Ангелы против орков.

blog.dahr.ru — О изобразительном отображении Гражданской войны в России в советский и постсоветский период. С примерами. Фактически: советская и антисоветская рефлексия событий на полотнах.
Новости, Культура | Лепанто 08:22 29.09.2018
24 комментария | 126 за, 4 против |
#1 | 08:22 29.09.2018 | Кому: Всем
Почему-то считается, что в Советское время нам про Гражданскую войну все врали. Дескать романтизировали “красное быдло” и “наговаривали на ихблогородий”!
Вообще-то любой кто хотя бы открывал советские книги, в том числе и художественные, или, хотя бы в полглаза, смотрел фильмы, о той войне, как бы в курсе, насколько там неоднозначно все было представлено. При том, что советские творцы, в то время, были за красных, в их произведении дофига неоднозначных образов с обоих сторон фронта.
Тихий Дон,[censored] Свой среди чужих, Служили два товарища, Адъютант его превосходительства, Бег, Белая Гвардия. Да что там, даже “Чапаев” как фильм так и книга. Все эти произведения и сотни других полны сложных, неоднозначных, характеров и “своих правд”.

[censored]
[censored]

Но вот как только Союз угробили, повылазили к нам булкохрусты.
Повытаскивали из запасников эмигрантские карикатурки. Типа кадулинских с красномордыми жирными красноармейцами, протогеббелсовскими жидами и зубаскалящими хабалками в красных платках.

[censored]

И дорисовали своих сусальных царчиков и офицерчиков.

[censored]

И кончилась вся ваша неоднозначность и многоплановость.

Впрочем Рыженко был ещё ничего. При всех его елейно православных мотивах и посылах, со свечечками и крестиками, ему, порой, удавались и красные.

[censored]

Хотя конечно православие оно такое. Так что потом в конце триптиха, у него этот красный в попы подался. Так что неудивительно что у него лицо такое просветленное. Вот как тут нарисуешь его изначально с круглой, жирной, красной мордой, а потом в попа перерисовывать… Хотя стоп…

Или вот ты рисуешь картину. И смысл вроде очень неплох, просто коляска Эйзенштейна. И исполнение тоже норм. Но тут главное вовремя остановится.

[censored]

Потому что потом такой думаешь: “Черт с раскрытием круга на зонтике лопухнулся!”

[censored]

И пока правил зонтик, врубилось ПГМ и как то само собой исправился и матросик…

[censored]

Да и красный бант на попике уже не спасает. Он делает сюжет только хуже.

Но я отвлекся.
Если какие-то ребята типа Рыженко ещё пытались, в постсоветское время, в неоднозначность, пусть и так вот жалко.
Если кое кто из стариков, типа Каляскина, ещё держал подобие нейтралитета.

[censored]
[censored]

То куда больше было тех кто “перековался в прыжке”.
Какой нибудь Обросов быренько скатился вот таким вот образом.

[censored]

И смысл и качество работ поменялись волшебно. Восхитительный творческий путь, такой стандартный для многих в ту эпоху.

Однако сосредоточимся пока на образах ангелооких ихблагородий.
Здесь я люблю сравнивать две картиночки.
Белюкинский “Исход”.

[censored]

И практически та же сценка в исполнении многострадального Владимироффа.

[censored]

Хоть Владимирофф не изображает здесь белых теми дегенератами каким он изображает красных, разница в подходах разительна.
В то время как у Белюкина, старательная, качественная, но унылейшая помесь иконостаса с натюрмортом, у Владимироффа, бушуют страсти драматичного момента.
Странно что граждане так любящие перепощивать красноармейцев-питекантропов Владимироффа, постоянно забывают эту его работу. Че это они?
Впрочем про Владимироффа я писал уже достаточно ([censored] и[censored] )

[censored]

А вот образы злобных красных в “беляцком”, особенно постсоветском, ИЗО мне куда как интересней.

И недавно я нашел чисто экстракт их подхода к вопросу.
Любуйтесь.
Шмаринов. “Трагедия Крыма”!
Так и хочется перефразировать Карлина. “У Крыма все в порядке, это тебе пиздец!”)

