Дуэль МакГрегора и Каннингема из фильма "Роб Рой"

zen.yandex.ru — "Вкратце о причинах дуэли: речь идет о денежном долге и чести женщины Роберта Роя МакГрегора. Если шотландец победит - его долг будет прощен, а честь супруги восстановлена. Но это не только поединок между горцем и англичанином - в каком-то смысле этот поединок - отражение долгого противостояния Англии и Шотландии..." Разбор сцены дуэли.
Новости, Медиа | tazuja 10:32 25.09.2018
9 комментариев | 51 за, 0 против |
#1 | 10:32 25.09.2018 | Кому: Всем
[censored]

[censored]

Секундой До...

На что стоит обратить внимание ДО начала боя? Во-первых, по некоторым признакам, дуэль подставная. В победу Роб Роя с трудом верит даже "организатор" дуэли с его стороны Аргайл, да и сам шотландец выглядит не слишком весело, если не сказать - подавленно. "Тот, кто легко пугается, не должен учиться фехтованию" (с) Лихтенауэр.

Если обе стороны убеждены, что один из противников гарантированно проиграет - это не дуэль вовсе, а узаконенный способ убийства (кстати, весьма в ту эпоху распространенный, ибо удобный). Но тем не менее Аргайл и Монтроз договариваются, что поединок будет до смерти. Останется лишь один...

Во-вторых, оружие. Шотландец выбрал традиционный палаш своего народа. Англичанин - "боевой меч", колюще-рубящую шпагу. Его шпага при одинаковой длине с палашом значительно легче. Кстати, забегая вперед: во время боя Каннингем будет старательно избегать прямых парирований. И правильно делать - шпага и сломаться могла.

В-третьих - антропометрия. Шотландец выше Каннингема почти на голову. Значит, руки у него длиннее. Человек с более длинными руками имеет в поединке на клинковом оружии преимущество - это аксиома. Но распорядиться этим преимуществом МакГрегор не смог...

Ангард!

Данный поединок очень интересен тем, что отчетливо демонстрирует разницу между рубящим и колющим стилями фехтования - и превосходство последнего. Впрочем, начал англичанин нетривиально - оценил подвижность соперника, наверняка учел "деревянные" прямые ноги и атаковал из нижнего положения, восходящим рубящим ударом в ногу. Что автоматически означает - МакГрегор дистанцию пролюбил. Уже в начале боя.

А ведь руки у него были длиннее...

Смотрим дальше.

"Ведет" англичанин. По каким-то своим соображениям он предпочитает рубить, вероятно, из-за того, что колющий может нарваться на встречный рубящий, и кончится дело обоюдкой. Каннингем делает серии из нескольких рубящих, в которых "неожиданно" проскальзывают уколы, и отбивается шотландец буквально чудом. Дистанцию он теряет сразу. Каннингем не может продавить его защиту из-за того, что его шпага легче - но и только.

Далее англичанин меняет тактику. Он дважды пробует финт, который лично я называю детским (если у него есть адекватное название - поправьте меня). Это когда меч заводится за спину, а фехтовальщик уходит в диагональ. Следует "неожиданная" атака из-за собственной спины. Детская она потому, что никакого опытного мечника этим не проймешь. Дистанция просто ультракороткая, можно кулаком в морду заехать. Весь расчет на бешеную скорость. И на хреновый контроль дистанции у противника - а у шотландца он очень хреновый...
[censored]

На второй раз у Каннингема детский финт получается. Он не пытается колоть - он резко шагает в диагональ под меч и режет МакГрегора в живот. Шпагой можно резать, да. Этой шпагой - можно.

Если бы она была грамм на 200 тяжелее, тут бы бой и кончился. А так - резаная поверхностная рана. Больно. Обидно. Не смертельно.

Англичанин по-прежнему ведет, вынуждает горца отступать. Он атакует двойным уколом в ногу, который сам по себе может быть чреват контр-ударом в голову - но у горца "деревянные" ноги. А у надменного бритта - нет. Фехтование - оно не про руки. Оно про ноги.

Кстати, здесь можно отметить, судя по всему, личный "почерк" Каннингема. Он любит дублировать атаки. Повторяет их. Это плохо? Не-а, это хорошо. Потому что средний человек привык думать, что "снаряд в одну воронку дважды не падает" - а вот ни фига подобного!

