Ядерный буксир: новейший облик. Сенсация МАКС-2019

youtu.be — Роскосмос показал макет ядерного космического буксира.
Видео, Наука | Kos 12:10 21.10.2019
1 комментарий | 46 за, 6 против |
#1 | 17:19 21.10.2019 | Кому: Kos
Приведу цитату из одного форума. Там ещё есть, но в этой суть:

Цитата: Аладдин от 16.10.2019 22:18:50
.Итак:
Насколько я понимаю, ТЭМ состоит из трех основных агрегатов: 1. энергоблок с реакторной установкой; 2. электроракетная двигательная установка ЭРД); 3. приборно-агрегатный комплекс.

Это не совсем так. Насколько мне известно схема деления на составные части следующая: реактор, турбогенератор, система охлаждения, ЭРД, защита, ферма и приборно-агрегатный отсек.

Цитата: Аладдин от 16.10.2019 22:18:50
По пункту 1:
Конструкторским бюро "Салют", входящим в "Центр им. Хруничева", создан энергоблок для перспективной космической ядерной электростанции. Об этом сообщается в тезисах доклада специалиста данного бюро, подготовленного к "Королёвским чтениям", сообщает "Интерфакс-АВН".
В документе говорится, что в рамках решения приоритетной задачи создания космической ядерной электростанции на базе ядерного реактора мегаваттного класса создан энергоблок и испытан турбомашинный электрогенератор (помните, мы говорили об этом проблемном генераторе, которого никто не хотел делать). Кроме этого, на сегодняшний день разработан проект "увязки агрегатов в космический комплекс в виде транспортно-энергетического модуля на базе электроракетной двигательной установки.
[censored]
.
Вот это классический пример истории про то, как рождаются "нездоровые сенсации". Начать с того, что эту новость сообщает не Интерфакс, а... Топавар, что само по себе уже вызывает вопросы. Далее, Топвар ссылается на "Королевские чтения 2019 года", Программа докладов и тезисы есть в сети и сам доклад я нашел без проблем. Что бы не было вопросов весь текст тезисов доклада из на основе которого была опубликована новость, что "турбогенератор разработан", под спойлером.
Скрытый текст
В общем получается как в том анекдоте про "не выиграл, а проиграл". Не КБ "Салют" "создал" турбогенератор, а сотрудник КБ "Салют", судя по всему, на сегодня "бывший", сообщил о том, что такой турбогенератор испытан. Дальше в докладе нет ни слова про "турбогенератор", зато много есть про безопорные и квантовые двигатели. В общем я личностью доцента Денисова Владимира Дмитриевича заинтересовался и нашел его сайт[censored]
Честно говоря содержание сайта меня несколько удивило и я уже готов написать чего-нибудь обидное, но потом вчитался в материалы.Короче Владимир Дмитриевич, человек безусловно щедро одаренный, с разносторонними интересами, очень увлекающий и к тому же настоящий энтузиаст космонавтики. А на сайте, несмотря на некоторую "разбросанность" Владимира Дмитриевича есть интересные материалы. Так, что ничего обидного я писать не буду.
НО! В сухом остатке имеем следующее:
1. Заявление в констатирующей части доклада об испытаниях турбогенератора без каких-либо ссылок. Причем заявление от человека, производящего весьма неоднозначное впечатление. К слову, в такого рода конференциях он выступает постоянно с докладами на самые разные темы.
2. Полное отсутствие других подтверждений из каких-либо источников.
Я очень хорошо себе представляю техническую сложность такого устройства и берусь утверждать, что никакого работающего турбогенератора нет и появится он не скоро. Не буду утомлять техническими подробностями, приведу только один аргумент ТТЗ на комплекс должно было появится в 2018 году (но об этом ниже).

Цитата: Аладдин от 16.10.2019 22:18:50
Российские специалисты планируют в открытом космосе провести эксперимент, направленный на проверку работы ядерной энергодвигательной установки.
Такими данными поделился Анатолий Коротеев, являющийся научным руководителем «Исследовательского центра имени Келдыша». На семинаре, посвященном вопросам развития энергетики в атомном направлении, заявил, что в данный момент идет подготовка к эксперименту в космосе. Как стало известно из материалов, появившихся на портале госзакупок, система охлаждения была проверена в октября на Земле. Как показал результат, установка выдержала все испытания. Отметим, что госкорпорация «Роскосмос» является заказчиком этой работы, а исполнитель – «Центр имени Келдыша».
[censored]
.
Эксперименты с капельными теплообменниками в космосе проводились ещё на "Мире". Еще один эксперимент вообще никак не доказывает, что существует хоть какая-то система охлаждения, кроме лабораторных установок.