[censored]

Но давайте вглядимся в образы на полотне.
Основным образом тут является свечкообразный эльф в центре. Сколько трагизма и мужества в его лице и фигуре! Его поддерживает мощный богатырь слева, за ним группа, именно группа, а не “толпа” или “стадо” офицериков, с хорошо освященными, полными достоинства лицами. Сбоку отвернувшись от группы, невинная, случайная жертва – мужичонка, с бородой в место лица. Он, разумеется, не чета ихблагородиям, не мордой не статью не вышел. Он тут жалко жмется к их группке, чисто чтоб показать антинародность красных. Хотя больше ему удается показать антинародность белых.
Что до красных. То тут они все как на подбор, по всем канонам и заветам. Возглавляет все, разумеется жидокомиссар одетый кожаным Троцким. Рулит он быдлом, слипшимися в серый, ощетинившийся штыками, комок. В отличии от офицеров их развернули спиной. Этому стаду лица не положены. А когда их показывают, все становится только хуже. Справа один из парнейс работ Владимироффа, разве что цигарку в зубы забыли.
На первом плане сидит форменная помесь отарка с морлоком, поглаживая свой пулемёт. А за ним убого жмется печальный красноармейский мужичок, в дуэт к мужечку пленному. Только этот олицетворяет не те “полстраны что сидели”, а те “пол страны что охраняли”.
Работа превосходна в своем роде. Автор великолепно справился с задачей. Его картинку можно читать как написанный текст.
Вот только это довольно убогий текст.

Если в мои комменты зачем-то залезет булкохруст, то он наверняка спросит меня “а ваши краснопузые, что не так рисовали?”
Ну что они писали и снимали не так убого, мы уже разобрались. Рисовали?
Честно говоря даже на Советских плакатах и карикатурах нам трудненько будет найти “рядового” белогвардейца в столь карикатурных образах как у Владимироффа и Кадулина.
Оно и понятно. Борьба была классовой. И простой народец сражавшийся на стороне белых, был для красных в первую очередь простым народом. В то время как красные для белых были взбесившейся чернью.

[censored]
[censored]
[censored]

До карикатурной “контры”, типа кулака, “белому” нижнего звена надо было целенаправленно дослужиться.
Буржуям, попам и генералам переподало по полной, разумеется. Но вот какие нибудь простые корниловцы, как правило, выглядили… ну просто.

[censored]

Конечно и простого человека, революционера, участника гражданской войны, при советской власти романтизировали потихоньку, не без этого.
Плюс официоз, из которого в перестройку побежал художничек типа Обросова, Мальчишей в, ебущих дисидентов в жопу, НКВДшников перерисовывать.
Но и тут классовый подход помог проклятым коммунякам.

[censored]

Не нужно было им рисовать ангелоподобных, сусальных ихблогородий. Их положительным образом был простой суровый мужик. А простой суровый мужик, смотрится, при всех раскладах, куда натуральней, естественней и правдоподобней, хоть ты его античным богом рисуй.
И цели этого мужика смотрятся естественней и понятней. И нет, они не отнять все у белогвардейских эльфов и пропить. Они скинуть жирные задницы этих сраных эльфов со своего мозолистого горба.
И это у мужика получилось. Так что и посыл картин, не “Россиюшка которую мы потеряли, в форме поместий, золота в банках и возможности пороть мужичье”, а “победитель”.
И победителю не нужно расчеловечивать врага.
И не нужно ему, как белым и сочувствующим, оправдывать себя тем что он бился с морлоками, орками, зергами и прочим зверьем из ада и лишь поэтому несдюжил!

[censored]

Тех же “Двух товарищей” помните? Так вот там есть красивенький белый Высоцкий и карикатурный истеричный красный Быков. Какой образ там более позитивный и правильный, ну это уж сами судите.)
Орки говорите, вашблагородие? Что ж, можем и орками побыть, от нас не убудет.