Вторая особенность тактики - нижние атаки. Палаш - тяжелый. Укол или удар в верхний сектор, в голову или грудь им отбить легко, а вот в нижний... Палаш дольше "вести" вниз, а потом вверх, чем шпагу. На таких скоростях даже 200-300 грамм весовой разницы имеют значение.

Но если б Макгрегор держал дистанцию или атаковал сам - не проходили б у бритта его любимые нижние атаки...

Шотландец постоянно держит меч в позиции, подобной немецкому "цорнхуту" - сильно справа, на отлете. Для рубящего удара это хорошо, против шпаги пляшет хуже. Спасает приличная скорость реакции и какой-никакой опыт (хотя я удивляюсь, как он, такой пассивный, до своих лет дожил-то).

Бритт в очередной раз меняет тактику. Он пробует "обкручивание" - фирменный способ атаки шпагой, при которой ее "закручивают" вокруг вражеского клинка. Способ опять-таки рассчитан на незнакомого с этой техникой противника.
[censored]

Не выходит. Хозяина спасает тяжелый палаш.

Серия быстрых жалящих уколов на шагах, попытка прижать к стене...

МакГрегор выдохся! По нему видно! Он тяжело дышит - а надменный бритт нет!

Опять укол в ногу! Ну что ты будешь делать...)

Каннингем для передышки встает в "длинную" позицию - рука со шпагой вытянута вперед. В этот момент можно атаковать батманом, ударить в руку - но у горца уже нет сил. Ранен он не тяжело, только взрезана кожа - но он выдохся, уже выдохся...

Опять серия уколов, переходящих в удары с сильным боковым смещением. Каннингем режет шотландцу плечо. Был бы меч потяжелее, или с "рубящим" балансом - разрубил бы, а так не может. Ему нужен укол. Игра в кошки-мышки продолжается...

[censored]

Наконец наш горец переходит в атаку - но делает чудовищно длинные круговые удары! Раскручивает палаш над головой "вертолетиком", рубит сплеча - но траектория такая длинная и предсказуемая, что британец успевает не только уворачиваться, но и пытаться контратаковать! Контратака не выходит, длины лезвия не хватает, но он колет точно в то время, пока его противник заносит меч над головой! Судя по всему, дело в том, что в оппозицию бритт не умеет. Или не хочет. Укол с оппозицией выполнить можно - но не факт, что удержишь сильный удар, одновременно выполняя укол.

Бритт начал злиться. Он наконец-то тоже устал - и предоставил противнику право побыть большим мальчиком. Удары в руку не проходят - он уводит кисть руки из-под удара.

Перевел дыхание - и снова атака. Опять рубящая. Шотландец че-т расслабился, пора напомнить, что тут дуэль, а не балет...) Он ранен в третий раз.

Далее происходит уже не бой, а сущее избиение младенца. Обратите внимание: МакГрегор перехватывает палаш двумя руками. Он уже очень устал и трижды ранен, хотя и поверхностно. Он рубит изо всех сил, но безрезультатно.

Ибо - боковые смещения. Те самые уходы от ударов в сторону.

Игра на изматывание

С этого момента англичанин начинает применять тактику изматывания. Он убедился, что его противник уже почти сдох - несколько ранений, дыхание переводит с трудом, скорость упала, одноручный меч двумя руками перехватывает.

Физуха, товарищи. Да, можно быть неплохим фехтовальщиком, не будучи спортсменом, если умеешь брать чем-то еще - техникой, контролем дистанции, флеш-атаками... А МакГрегор не умеет ни в первое, ни во второе, ни в третье. И дыхалка слабая. Ну куда с кувшинным рылом да в калашный-то ряд...

Мхатовская пауза...

Далее вы все видите сами. Красивым движением на контратаке бритт вспарывает горцу живот. Но опять-таки - неглубоко! Если б глубоко, кровища бы потекла, кишочки расползаться начали бы... Шпага. Шпага. Слишком легкая для силовой рубки шпага.
[censored]

Туше!

И вот как раз в последний момент Каннингем делает единственную - но фатальную ошибку. Он медлит. Враг повержен, он на коленях, но англичанин медлит. Смотрит на Монтроза, как победитель-гладиатор на цезаря.

Судя по всему, он не убийца, и примитивно заколоть человека, как свинью, просто так не способен. Ему нужно моральное разрешение. Самооправдание.

Нельзя так делать. Хочешь убить - убивай сразу.

Лезвие шпаги можно зажать в кулаке. Даже лезвие сабли можно.
[censored]

И рубящий удар шотландца наконец-то находит цель.

А выводы каждый пускай делает сам...