Цитата: Аладдин от 16.10.2019 22:18:50
Произведена сборка первого твэла для разрабатываемой ядерной энергодвигательной установки мегаваттного класса
[censored]
.
Это вообще "новость" 2014 года, причем страницы на которую она ссылается не существует. Я не разбираюсь в ядерных реакторах и совершенно не понимаю, как новость о сборке "первого твэла" в 2014 году доказывает, что спроектирован и изготовлен реактор целиком.

Цитата: Аладдин от 16.10.2019 22:18:50
За опоздание даже оштрафовали очень серьезно "Центр имени Келдыша" на 154,9 миллионов рублей.
[censored]
.
Почему Вы решили, что оштрафовали за "опоздание", а не за "невыполнение"? Это раз, а потом, там указана сумма 3,8 млрд. рублей. Не будете же Вы утверждать, что освоив 22% выделенных средств ИЦК сделал полноценные опытные образцы? Там обычная история, сдавали этап, документы полтора месяца провалялись Роскосмосе, в последний момент вернули, времени доработать не было, по формальному признаку влупили штрафные санкции. Всё.

Цитата: Аладдин от 16.10.2019 22:18:50
По пункту 2:
ОГНЕВЫЕ ИСПЫТАНИЯ ИОННОГО ДВИГАТЕЛЯ ВЫСОКОЙ МОЩНОСТИ ДЛЯ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ МОДУЛЕЙ
[censored]
.
На испытательном комплексе Конструкторского бюро химавтоматики (г. Воронеж) успешно завершена серия первых огневых испытаний высокочастотного ионного электроракетного двигателя.
Этот двигатель – совместная разработка КБХА и Московского авиационного института (МАИ). Испытания успешно проведены на специальном вакуумном стенде и подтвердили соответствие параметров двигателя характеристикам, заложенным в техническом задании.Работы с двигателем продолжаются: запланировано проведение серии новых огневых испытаний для наработки ресурса и проверки стабильности подтвержденных характеристик при длительной эксплуатации.
.
[censored]
.
Веселый Тут ссылки на разные двигатели. Первый это ИЦКашный ионный, мощностью 35 кВт и ресурсом работы 5 000 часов, тягой 0,75 Н (для сравнения. американский, емнип X3 имеет мощность 100 кВт и тягу 5 Н и то считается мало) в общем чисто лабораторный образец. Вторая ссылка это вообще ЖЖ, чуваку надо бы ссылки приводить. Речь идёт об испытаниях в рамках ОКР "ВЧИД" "Разработка технологий создания высокочастотного ионного двигателя мощностью 15-20 кВт" Вот ссылка на ТЗ, кому лень читать под спойлером "Этапы выполнения ОКР"
Скрытый текст
Мощность 15-20 кВт. тяга 0,5 Н, ресурс 7 500 часов. Это чисто лабораторный образец, вообще не предназначенный в таком виде для использования в КА. Это только первый шаг, шаг в нужном направлении, шаг важный, но первый. Что было понятно куда мы стремимся, тот самый "Вазимир" (VX-200): мощность 200 кВт, тяга 5,8 Н. 2005 год между прочим...

Цитата: Аладдин от 16.10.2019 22:18:50
По пункту 3:

Вот это и предстоит сделать.
Да. Всё это: реактор, турбогенератор, систему охлаждения, ЭРД и многое, многое другое только предстоит сделать. Возможно это будет сделано, возможно нет – чисто технические риски проекта очень велики.

Цитата: Аладдин от 16.10.2019 22:18:50
В Вашем цитате не говорилось о ТЭМ, а о космическом аппарате на основе ТЭМ. Соглашаясь с Вами, что проект ядерного буксира покруче проекта "Энергия-Буран", хочу заметить, что самые прорывные части этого проекта уже в немалой степени готовности и вероятно в 2020 г. начнутся их частичные испытания в космосе.
Не начнутся. Вот это совершенно точно. Я Вас понимаю, мне тоже хочется, что бы быстрее и что б мы "впереди планеты всей", но надо быть реалистом и смотреть правде в глаза, а не предаваться беспочвенным фантазиям. Проект ТТЗ на ОКР "Нуклон" должен был только появится в 2018 году после выполнения НИР "Ядро" , в том же году должна была быть завершена НИР "Верификация" по результатам которой должны быть только разработаны (!!!) "предложений по лётной верификации результатов наземных испытаний и проведению испытаний ключевых систем, перспективных ЯЭДУ мегаваттного. класса в космическом пространстве". Там вообще ТЗ очень интересное...

Цитата: Аладдин от 16.10.2019 22:18:50
А сам КА на основе ТЭМ все-таки не является, КМК, сверхсложной задачей и вполне по силам космической индустрии.
Говоря о 2030 г. как о возможном сроке внедрения ТЭМ в оборот, Вы вообще не ошибаетесь, потому что никто и не думает, что это произойдет раньше.
Будет очень хорошо, если мы к 2030 году получим работающие стендовые образцы всех ключевых систем. Это будет отличный результат
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.