Путин поручил начать строительство моста через Лену

glavnoe24.ru — Президент РФ Владимир Путин одобрил проект строительства автомобильного моста через реку Лену в районе Якутска. Стоимость объекта - около 83 миллиардов рублей.
Новости, Общество | edgarallanpoe 07:48 18.11.2019
1 комментарий | 20 за, 4 против |
#1 | 11:50 18.11.2019 | Кому: Всем
Хорошая новость. По ссылке картинки и не только:

[censored]

Ленский мост: нужен ли он стране?

Когда я рассказывал о пуске пассажирского сообщения на АЯМе, отдельным постом шёл обзор сервиса "Переправа" через реку Лену. То есть, поезд приходит на правый берег реки, в Нижний Бестях, а столица республики и 2/3 населения Саха-Якутии находятся на левом берегу. И связывает их довольно тонкая и очень нестабильная ниточка речной переправы. Нестабильная - потому, что в межсезонье Лена недоступна для нормальной навигации длительное время, в силу особенностей местной топографии - широкое главное русло, множество проток, долгие ледяные заторы и местонахождение речпорта на боковой Городской протоке.

Именно поэтому довольно давно возник проект Ленского моста, который бы соединил две "половинки" республики.
Реально планировать такой мост начали в момент активного сооружения БАМа, примерно с начала 1980-х. От БАМа и далее на север уже проектировалась Амуро-Якутская магистраль, которая должна была дойти до Якутска, а значит - пересечь огромную Лену. В результате изысканий в 1986 г. выбрали вариант близ утеса Табага - примерно на 18 км выше Якутска по течению реки. Там Лена образует прямой 10-км участок без поворотов русла и обширную правобережную пойму шириной примерно 5 км, по которой можно было проложить эстакаду до соединения с АЯМом. А длина собственно моста над руслом планировалась в 3100 м.

В 1991 г. распался СССР и большие советские проекты сразу же сильно "похудели" или были отменены совсем. Если АЯМ продолжали пусть медленно, но неуклонно строить, образовав отдельную компанию ЖДЯ; то проект моста был задвинут далеко в ящик без перспектив сооружения. Ситуация стала меняться только в начале 2010-х гг., после восстановительного роста "нулевых", и дошли руки и до этого проекта. К тому времени как раз достроили ж/д линию на Нижний Бестях, пока только с временным грузовым движением. В июне 2013-го Федеральное дорожное агентство объявило открытый конкурс на строительство и эксплуатацию Ленского моста. Стоимость сооружения оценивалась тогда в 40 млрд. руб. Рассматривались варианты с концессией, с участием республики в финансировании и только с частичным участием государства. В тот момент ещё планировался ж/д переход и доведение железной дороги до самого Якутска. Были выделены даже участки под главный ж/д вокзал и оттрассирована линия от моста к городу.

2. Трассировка АЯМа со станциями на левый берег и в город Якутск, с мостом. Обратите внимание, что ж/д линия заходила туда весьма замысловатой петлей - а не напрямую на юг города.

3. Проект вокзала в самом Якутске.

4. Участок под ж/д станцию близ аэропорта, на севере города (из Викимапии). Правда, он не совпадает с трассировкой из №2.

Однако затем мосту не повезло - ещё не успели пройти все этапы проектирования, как в феврале-марте 2014-го случился киевский майдан и затем Крым. И все ресурсы и наличные инженерные силы к началу 2015-го были переброшены на стратегически важный Крымский мост. Нет, проект не был отменен совсем - его пытались разными способами вытягивать из тупика, искали возможных инвесторов. Одно время таковыми числились китайцы, например. А недавно шли переговоры с японцами. Кроме того, в ходе корректировки масштаба строительства решили отказаться от ж/д части моста и прокладки магистрали в сам Якутск и в итоге остался только автодорожный мостовой переход. Также допустили платность для большегрузного автотранспорта:

[...] «Мы ставим вопрос о том, что до конца 2024 года теоретически мост может быть построен. Мы хотим [построить] мост по частной концессионной инициативе с достаточно крупным федеральным грантом в размере до 75-80% его стоимости строительства. Считаем, что при этом платность моста может быть для автомобилей грузоподъемностью свыше 3 тонн, а для остального транспорта бесплатным», - сказал Айсен Николаев, отметив, что плата за проезд грузовиков позволит вернуть затраченные средства инвестора. И это будет автомобильный мост. Якутск и Нижний Бестях стоят друг напротив друга через Лену, и при соединении их мостом получится одна большая агломерация, иметь в которой две железнодорожные станции нет необходимости. По предварительным расчетам, строительство моста будет стоить примерно 60-65 млрд рублей», — сказал глава в интервью федеральной газете.

5. "Похудение" проекта до автодорожной части, после Крымской эпопеи. Зеленым показаны магистральные дороги.

В. Экономия на северном завозе. Оценки по этому направлению такие: за счет сокращения прямых расходов бюджета Якутии экономия составит 3,5-4 млрд рублей/год, также серьёзно уменьшаются расходы на выплаты % по кредитам под северный завоз компаний с госучастием. В сумме общий эффект может достигать до 7 млрд руб./год. Сами понимаете, что логистика "северного завоза" в случае моста радикально упрощается, объемы завоза уменьшаются и круглогодичное сообщение достигается с гораздо большей территорией.

Г. Вовлекаются в промышленный оборот объекты по добыче полезных ископаемых. А что значит развитие сырьевого сектора? Это, кроме оживления активности в регионе, ещё и рост поступлений от НДПИ в федеральный бюджет, от производств в зоне тяготения мостового перехода.

Д. Немаловажный фактор - снижение стоимости товаров и услуг для Левого Берега Якутии не менее чем на 7-10%. То есть, население территории тоже получит свои непосредственные бонусы от проекта. Я уже показывал в обзоре Якутска, что там всё дорого. И речь тут более чем о полумиллионе граждан России, хотя прямой окупаемости для владельцев моста тут нет. Но есть множество косвенных.

Е. Кроме того, и Правый Берег получает свои преимущества: более развитая медицина Якутска может улучшить медицинское обеспечение правобережных посёлков. Потому что порой тяжелобольного или нуждающегося в операции не так просто даже элементарно перевезти на левый берег в период межсезонья.

6. Нынешние планы Ленского моста и соединения двух берегов.
1 - Мост и подходы к нему, 2 - достраиваемая ж/д линия от АЯМа к новому грузовому порту на берегу Лены.

Как видите, эффектов много, при этом я ещё не все из них перечислил. Но большинство из них - косвенные, а у нас окупаемость считают только по прямым. Как у привокзального киоска с шавермой. Что есть, конечно же, не государственный подход. Так что строить Ленский мост надо: это не только улучшит положение более полумиллиона населения на Северах, но ещё и полноценно интегрирует большой кусок территории России в активный (и нормальный по логистике) экономический оборот.
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.