспели. Доктор Генри Сигал, руководитель нейропсихиатрической экспертизы, отмечает, что связанные с войной убеждения американских солдат, побывавших в плену у китайцев, претерпели существенные изменения. Большинство этих людей стали верить, что Соединенные Штаты применили бактериологическое оружие и, кроме того, сами начали войну в Корее. Существенно изменились и политические взгляды бывших пленников.
Одни неприязненно относились к китайским коммунистам, но в то же самое время хвалили их за «прекрасную работу, которую они проделали в Китае». Другие утверждали, что «хотя коммунизм и не сработает в Америке, но это хорошая вещь для Азии» ( Segal, 1954).
Похоже, главной целью китайцев было смутить, по крайней мере, на время, сердца и умы американских пленных. «Если объективно оценить масштабы отступничества, предательства, изменения позиций и убеждений, ухудшения дисциплины и падения морального духа американских солдат, - заключает доктор Сигал, - то можно с уверенностью сказать, что китайцы проделали колоссальную работу». Поскольку тактика китайцев оказалась столь эффективной, поучительно будет более подробно рассмотреть специфические аспекты той методики, которой они воспользовались.
Магическое действие. Наши представления о том, что на самом деле чувствуют люди и во что они верят, чаще бывают основаны на их поступках, чем на их словах. Мы пытаемся определить, что собой представляет данный человек, пристально приглядываясь к его действиям. Китайцы обнаружили, что сам человек пользуется тем же способом – своим поведением, - чтобы решить, что он собой представляет; это основной источник информации о его убеждениях, жизненных ценностях и позициях ( Bem, 1972). Прекрасно понимая этот главный принцип самовосприятия, китайцы организовали жизнь в лагерях для военнопленных таким образом, чтобы заключенные последовательно действовали желательным для хозяев лагеря образом. Вскоре, как и предвидели китайцы, определенные действия начали заставлять пленных солдат менять свои представления о самих себе.
Китайцы постоянно навязывали пленным письменную форму отчетов. Для заключенных не было достаточно спокойно слушать или даже соглашаться устно с китайской линией; их всегда подталкивали к тому, чтобы они записывали основные тезисы. Китайцы так стремились заполучить письменные заявления, что если пленный не выражал готовности добровольно писать желательный отчет, его уговаривали скопировать текст. Шайн ( Schein, 1956) описывает стандартную тактику китайцев, используемую ими для идеологической обработки пленных, следующим образом.
Тактика заключалась в том, чтобы заставить человека записать вопрос и затем в письменной форме дать прокоммунистический ответ. Если пленный отказывался делать это добровольно, его просили списать ответ из тетрадей товарищей, что должно было выглядеть как достаточно безобидная уступка.
Но ох уж эти «безобидные» уступки! Мы уже видели, как, казалось бы, пустяковые обязательства могут привести к изменению последующего поведения в нужную сторону. Письменное заявление в качестве инструмента для достижения уступчивости очень важно. Во-первых, оно является материальным доказательством того, что акт признания имел место. Как только пленный записывал то, что хотели китайцы, ему становилось очень трудно поверить в то, что он этого не делал. Устные заявления можно забыть или отрицать. Написанный же собственной рукой документ заставлял человека менять свои убеждения и представление о самом себе в соответствии с тем, что он, без всякого сомнения, совершил. Во-вторых, письменное свидетельство можно показывать другим людям. Это означает, что его можно использовать для того, чтобы убедить этих людей. Такое свидетельство может заставить их изменить собственные позиции. С позиции уступчивости более важно, что документ может убедить людей в том, что его автор действительно верит в то, что им написано.
Люди склонны считать, что заявление отражает истинную позицию человека, который его сделал. Удивительно то, что люди продолжают так думать даже тогда, когда узнают, что человек не имел права выбора. Доказательства того, что дело обстоит именно так, приводят в своих работах психологи Эдвард Джонс и Джеймс Харрис ( Jones & Harris, 1967). Они провели следующее исследование. Людям показывали очерк, в котором восхвалялся Фидель Кастро, и просили их отгадать истинные чувства автора очерка. Джонс и Харрис сказали некоторым из этих людей, что автор написал прокастровский очерк, исходя из собственных убеждений; другим же они сообщили, что автора вынудили написать такой очерк. Как ни странно, даже те люди, которые знали, что автору заказали прокастровский очерк, полагали, что ему нравится Кастро. Похоже, что письменное заявление вызывает реакцию типа щелк, зажужжало у тех, кто его видит. Люди автоматически допускают, что тот, кто делает заявление, выражает в нем свои мысли ( при отсутствии какого- либо серьезного документа, свидетельствующего об обратном).