[censored]

Вон пулеметчика с картины Шмаринова, знаменосцем сибирских партизан на картину Герасимова назначили. Вон он в толпе прочих пораждений Мордора. Ну и чё?

И это картины. А есть ещё “новобелые” фильмы про спасение царя, адмираловъ, Матильдъ и прочую “Россию которую мы потеряли”, и книжки типа “За чертополохом”.
Качество и глубину их тоже можем сравнить с советскими по теме.)
#2 | 08:43 29.09.2018 | Кому: Всем
Вот эта вот картинка

[censored]

как-то больше похождения армии Колчака в Сибири напоминает!

А вот тут

[censored]

Явно не хватат Игоря Талькова!!!
#3 | 08:44 29.09.2018 | Кому: Всем
Собсна, очередное подтверждение тезиса "антисоветчик - всегда русофоб":

Красные победили и воевали, пусть и с нехорошими, но - людьми. Которых карикатурно отображали зажравшимися и немножечко (а то и не немножечко) охуевшими.

Белые - проиграли, и в оправдание себе придумали сказочку про орков и морлоков. Вообще нихуя не людей. Тем самым: расчеловечив процентов на 70 народонаселение ненаглядной для них "Россиюшки".
#4 | 08:59 29.09.2018 | Кому: Всем
Имею мнение, в антисоветском варианте получаются "орки против институток, косплеящих военных". В советской культуре белые, естественно, были врагами - умными, образованными, организованными, брутальными по-своему. Сейчас их благородия истеричные интеллигентики.
#5 | 11:06 29.09.2018 | Кому: Беспечный Лесовод
"Красиво идут! - Интеллигенция!" "Чапаев"
#6 | 11:25 29.09.2018 | Кому: Всем
Помнишь брат , как давили эльфийскую мразь?

[censored]
#7 | 11:48 29.09.2018 | Кому: Лепанто
Обрати внимание: парочка похрустывающих тетрадью расстрелянного есаула одноразовых резиновых изделий не смогла пройти мимо не утопив.
#8 | 11:53 29.09.2018 | Кому: tazuja
Вот да, и идейность, и энергия запредельные. Такого врага победить почётно.
kolian2
фейкомёт »
#9 | 12:02 29.09.2018 | Кому: Всем
По ряду параметров "Гражданская война" попадает под определение "Отечественная война". Приспешники типо "белая идея" вели себя как конченные оккупанты.
#10 | 12:04 29.09.2018 | Кому: kolian2
Прямое сотрудничество с интервентами, ХиВи однозначно.
kolian2
фейкомёт »
#11 | 12:08 29.09.2018 | Кому: Беспечный Лесовод
> Прямое сотрудничество с интервентами, ХиВи однозначно.

Неточный термин, больше подходит власовцы, бендеровцы, предатели, военные преступники.
#12 | 12:14 29.09.2018 | Кому: Беспечный Лесовод
Согласен с коляном вторым: организаторы интервенции никак не могут быть хиви.
kolian2
фейкомёт »
#13 | 12:17 29.09.2018 | Кому: babonZ
> организаторы интервенции

Пособники, т.к. не они принимали решения, их использовали, поэтому выглядят они гораздо гаже (именно те, кто шел на это сознательно и замарался в военных преступлениях).
#14 | 12:19 29.09.2018 | Кому: kolian2
Ну, это не мешает им так думать.
kolian2
фейкомёт »
#15 | 12:26 29.09.2018 | Кому: babonZ
> Ну, это не мешает им так думать.

Кому им. Они так и не думают, они использую ресурсы для пропаганды среди простолюдинов, забивших на историю родной страны.
#16 | 12:35 29.09.2018 | Кому: kolian2
Беломудельцы уверены, что организовали союзников на борьбу с большевиками.
kolian2
фейкомёт »
#17 | 12:39 29.09.2018 | Кому: babonZ
> Беломудельцы

Нет таких
#18 | 12:44 29.09.2018 | Кому: kolian2
> Нет таких

Нет так нет.
#19 | 15:13 29.09.2018 | Кому: Всем
Познавательно и наглядно, спасибо.

