Новая экранизация "12 стульев"
dubikvit.livejournal.com На Мосфильме начались съёмки новой экранизации романа "12 стульев". И, по словам генерального продюсера фильма Олега Урушева, это будет "максимально полная экранизация романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова", без купюр и цензурных сокращений. // Значит будет г...ще! Кстати, Назаров уже играл в новой экранизации "Золотого теленка", Козлевича.
> >
> > "Это самодостаточная, мощная фигура, влиятельный человек – предводитель городского дворянства, крайне интересный персонаж с ярким характером".
>
> Гигант мысли, отец русской демократии, особа приближенная к императору, тайный советник адмирала Колчака, ближайший помощник Врангеля, хоружий казачьего войска генерала Краснова и прочая, прочая, прочая.
Камрад, как ни удивительно, но "Двенадцать стульев" на самом деле издавались с купюрами и правками, причём в разные годы разными, в соответствии с политическим моментом.
И там на самом деле вырезали целую главу, описывавшую прошлое Воробьянинова. И с ней восприятие Воробьянинова в книге немного меняется, становится полнее. Например, Елена Станиславовна, у которой проходил сбор "Союща меча и орала" - это бывшая любовница Воробьянинова, которую тот отбил у мужа-прокурора. Да и в целом охотно наставлял рога окружающим, с громкими скандалами. "Скабрезные похождения Ипполита Матвеевича, а в особенности избиение в клубе благородного собрания присяжного поверенного Мурузи закрепили за ним репутацию демонического человека."
И это на самом деле не забитый старик, каким он предстаёт в фильмах.
"Был 1913 год. Двадцатый век расцветал.
[...]
В эту же ночь Ипполит Матвеевич, от которого еще пахло духами, переваривал торжественный ужин, сидя на балконе своего особняка. Ему было только 38 лет. Тело он имел чистое, полное и доброкачественное. Зубы все были на месте. В голове, как ребенок во чреве матери, мягко шевелился свежий армянский анекдот. Жизнь казалась ему прекрасной. Теща была побеждена, денег было много, на будущий год он замышлял новое путешествие за границу.
Но не знал Ипполит Матвеевич, что через год, в мае, умрет его жена, а в июле возникнет война с Германией. Он считал, что к пятидесяти годам будет губернским предводителем, не зная того, что в 18-м году его выгонят из собственного дома и он, привыкший к удобному и сытому безделью, покинет потухший Старгород, чтобы в товаро-пассажирском поезде бежать куда глаза глядят.
Ипполит Матвеевич, сидя на балконе, видел в своем воображении мелкую рябь остендского взморья, графитные кровли Парижа, темный лак и сияние медных кнопок международных вагонов, но не воображал себе Ипполит Матвеевич (а если бы и воображал, то все равно не понял бы) хлебных очередей, замерзшей постели, масляного каганца, сыпно-тифозного бреда и лозунга «Сделал свое дело — и уходи» в канцелярии загса уездного города N.
Не знал Ипполит Матвеевич, сидя на балконе, и того, что через четырнадцать лет еще крепким мужчиной он вернется назад в Старгород и снова войдет в те самые ворота, над которыми он сейчас сидит, войдет чужим человеком, чтобы искать клад своей тещи, сдуру запрятанный ею в гамбсовский стул, на котором ему так удобно сейчас сидеть и, глядя на полыхающий фейерверк с горящим в центре императорским гербом, мечтать о том, как прекрасна жизнь."
Персонаж он более выпуклый, чем показан в фильмах. Но вот "мощным, влиятельным человеком" я бы его называть не стал. Сформировавшийся мажор, кутила и повеса, альфонс, трусоватый и подловатый (там ещё есть эпизод, как он школьного товарища сдал, испугавшись пустых угроз директора). Но и совсем не забитый старик.
Вообще рекомендую к прочтению полную версию "12 стульев" с комментариями Одесского и Фельдмана, там многие вещи объясняются, которые тогда были очевидны авторам, а нам сейчас просто непонятны. Например: https://vott.ru/entry/144174?cid=5730771