Китайцы преследовали две цели, когда вынуждали пленного солдата написать антиамериканское заявление. Такое заявление служило не только постоянным напоминанием о его действии, оно также могло убедить других людей в том, что данный документ отражает действительное мнение автора. Как мы увидим в главе 4, то, что окружающие считают истинным в отношении нас, чрезвычайно важно в определении того, что мы сами полагаем истинным. Например, одно исследование показало, что домохозяйки Нью-Хейвена, штат Коннектикут, услышав, что их считают щедрыми и склонными к благотворительности женщинами, стали давать гораздо больше денег сборщикам пожертвований для Ассоциации страдающих от рассеянного склероза (Kraut, 1973). Очевидно, простое знание того, что кто-то считает их щедрыми, заставило этих женщин действовать в соответствии с этим взглядом.
Итак, как только принято активное обязательство, стремление к последовательности начинает с двух сторон давить на представление человека о самом себе. Изнутри действует сила, заставляющая приводить это представление в соответствие с поступками. Извне действует тенденция угодливо подгонять это представление к восприятию человека окружающими. Поскольку другие считают, что мы верим в написанное нами (даже если у нас не было свободного выбора при написании заявления), мы вновь подсознательно стремимся привести свое представление о самом себе в соответствие с данным письменным заявлением.
В Корее использовалось множество коварных приемов, с помощью которых пленных заставляли писать то, что было нужно китайцам, но без прямого принуждения. Например, китайцы знали, что многие пленные страстно желали дать знать своим семьям, что они живы. В то же время американские солдаты знали, что китайцы подвергали почту цензуре и из лагеря отправлялись только некоторые письма. Стремясь к тому, чтобы их письма пропустили, некоторые пленные стали включать в свои послания призывы к миру, описания якобы безбедной жизни в лагере, заявления, полные сочувствия к коммунизму. Надежда была на то, что китайцы захотят, чтобы подобные письма были доставлены по адресу. Конечно, китайцы с удовольствием отправляли эти послания, поскольку письма служили их интересам. Во-первых, появление прокоммунистических заявлений американских военнослужащих способствовало пропаганде коммунизма. Во-вторых, китайцы добились успеха в идеологической обработке пленных – они без особых усилий заставили множество людей записать на свою «внутреннюю магнитофонную ленту» то, что было выгодно китайцам.
Аналогичная методика включала в себя регулярное проведение в лагере конкурсов политических очерков. Призы для победителей были весьма скромными – несколько сигарет или немного фруктов, - но достаточно заманчивыми в условиях плена, чтобы вызвать у людей большой интерес. Обычно лучшим признавался очерк, автор которого занимал прокоммунистическую позицию… но не всегда. Мудрые китайцы понимали, что большинство пленных не стало бы участвовать в конкурсе, где можно победить, только написав прокоммунистический трактат. Более того, китайцы знали, как насадить в душах заключенных мелкие обязательства по отношению к коммунизму, которые позднее могут расцвести пышным цветом. Поэтому время от времени выигрывал очерк, автор которого в целом поддерживал Соединенные Штаты, но один или два раза «делал поклон» в сторону китайской точки зрения. Результаты этой стратегии были именно такими, какие были нужны китайцам. Люли продолжали добровольно участвовать в конкурсах, так как видели, что могут победить, написав очерк, полезный для их страны. Однако, возможно не осознавая этого, они начинали незаметно менять направленность своих очерков, чтобы повысить шансы на победу. Китайцы были готовы ухватиться за любую уступку коммунистической догме. Очерк являлся добровольной письменной декларацией и в то же время превосходным обязательством, от которого можно было перейти к коллаборационизму и даже обращению в коммунистическую веру.