От деградации художника Обросова завыл, забился, захрипел. Акционисту Павленскому бы понравилось.
#20 | 15:53 29.09.2018 | Кому: Всем
Ну в СССР переборщили с положительными образами Белых, наверное нужно было их показать более близкими к оригиналу, особено мне запомнился Ковлевский из "Адъютанта его превосходительства", этакий благородный генерал который в силу своего классового происхождения выбрал сторону, а по жизни генерал Май-Маевский был запойным пьяницей, в силу чего сделал много полезного для Красной Армии. А еще песня "Русское поле" из Неуловимых, это стал почти гимн Белого движения для живших в позднем СССР. В начале 2000-х окунулся в мемуары разных Белых, да и доступность фото и кинохроники, это же какой то ужос и цирк, выбрать Деникина потому что он никому не мог помешать после победы, бо серым и блеклым, задвигать энергичных и способных а то не дай бог получится новый Бонапарт, зажимать ресурсы полученные от Западных партнеров друг от друга и ябедничать друг на друга. Ну и как завершающий штрих это какое то инфантильное отношение к моральному облику своих товарищей к убийствам, грабежу, насилию. Колчаковцы тут конечно отличились настолько что даже Западные партнеры офигевали, ну а местное население по началу лояльное стало активно против Белых. Нужно было все это показать ярче и печатать мемуары, что бы народ знал против кого воевали и почему победили, а то вся пропаганда была ориенитрована на сознательность граждан, на надежду что на простой Вере что мы хорошие а они плохие можно удержать страну.

PS: Фильм "Иди и смотри" был ярким и сильным, но вышел он очень поздно, когда страна уже неслась к пропасти, а если бы там еще и показали более выпукло националистов, и суть их дел показывая кто есть кто, было бы лучше. А то только вскользь про Лесных братьев и немного про бандеровцев, а про то что они творили при немцах так вообще очень мало показали, берегли национальную гордость так сказать, что было страшной ошибкой.
#21 | 18:30 29.09.2018 | Кому: Лепанто
> Сбоку отвернувшись от группы, невинная, случайная жертва – мужичонка, с бородой в место лица. Он, разумеется, не чета ихблагородиям, не мордой не статью не вышел. Он тут жалко жмется к их группке, чисто чтоб показать антинародность красных. Хотя больше ему удается показать антинародность белых.

Не, это не мужик. Обратите внимание на лампасы. Это другая типичная жертва кровавого большевизма - казак.
#22 | 19:47 29.09.2018 | Кому: Лепанто
> и книжки типа “За чертополохом”.

Рецензия с Фантлаба:

ahenobarbus, 13 июля 2015 г.

"Первоначально мне показалось, что нацистский преступник Краснов был еще и графоманом, очень уж забористым вышел зачин романа, вкратце повествующий о крахе Советской России в результате неудавшегося военного похода на Европу. Тем более впечатляло, что вся эта феерия вышла из-под пера профессионального военного. Тем не менее, далее все оказалось не так плохо, хотя сюр периодически прорывался на страницы каждый раз, когда речь заходила о большевиках.

Слишком увлекательным чтением «За чертополохом» не назовешь, но это не упрек непосредственно автору, а родовой признак утопической литературы. Захватывающими нельзя назвать ни «Утопию», ни «Город Солнца», ни «Туманность Андромеды». Краснов по мере сил разнообразил и даже усовершенствовал традиционный для утопического романа сюжет «путешествия в идеальную страну». Во-первых, в не менявшуюся веками схему он (первый и единственный, насколько я знаю) ввёл антагониста — персонажа, который Утопией недоволен и всячески ее критикует. Это, по крайней мере, свежо, хотя критика, конечно, изображается автором несерьезной. Во-вторых, в свою историю Краснов включил элементы мистики, детектива и даже любовного романа. Причем последнего в книге очень много и некоторые страницы сделали бы честь любой сочинительнице романов для дам, такие там, понимаешь, романтические тайны, роковые страсти и борьба Любови и Долга. Все эти элементы вплетены в основной сюжет достаточно органично и искусно. Детектив нужен для того, чтобы продемонстрировать работу судебной системы, ну а любовные истории служат иллюстрациями организации быта низов Империи и тезиса о царском долге. И то, и другое занимает в красновской концепции место значительно более важное, нежели судебная система.

