Ирландский националист Патрик Пирс: война, мир и ирландцы

celt.ucc.ie — Патрик Генри Пирс, он же ан Пиарсах (1879-1916), деятель гэльского возрождения, сторонник независимости Ирландии. Писал на английском и ирландском языках. На пасху 1916 г. вместе с другими националистами, профсоюзными деятелями и социалистами (Джеймс Коннолли и его гражданская армия) поднял заведомо обреченное восстание против англичан. После 6 дней боев сдался в обмен на освобождение рядовых участников восстания. Расстрелян вместе с другими вождями восстания. Перевод текста - в первом посте.
Новости, Общество | Nord 14:39 17.11.2018
4 комментария | 18 за, 0 против |
#1 | 14:44 17.11.2018 | Кому: Всем
Ирландцы и мир

Когда мы состаримся - те из нас, кто сможет дожить до старости, - мы расскажем внукам про Рождество 1915 г. Про то, что это было второе Рождество, при котором государства и народы сражались за Свободу открытого моря - и, возможно, последнее Рождество, при котором Ирландия, Врата морей, была под властью англичан. Ибо именно за это сейчас люди проливают кровь во Франции и Сербии, в Польше и Месопотамии. Многие борются за трёхсотлетнюю тиранию - самую бесцеремонную и заносчивую среди всех, существовавших на свете. И лишь немногие борются за ее уничтожение. Так всегда бывает: большинство на стороне зла, а меньшинство - на стороне добра; и побеждает всегда меньшинство, ибо Господь на стороне небольших батальонов. Если иногда кажется, что это не так, то это потому, что меньшинство, сражающееся за правое дело, оказалось виновно в скрытом грехе сомнения, в измене лучшей части своего "я". В том, что отступили перед лицом огромного морального долга.

Последние 16 месяцев были самыми славными в европейской истории. Героизм вернулся на землю. По обе стороны, где бы правители народов ни собирали войска - будь то в Англия, не желающей терять деспотического господства над морями, или в Германии, желающая сокрушить эту деспотию, - сами люди идут в бой, ибо снова их зовёт тот древний глас, голос родины. Каждый сражается за отечество. Правительствами движет политика, народами же - патриотизм. Герои - бельгийцы, которые обороняют свою страну; и не меньшие герои - турки, заслоняющие собой Константинополь.

То, что такое должно происходить, полезно для нашего мира. Старое сердце земли нужно было согреть красным вином с полей брани. Никогда раньше Богу не делали столь величественного подношения - миллионов жизней, с радостью отданных во имя любви к отчизне.

Всякая война - ужасна, и нынешняя - ужаснейшая из всех. Но она не ужаснее того зла, которое она прекратит - или поможет прекратить. Она не ужаснее, чем эксплуатация английских народных масс горсткой жестоких плутократов; не ужаснее, чем предательство французами их старых духовных идеалов; чем порабощение поляков Россией; чем порабощение ирландцев Англией. А вдруг война разбудит в душах тугодумных английских тружеников пламя гнева, подобное тому, что охватило французов в 1789 году? Вдруг она вернёт Францию к алтарям церквей, подобно тому, как горе обращает сломленных людей к Господу? Вдруг война освободит Польшу и Ирландию? Если благодаря войне всё это сбудется - неужели можно будет сказать, что она была напрасна?

Война - ужас, однако она не есть зло. Зло - это то, что делает войну необходимой. Это тирании, которые она разрушает. Это лживые догматы, которые война ниспровергает. Это лицемерие, которое война обнажает. Многие ирландцы страшатся войны, потому что не знают её. Ирландия более сотни лет не знала опьянения войной - но разве скажет кто-нибудь, что она знавала благословенные годы мира? Когда война придёт в Ирландию, мы должны будем приветствовать её, как если бы перед нами стоял Ангел Божий. И она будет Ангелом Божьим.

Война - священный долг именно потому, что мир - сладостная награда. Ирландия. Ирландия не получит мира Христова, пока не возьмёт в руки меч Христов. Тот мир, который она знала в последние дни - мир дьявольский, греховный, позорный. Это гнусный мир, который может быть мил только людям гнуснейшего пошиба и породы. Христов же мир прекрасен; прекрасны на горах ноги его. Однако ужасны благовестники его; серафимы и херувимы пред ним трубят в трубы войны. Но, проходя через этот шум и рёв, не бойтесь и не дрожите. При виде крови не падайте в обморок. Победив в войне, мы - или те из нас, кто выживет, - испытаем великую радость. Мы и отцы наши знали Pax Britannica, Британский миропорядок. Завещаем же сынам нашим Мир и покой ирландцев.
#2 | 03:21 18.11.2018 | Кому: Всем
Слухи о порабощении поляков сильно преувеличены. Когда польская шляхта затеяла очередной бунт, их с удовольствием сдали собственные крестьяне, при этом охотно содействуя имперским властям.
#3 | 07:34 18.11.2018 | Кому: Konan
> Слухи о порабощении поляков сильно преувеличены. Когда польская шляхта затеяла очередной бунт, их с удовольствием сдали собственные крестьяне, при этом охотно содействуя имперским властям.

Ирландцу за два моря и четыре пролива было виднее.
#4 | 04:22 19.11.2018 | Кому: Всем
Итак, что мы тут видим?

Идеалист и националист на те же процессы (Первая мировая) смотрит иначе, нежели материалист и социалист.

И одновременно - в силу единой для них обоих объективной реальности, несмотря даже на хитросплетения логических цепочек, может иногда приходить к похожим выводам.
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.