Глаз общества. Одна из причин, по которым письменные заявления чрезвычайно влияют на личность, заключается в том, что их легко предать огласке. Китайцам был известен важный психологический принцип: «Публичные заявления обязывают, причем надолго.» Китайцы организовывали дело таким образом, чтобы прокоммунистические заявления одних пленных видели другие. Они расклеивались по всему лагерю, их читал автор в дискуссионной группе пленных, или их даже читали по радио. Как считали китайцы, чем больше публичности, тем лучше. Почему? Как только человек занимает позицию, очевидную для других, у него возникает стремление придерживаться этой позиции, чтобы выглядеть последовательным человеком. ( Tedeschi, Schlenker & Bonoma, 1971). В начале этой главы мы отмечали, что непоследовательного человека могут посчитать непостоянным, ненадежным, легкомысленным; последовательный же человек обычно слывет разумным, уверенным, достойным доверия, здравомыслящим. Поэтому неудивительно, что люди боятся показаться непоследовательными. Следовательно, чем более открытой является позиция, которую мы занимаем, тем неохотнее мы будем ее менять.



Китайцам было нужно, чтобы в этих конкурсах (политических очерков) участвовало как можно больше американцев. Однако если идея заключалась в том, чтобы привлечь большое количество пленных, почему призы были такими маленькими? Несколько дополнительных сигарет или немного свежих фруктов – вот все, чего мог ожидать победитель конкурса. В условиях лагеря даже эти призы были ценными, но все-таки китайцы могли бы награждать победителей более щедро – давать теплую одежду, предоставлять особые привилегии в переписке с родственниками, разрешать свободно передвигаться по лагерю. Однако китайские коммунисты специально использовали незначительные мотивирующие вознаграждения.
…китайские коммунисты хотели, чтобы участники признавали своим то, что они делали. Не допускалось никаких оправданий и никаких лазеек. …Пленному, который включал в свой очерк антиамериканские выпады, нельзя было позволять думать, что он делает это с целью получить большое вознаграждение. …Недостаточно просто вымогать обязательства у людей; нужно заставить этих людей принять на себя ответственность за свои действия.



Социологи определили, что мы принимаем на себя внутреннюю ответственность за выбранную форму поведения, когда думаем, что предпочли ее при отсутствии сильного внешнего давления. Крупное вознаграждение является одним из видов такого внешнего давления. Оно может заставить нас совершить определенное действие, но оно не принудит нас принять на себя внутреннюю ответственность за это действие. (В самом деле, ожидание крупного материального вознаграждения может даже уменьшить степень нашей внутренней ответственности за свои действия и в дальнейшем отбить у нас желание совершать данные действия, если нам не будет обещано вознаграждение ( Deci , 1975; Lepper & Greene , 1978).) Следовательно, мы не будем чувствовать себя связанными обязательством. То же самое справедливо в отношении сильной угрозы: из-за страха мы можем немедленно уступить, но мы вряд ли возьмем на себя серьезное обязательство.

Фрагменты книги Роберта Чалдини «Психология влияния», Питер, 1999
#2 | 16:38 22.03.2021 | Кому: Всем
Не знаю, скорее всего что-то тут неправда, но тема интересная.
Вторую статье читал торопясь.
#3 | 16:47 22.03.2021 | Кому: Carl
> «красные» китайцы

Чем-то неумолимо пахнуло.
#4 | 16:49 22.03.2021 | Кому: Всем
>что поразительно контрастировало с поведением американских военнопленных во время Второй мировой войны

Это наверное потому что американских военнопленных в лагерях Рейха разве что в жопу не целовали. Партнеры все ж таки, какие есть. И если отбросить негров, то даже где-то арийцы. А если бы посадить военнопленных США на пайку советских военнопленных, мы бы узнали много охуительных историй.
#5 | 16:51 22.03.2021 | Кому: НачЛаборатории
> Чем-то неумолимо пахнуло.