[censored]
#2 | 10:54 25.09.2018 | Кому: Всем
Много раз смотрел, сейчас с удовольствием прочитал.
#3 | 10:57 25.09.2018 | Кому: Всем
> боковые смещения. Те самые уходы от ударов в сторону.

стрейфится!!!
#4 | 11:01 25.09.2018 | Кому: tazuja
> Судя по всему, он не убийца, и примитивно заколоть человека, как свинью, просто так не способен. Ему нужно моральное разрешение. Самооправдание.

Еще как способен. Там другое. Каннингем уже решил, что победил и решил превратить дуэль в показательную казнь в назидание остальным. В фильме он ждет отмашки от лордов, но Роб Рой его опережает и убивает.
#5 | 11:11 25.09.2018 | Кому: Всем
Как кто то писал: Солдат всегда поигрывал бретеру на дуэли. Бретер довольно быстро погибал в бою.
Mr. Maximus
надзор »
#6 | 11:18 25.09.2018 | Кому: Всем
Кстати, именно тут отличная фехтовальная подготовка у обоих актёров.
На ТыТрубе этот поединок идёт под номером 2 по качеству фехтования.
На первом месте - поединок Ахилла и Гектора из "Трои".
#7 | 14:42 25.09.2018 | Кому: Всем
"... Лезвие шпаги... Лезвие сабли..." Вообще-то в контексте ситуации то, что можно "зажать в кулаке", называется "клинок". Лезвие же это только часть клинка.
mik16
интеллектуал »
#8 | 14:54 25.09.2018 | Кому: Всем
>Англичанин - "боевой меч", колюще-рубящую шпагу.

Была бы она рубящая, так зарубил бы. Это не "боевой меч", а рапира, рассчитанная в основном на уколы. Рубить не может, слишком лёгкая, может только раасечь, что и демонстрирует герой Рота. Боевой меч типа рейтшверта тяжёлый и для рубки приспособлен не хуже чем для укола.
[censored]
[censored]
#9 | 17:44 25.09.2018 | Кому: tazuja
По поводу технических нюансов боя умничать не буду, ибо не больно-то я копенгаген в фехтовательных вопросах.

Но что касаемо вотт этой вотт сценки:

> Туше!

>
> И вот как раз в последний момент Каннингем делает единственную - но фатальную ошибку. Он медлит. Враг повержен, он на коленях, но англичанин медлит. Смотрит на Монтроза, как победитель-гладиатор на цезаря.
>
> Судя по всему, он не убийца, и примитивно заколоть человека, как свинью, просто так не способен. Ему нужно моральное разрешение. Самооправдание.
>
> Нельзя так делать. Хочешь убить - убивай сразу.

...вотт тут я немножко поспорю.
На мой взгляд этот момент сугубо киношный, психологический, эмоциональный. Давайте не будем забывать, что "Роб Рой" это прежде всего художественный фильм, произведение искусства, а не практическое видеоруководство по фехтованию. А в хорошем кино эмоции завсегда обыгрываются, без этого в кино никак не можно. И я сужу как кинозритель, которому кажется, что он уловил смысл, который хотели донести до него киношники.

Я склонен считать, что Каннингем мразь ещё та, и убийца вполне повседневный (как и большинство в те времена), и примитивно заколоть человека, как свинью, для него всё одно что высморкаться.
И данная сценка призвана в том числе и ещё раз подчеркнуть его скотскую натуру.

Дело в том, что погибнуть от меча в разгар боя - это вроде как почётно и благородно, это вроде как смерть настоящего воина и рыцаря в перьях, и может быть даже о таком погибшем потом какую-нибудь пафосную песнь сложат, если вдохновенье накатит.

А вотт погибнуть в бессилии на карачках - это уже несколько другое, это уже не так почётно и престижно, и где-то даже позором попахивает. Вотт Каннингем и решил растянуть этот момент наподольше, чтобы по полной программе унизить почти поверженного соперника, не дав тем самым ему умереть с честью, а напротив - обставив всё так, чтобы Роб Рой перед смертью выглядел жалким и беспомощным. И Каннингему это почти удалось, но...

Но вместе с унижением в душе у Роба Роя росло и отчаяние, и это самое отчаяние разрослось до таких параметров, что спровоцировало мощнейший вброс адреналина, который притупил боль, придал Робу сил, и позволил ему победить.

В принципе фишка не так уж и нова. Во многих фильмах такое обыгрывается, и как правило идёт у публики на "ура".
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.