Протон упал из-за монтажника, перепутавшего плюс и минус.

vesti.ru — Ракета-носитель "Протон-М" с тремя спутниками "Глонасс-М" упала на космодроме Байконур из-за человеческого фактора. Комиссия по расследованию аварии установила, что при сборке ракеты неправильно подключили датчик угловых скоростей. При его подсоединении были перепутаны полюса.
Новости, Общество | Stalker_ST 12:38 09.07.2013
5 комментариев | 174 за, 0 против |
#1 | 13:29 09.07.2013 | Кому: Всем
Не имея отношения к космосу, но работая в электронной промышленности, позволю себе не согласиться с голосами камрадов, которые кричат "Не может быть".
Да, РС, 2РМ и прочие аэрокосмические разъемы делают задачу перепутывания полярности очень и очень творческой (хотя есть индивидуумы, которые ее почти решают- были случаи. Не переполюсуют, так закоротят). Но! Сложно все это только на этапе стыковки готовых модулей с готовыми жгутами.
А вот припаять наперекосяк проводок к разъему- это любой неопытный монтажник магет.
А если проблемный блок имеет клеммную колодку- тут вообще все просто получается, при сборке пару клемм (либо проводков припаянных, опять же) махнуть местами и айда.
Не может быть? ОТК, ПЗ, прочие проверки? Да ладно!
Вспомните совсем недавний случай, с летящм "голландским шагом" ТУ-154 в Чкаловском! Герой-летчик посадил его, а в чем был дефект? При регламентных работах на абсолютно исправном самолете фазы перепутали, и рули начали в другую сторону перекладываться.
В той же авиации- не назову даты, но еще в махровые времена- было несколько катастроф, ровно по той же причине.
ТАк что очень даже возможна, увы, эта причина...
Исправность блоков проверили, все путем... И ПНР все прошло. А монтажник взялся "причесывать" распайку жгутов, ну и налажал децл. А включить еще раз поленились из-за спешки.

**"Причесывать"- аккуратно распаивать и укладывать жгут на разъем/колодку, а также окончательная распайка всех подбираемых при ПНР радиоэлементов с выполнением всех требований ОСТ по монтажу (изоляция, механическое крепление выводов). Обычно производится после того, как изначально требующее настройки и подгонки изделие приведено в ходе тех самых ПНР в соответствие требованиям ТУ, и проверено ОТК и ПЗ на соответствие всем электрическим параметрам.
#2 | 13:48 09.07.2013 | Кому: Corvax
Камрад, все ты верно говоришь! Будучи пойманным за руку- огребаешь по полной программе. Но!
Это если проверили и выявили.

Я не раз становился свидетелем, когда из-за дикой спешки ("план горит" при СССР, "по контракту отгрузка вчера" - нынче) волевым решением руководителей самых разных звеньев, от бригадира до генерального директора некоторые этапы проверок отменялись. Сугубо на "авось", вроде узлы проверены а комплекс - некогда. Чо ему сделатся, 90 штук из 100 идеально работают. Хрен с ими, с 10 оставшимися, сдадим так.
ОТК и даже ПЗ ломались, но в конечном итоге подписывали липовые протоколы. Будучи монтажником и регулировщиком РЭА еще при СССР, я лично в таких условиях спешно причесывал узлы и отдавал их на сборку. Лично меня- пронесло, ни в одном из "моих" изделий браку не оказалось и рекламации не поступили.
#3 | 14:00 09.07.2013 | Кому: Всем
У нас были блоки, которые настраивались и проверялись со снятым кожухом, в силу необходимости контроля некоторых унутренних параметров. По этим параметрам проводилась сдача ОТК и ПЗ (промежуточная). Ставились штампики внутри, потом я причесывал, еще раз предъявлял ОТК на аккуратность монтажа, потом отдавал на сборку под кожух, потом окончательная проверка ОТК и ПЗ, пломбирование и затем уже упаковка и склад.

Так вот, то о чем я пишу- это когда из-за спешки промежуточная проверка становилась окончательной. Затраты времени на каждую около 40 минут/блок, проверяются 100% электрических параметров при каждой из проверок (добавил для ясности - и еще примерно процентов 10 параметров избыточно при предварительной проверке)

*промахнулся- ответ камраду Tolstoy
#4 | 15:11 09.07.2013 | Кому: Grog
Вон тот самый самоль... www.youtube.com/watch?v=XzyUIhAyfzs
С аэродрома "Чкаловский" самолет направлялся на Самарский авиаремонтный завод - для прохождения капитально-восстановительного ремонта (КВР). Более 10 лет самолет стоял "на приколе" в аэропорту.
(был не прав- не регламентные работы, а установка недостающих узлов на самолет, в течении 10 лет использовавшийся ка донор исправных запчастей. Ну, пардон, забыл уже за 3 года)
Так вот...
[censored]
Цитирую главное: "В ходе проверки установлено, что причиной происшествия стало неправильное соединение бортовым инженером одного из элементов автоматической бортовой системы управления к бортовой системе питания самолета. В связи с допущенной должностными лицами халатностью командиру отдельной вертолетной эскадрильи ВВС РФ внесено представление об устранении нарушений. Виновным объявлено предостережение о недопустимости нарушений."

[censored]
Там пара фоток. Подключая провода к контактору, попутали фазу.

Добавлю. Да, за тем "слоном", который так эротишно монтаж выполнил- никто не проверял. Думаю, в заметке описАлись ,не бортинженер а наземный инженер. Но таки да, бортач тоже при тестировании систем перед взлетом- то ли не проверил вовсе, то ли данный дефект не отразился на индикации в кабине, а на положение управляющих плоскостей (рули там, элероны всякие) при пробном качании штурвала никто не посмотрел.
В общем, инженеры- поголовно- проявили себя не с лучшей стороны. А летчики, которые таки ЭТО посадили- свои ордена заслужили, да.
#5 | 12:47 10.07.2013 | Кому: mutafakaz
Камрад, у меня на столе в шкафу тоже валяется их несколько. Авиационные, 60...80-х годов.
А также пара штук от ракеты С-75.

Оба типа датчегов устроены одинаково. Это двухстепенной гироскоп.
[censored]

Совсем если просто писать- гиромоторчик, который может крутиться только по одной из осей. Да и там его вращение заторможено пружинным подвесом и на всяк случай демпферами. Если есть угловая скорость- он сообразно наклоняется, сжимая одну пружину и растягивая вторую. Угол его наклона пропорционален угловой скорости. Ну и далее все просто- резистивный датчик, сельсин, емкостной- и вот тебе электрический сигнал. На всех ДУСах что у меня есть- датчик резистивный.

Как это выглядит ноне, в свете замены гироскопов механических на лазерные и прочую экзотику- не скажу, не мой профиль.
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.