Потому, что фрагменты книги Роберта Чалдини «Психология влияния», Питер, 1999.
Я бы не стал ждать другой риторики.
#6 | 16:59 22.03.2021 | Кому: Carl
> Не знаю, скорее всего что-то тут неправда, но тема интересная.

Я полагаю, запашок от того, что в глазах авторов американские военнопленные в принципе не могли добровольно принять коммунистические убеждения, поэтому надо искать какую-нибудь коварную китайскую хитрость. :)
#7 | 17:15 22.03.2021 | Кому: Dmitrij
> Я полагаю, запашок от того, что в глазах авторов американские военнопленные в принципе не могли добровольно принять коммунистические убеждения, поэтому надо искать какую-нибудь коварную китайскую хитрость.

А как же. У китайцев несвобода, а у американцев свобода, а свобода лучше несвободы, наличием свободы.
Грант
не троцкист »
#8 | 17:50 22.03.2021 | Кому: Ухум Бухеев
> Это наверное потому что американских военнопленных в лагерях Рейха разве что в жопу не целовали. Партнеры все ж таки, какие есть. И если отбросить негров, то даже где-то арийцы. А если бы посадить военнопленных США на пайку советских военнопленных, мы бы узнали много охуительных историй.
>

Кроме нацистов их еще немало в плен попало к японцам, а там с ними так не носились.
#9 | 17:56 22.03.2021 | Кому: Всем
Книга отличная. Из этой главы, как я понимаю, растут ноги разных конкурсов песен про достоинства макдональдса
#10 | 18:23 22.03.2021 | Кому: Всем
> Сознательно избегая видимости зверства, «красные» китайцы придерживались «политики терпения», которая на самом деле являлась изощренным психологическим насилием по отношению к пленным.

Ух, какой характерный запашистый пассаж! Прям, "война - это мир".
С точки зрения американского пропагандиста куда более желанным была бы "политика нетерпимости" китайцев к пленным. Сплошные ведь плюсы:
- американские солдаты по-прежнему уверены в истинности американской пропаганды
- граждане напуганы зверствами и сплочают ряды.
А эти чертовы китайцы посмели сломать все планы и хорошо относиться к пленным! Отчего у тех, внезапно, прочистились головы!
#11 | 18:27 22.03.2021 | Кому: Всем
> Доктор Генри Сигал, руководитель нейропсихиатрической экспертизы, отмечает, что связанные с войной убеждения американских солдат, побывавших в плену у китайцев, претерпели существенные изменения. Большинство этих людей стали верить, что Соединенные Штаты применили бактериологическое оружие и, кроме того, сами начали войну в Корее.

Ага. А на самом то деле - это Корея напала на США! Причём - прямо на своей же территории. Лень им, коммунякам, было за три моря ехать.
#12 | 18:31 22.03.2021 | Кому: loisop
Да там весь текст такой. Натурально, как доктор Геббельс писал.
#13 | 18:35 22.03.2021 | Кому: Грант
> Кроме нацистов их еще немало в плен попало к японцам, а там с ними так не носились.

Сами американцы в плане организации концлагерей были далеко не целками. Например, доподлинно до сих пор не известно сколько после Пирл-Харбора погибло в концлагерях США лиц японского происхождения и даже у кого разрез глаз был не торт через прабабушку. Заметим - не военнопленных, а просто американцев японского происхождения. Масса интересного материала, кстати, вот бы кинцо снять? Нет, не снимут. Правительство США ведь в восьмидесятые извинилось, вопрос закрыт.
#14 | 19:21 22.03.2021 | Кому: Dmitrij
> американские военнопленные в принципе не могли добровольно принять коммунистические убеждения

Могли.