Реакционность Краснова удивительна. Он резко возражает против восьмичасового рабочего дня. Его установление равносильно превращению страны «в свинушник». Совсем не упоминается в книге о социальном обеспечении. Судя по тому, что автор объясняет, что нуждающимся должны помогать родственники (и именно в этом социальная функция больших кровнородственных коллективов), в крайнем случае церковь и лишь в самых исключительных обстоятельствах — представители власти, у которых имеются для того соответствующие фонды, можно предположить, что пенсии и больничные также не предусмотрены. Порукой соблюдения прав работника должна служить «христианская совесть» работодателя.

Не по душе атаману-писателю и общественные объединения. Партии отсутствуют, чтобы не вносить смуту. Союзы (прежде всего профессиональные) полагаются вредными, так как ограничивают личность и стесняют частную инициативу. Даже кооперативы удостаиваются недоброго слова, хотя мимоходом упоминается о существовании артелей. В чем разница, не вполне понятно.

Чрезвычайно большое значение придается соблюдению традиций. Автор подчеркивает исключительную заботу правительства о реставрации и повсеместном насаждении традиционного русского уклада. Он должен охватывать не только внешнюю сторону жизни, выражаясь в ношении традиционных костюмов и избегании использования слов иноязычного происхождения (вместо министерства — приказ, вместо телефона — дальносказ и т.п.), но пронизать саму социальную ткань обрядами, связанными со всеми мало-мальски важными событиями в человеческой жизни.

По политическому устройству Россия будущего мыслится автору абсолютной монархией. Никакие представительные органы не предусмотрены. Управление государством осуществляется на основе десятичной системы — население разбито на десятки, десятки объединены в сотни и т.д. — вплоть до туменов. Руководители всех уровней этой системы назначаются, за исключением десятников, которые выбираются населением свободно. Мимоходом упоминается также о выборных городских головах, которых, впрочем утверждает император. Каким образом главы городов взаимодействуют с вышеупомянутой десятичной системой не разъясняется. Существуют также органы центрального управления, аналогичные министерствам, но именуемые на старорусский манер приказами и разрядами. Автор указывает на немногочисленность этих органов и на то, что решение большинства вопросов передано на уровень территориальных единиц. В части судебной власти особо оговаривается отсутствие адвокатов, прокуроров и присяжных. Впрочем, из сцены суда над одним из героев видно, что хотя прокурора и адвоката нет, из трех членов судейской коллегии один выполняет функции защиты и один — обвинения. Хотя зачем это нужно не ясно — дела о преступлениях разрешаются с помощью аппарата, читающего мысли. Этот «бог из машины» показывает, в принципе, нежизненность красновского идеала и нежелание автора создавать сколько-нибудь подробную и реалистичную модель общественного устройства. В довольно объемном романе относительно мал удельный вес текста повествующего о политическом и экономическом устройстве красновской утопии. Наиболее сложные вопросы автор решает замечательно просто. Как организовать эффективное, беспристрастное и быстрое правосудие? А так: богодухновенные ученые, помолясь, изобретут мыслечитающий прибор и судопроизводство станет простой формальностью, все же и так будет ясно — только нацепи участнику процесса обруч на голову.

Вообще атаман искренне уверен, что процветание и прогресс придут как бы сами собой, достаточно много молиться, очень много работать, беспрекословно подчиняться начальству и искоренить абсолютно все признаки «социализма» вплоть до кооперативов. Насколько мне известно, на практике эта теория нигде и никогда не проверялась, но мне, например, проверять ее и не хотелось бы.

Забавно отношение атамана к России и русскому народу. Он их, конечно, весьма любит. Жизни бы за них не пожалел, но только при условии, что самому атаману в России жить будет комфортно. Если же народ не будет проводить свои дни в трудах и молитвах, и не согласится полагать начальство данным от бога и потому тоже отчасти божественным, то плевка такой народ не стоит. Несмотря на довольно радикальное расхождение в представлении об общественном идеале, сам принцип «Россия имеет право на существование, только если соответствует моим фантазиям» точь-в-точь взят на вооружение «белоленточной» оппозицией.

В сущности, вполне закономерно, что исповедуемые взгляды привели атамана сначала на службу к Гитлеру, а потом и на виселицу.

Оценка: 5 из 10"

[censored]
kolian2
фейкомёт »
#23 | 06:45 30.09.2018 | Кому: BekAidar
> Нужно было все это показать ярче и печатать мемуары, что бы народ знал против кого воевали и почему победили, а то вся пропаганда была ориенитрована на сознательность граждан, на надежду что на простой Вере что мы хорошие а они плохие можно удержать страну.

Мы не можем об этом судить, т.к. тогда не жили, после гражданской войны вся страна представляла собой одну кровоточащую рану, и нужно было это преододелеть. Мож потому и вышел Декрет ВЦИК от 03.11.1921 г

"Советская Россия свыше трех лет боролась с вооруженными врагами рабочих и крестьян и неисчислимыми жертвами и лишениями трудящихся победила их в открытом бою. Во время тяжелой и упорной борьбы Советское правительство знало, что тысячи русских трудящихся путем обмана и насилия втянуты в борьбу с рабоче-крестьянской властью на стороне царских генералов, помещиков и фабрикантов. Этих обманутых людей вводили в бой за чуждое им дело, и когда им пришлось очутиться на чужбине, их бросили на произвол судьбы. Они оказались сейчас выброшенными из родных сел, деревень и станиц. Жестокая судьба разбросала их по различным уголкам мира. Постоянные лишения, систематическое издевательство русских и заграничных белогвардейцев, каторжный труд, болезни и смерть на чужбине — вот удел тех, кто поддался провокации врагов рабочих и крестьян.

Много таких обманутых в настоящее время оказалось заточенными в лагерях в качестве интернированных, многие работают на принудительных работах. Они томятся там уже свыше года. Часть из них была насильственно или путем обмана вновь завербована в белую армию разными авантюристами, не потерявшими еще надежды свергнуть рабоче-крестьянскую власть и восстановить господство помещиков и фабрикантов.

Советская власть не может равнодушно относиться к судьбе этих рабочих и крестьян, которые, поняв свои заблуждения, стремятся вернуться на родину, чтобы здесь своим трудом искупить свои ошибки и помочь восстановлению народного хозяйства.

Исходя из этих соображений и в честь четырехлетней годовщины Великой Октябрьской Революции, Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета постановляет:

1. Объявить полную амнистию лицам, участвовавшим в военных организациях Колчака, Деникина, Врангеля, Савинкова, Петлюры, Булак-Булаховича, Перемыкина и Юденича в качестве рядовых солдат, путем обмана или насильственно втянутых в борьбу против Советской власти и находящихся в настоящее время в Польше, Румынии, Эстонии, Литве и Латвии.

2. Предоставить им возможность вернуться в Россию на общих основаниях с возвращающимися на родину военнопленными.

3. Обязать Народный комиссариат по иностранным делам, Народный комиссариат внутренних дел и Всероссийскую чрезвычайную комиссию принять все необходимые меры к обеспечению за ними прав, даруемых им настоящим постановлением."
#24 | 08:55 01.10.2018 | Кому: BekAidar
> берегли национальную гордость так сказать, что было страшной ошибкой.

Способен ли ты, камрад, прилюдно признать и при каждом удобном случае вытаскивать это "грязное белье", что твой младший брат был сволочь и предатель,
если он оступившись, исправился-таки, и позже честно (плечом к плечу с тобой) кровь проливал против общего врага?

тут сильно подумать надо про "сор из избы".

кмк, естественно!
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.