Но я бы не принял убеждения, которые мне навязывают.
И чем более они были бы логичны, тем большее оттожение вызвали бы те, кто их навязывает и предлагает воспроизводить в какой либо форме.
#15 | 22:00 22.03.2021 | Кому: Ухум Бухеев
> Заметим - не военнопленных, а просто американцев японского происхождения.

Не то, что бы все прям закрывали в печах жгли, как нацики, раз у них воевал «Батальон Пурпурных сердец», состоящий из этнических японцев.
Вот советских граждан нацисты жгли и что-то батальонов железных крестов у колобарантов в составе вермахта не было, для примера.
#16 | 01:02 23.03.2021 | Кому: Всем
То есть то, что до пленных интервентов в чужой стране стало доходить о неподобающем поведении своей страны, впутавшейся очередной раз в авантюру за океаном, это оказывается психологические пытки и коммунистическая пропаганда!
#17 | 17:04 23.03.2021 | Кому: Grog
> неподобающем поведении своей страны

Неподобающем для чего?

Для капитализма оно подобающее, так то.
Иначе бы он не был тем, чем является.

> стало доходить


Это ошибка - результат психологической войны считать сознательностью.

Он крайне полезный, результат, опыт прекрасный, перенимать китайское ноухау - полезно.

Но это не сознательность, это разводка.
#18 | 17:41 23.03.2021 | Кому: Всем
"Поскольку другие считают, что мы верим в написанное нами (даже если у нас не было свободного выбора при написании заявления), мы вновь подсознательно стремимся привести свое представление о самом себе в соответствие с данным письменным заявлением. "

Отлично описано то, для чего власти жизненно необходимо участие населения в так называемых "выборах".
#19 | 18:34 23.03.2021 | Кому: Longint
>Для капитализма оно подобающее, так то.

Согласен, и сколько среди военнопленных капиталистов и пролетариев?

>Это ошибка - результат психологической войны считать сознательностью.


Я не думаю что фактически просвещение военнопленных является войной. Вот обработка интервентов с целью придать интервенции лживый смысл тут да, элемент психологической войны присутствует.
Агрессия нуждается в возбудителе, когда человеку показывают что возбудитель его агрессии ложный, он меняет своё отношение. Так что тут психологическая помощь, скорее.
#20 | 18:46 23.03.2021 | Кому: Grog
> Согласен, и сколько среди военнопленных капиталистов и пролетариев?

Не знаю.

Сколько?

Частью какого класса являются военнопленные?
В чем их объективный интерес - в том, чтоб остаться в классе, долго и муторно тащить лямку или в том, чтобы помочь нагнуть Китай для своего перехода в иной класс?

Мы сейчас говорим о ком - о солдатах флагмана мирового капитализма, который себе лебенсраум отвоевывает или об армии голытьбы, которой кроме цепей терять нечего?

> Я не думаю что фактически просвещение военнопленных является войной. Вот обработка интервентов с целью придать интервенции лживый смысл тут да, элемент психологической войны


Это неважно, считаешь ты или я что то просвещением или нет.

От наличия правды или лжи психологические операции не перестают быть тем, чем они являются - психологической войной, направленной на деморализацию противника и одержание над ним победы.

>. Так что тут психологическая помощь, скорее.


Если ты так будешь думать - то такой эффективной пропаганды как китайцы - не придумаешь.

Солдат чужой воюющей против тебя армии, если она не разваливается - не нуждается ни в чем, кроме как в том, чтобы его победить так или иначе.
В т.ч. и психологически.

Вот после Победы - там уже иное, в т.ч. и помощь тем, кто не при делах.
#21 | 19:08 23.03.2021 | Кому: Longint
Я думаю что убеждённый капиталист, отвоёвывающий себе кусок ресурсов или ещё какие прибыльные вещи, не поддастся на психологическую обработку коммунистического врага.
Но он хитёр и своим богатым задом рисковать не станет, а обработает психологически пролетариат и пошлёт его на смерть за свои интересы.

Ну а далее да, всё по военному и классовый брат из порушенного интернационала становится врагом.
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.