"Рельсовая война"

sputnik.by — За чуть более чем месяц подрывной работы на железнодорожных путях в августе-сентябре 1943 года белорусские партизаны смогли урезать поставки вооружения, топлива и продовольствия для немецких войск на треть. Полностью в комменте.
Новости, Общество | Бульбород 06:51 03.08.2018
15 комментариев | 105 за, 1 против |
#1 | 06:51 03.08.2018 | Кому: Всем
МИНСК, 3 авг — Sputnik. Термин "рельсовая война" появился в официальных советских документах в июне 1943 года. Центральный комитет компартии Беларуси принял 24 июня постановление "О разрушении железнодорожных коммуникаций противника методом "рельсовой войны".

Речь шла об одновременном массовом ударе по основным железнодорожным путям, которые использовал противник. Под откос должны были лететь поезда, взрываться мосты и станционные сооружения.

Но полномасштабная кампания стартовала лишь в ночь на 3 августа — после детальной разработки и одобрения в ставке Верховного Главнокомандования.

Удар действительно получился одномоментным и масштабным. В ночь на 3 августа, как свидетельствуют данные национального архива Беларуси, порядка 85 тысяч белорусских партизан ударили по железным дорогам, станциям, мостам и гарнизонам противника.

К примеру, только одна 13-я Костюковичская бригада в начале августа за ночь взорвала 637 рельсов на железной дороге Кричев-Унеча, а заодно мост, семафор и полтора километра связи. Движение вражеских поездов в итоге на этом участке было парализовано на пять суток.

Причем рельсы не только взрывали, иногда просто разбирали. Пока вооруженные партизаны разбирались с охраной, которую выставили у железнодорожных путей немцы, местные помощники разукомплектовывали пути при помощи топоров и кирок.

"Пока охранение вело бой, партизаны с населением сносили пути, развинчивали и перебивали рельсы, выдергивали из шпал костыли", — вспоминал в своих мемуарах командир Лепельской партизанской бригады имени Сталина, Герой Советского Союза Владимир Лобанок. В тот день его партизаны и их добровольные помощники за четыре часа разобрали пять километров двухколейки.

Партизаны вспоминали, что не хватало взрывчатки. А чтобы ее раздобыть, собирали в лесу снаряды и вытапливали из них тол — прямо в котелке на костре.

[censored]
Белорусские партизаны одного из отрядов изготавливают гранаты в своей мастерской

"Разводился костер, над ним вешали котелок с водой, в него опускался снаряд. Затем его вытаскивали, а расплавленный тол выливали в деревянную коробку, в которой было отверстие для запала", — вспоминал участник "Рельсовой войны" Николай Юркевич.

Эшелоны с войсками и боевой техникой, спешащие в сторону Орла и Белгорода, в августе 1943-го застревали, порой, в пути на месяц. Перевозки противника в те дни сократились по разным данным от 30 до 40%.

Первый этап операции "Рельсовая война" был завершен 15 сентября, а уже 19-го партизаны устроили неприятелю еще и "Концерт", ставший вторым этапом операции. Вторым массированным ударом подорвали еще десятки тысяч рельс, на протяжении всей линии фронта пустили под откос более 1000 эшелонов, уничтожили 72 железнодорожных моста.

"2-я немецкая армия, начиная с 27 сентября, безуспешно пыталась подтянуть достаточное количество сил с целью ударом в южном направлении восстановить связь с группой армий "Юг" между Припятью и Днепром. Не густая и поэтому до предела перегруженная железнодорожная сеть еще больше снижалась в результате ожесточенной деятельности партизан", — вспоминал осень 1943-го в то время командир 12-го армейского корпуса группы армий "Центр" генерал Курт фон Типпельскирх.

А другой немецкий военачальник генерал-полковник Лотар Рендулич писал о партизанах и их акциях как о "тяжелом бремени" и "немалой опасности" для его армии.

Практика рельсовой войны применялась и после номинального завершения операции. Термин стали применять шире, обозначая им все партизанские операции, связанные с разрушением железнодорожных путей.
#2 | 07:16 03.08.2018 | Кому: Всем
А я еще помню как в перестройку нам вещали про бессмысленность подрыва рельсов вместо осмысленности подрыва паровозов.
А оно эвона как, оказывается )))
#3 | 07:20 03.08.2018 | Кому: armorfox
> А я еще помню как в перестройку нам вещали про бессмысленность подрыва рельсов вместо осмысленности подрыва паровозов.
> А оно эвона как, оказывается )))

Критически относился к подрыву рельсов ЕМНИП Старинов, а он был немного в теме. Вопрос дискуссионный.
#4 | 07:30 03.08.2018 | Кому: Dmitrij
Ясен пень, что если жахнуть паровоз, то ущерба будет больше, но тут ясно написано, что взрывчатки не хватало, потому так.
#5 | 07:33 03.08.2018 | Кому: armorfox
Да-да, а в уже далеком 1996-м году на лекциях по истории Беларуси нам вещали и о неэффективности "рельсовой войны", и о том, что Гастелло упал совсем не там, и о том, что гитлеровские холуи были неким "третьим путем"... и много чего еще прекрасного слышали. А вещал нам об этом бывший инструктор обкома, впоследствии лихо переобувшийся, но при клятам дыктатары долгое время заведовавший кафедрой истории Беларуси. Сейчас он в МИТСО, но славную когорту продолжателей после себя оставил.
Mr. Maximus
надзор »
#6 | 07:37 03.08.2018 | Кому: Dmitrij
> к подрыву рельсов

Вопрос стоял - скинуть состав под откос. Как? Это уже дело техники и смекалки.
при наличии граммотного кузнеца обходились и партизанским башмаком "клином Шавгулидзе":
[censored].
#7 | 07:55 03.08.2018 | Кому: Всем
Где-то читал, что эта "рельсовая война" была составной частью более крупной акции. Суть была в том, чтобы по команде с Центра на несколько часов в определённом районе прекратить железнодорожное движение.
В следствии чего на немецких ЖД станциях происходило забивание путей составами с различными военными грузами, как то топливом, боеприпасами, техникой.

После чего по этим ЖД узлам, где компактно и концентрированно стояли кучкой десятки поездов с грузами, отрабатывала советская бомбардировочная авиация.

Зачем ловить отдельные поезда, когда их можно вот так собрать в одной точке и 2.71бануть бонмами сверху, пусть вся куча составов со снарядами и топливом сама себя разжигает в гигантском костре.
#8 | 07:59 03.08.2018 | Кому: Mr. Maximus
> Вопрос стоял - скинуть состав под откос. Как? Это уже дело техники и смекалки.
> при наличии граммотного кузнеца обходились и партизанским башмаком "клином Шавгулидзе":

перед составом могла идти дрезина, но как вариант замедления хода(остановить состав, снять клин, пустить состав), мне кажется, очень действенно. к тому же это очень дешево, можно таких башмаков через километр наставить, упарятся снимать)
#9 | 08:41 03.08.2018 | Кому: Всем
ЕМНИП (давно читал, боюсь соврать по памяти) Старинов считал, что возможности штатных немецких ремонтных подразделений позволяли восстанавливать путь с меньшими затратами, чем партизанам, находящимся в заведомо худших условиях, его разрушать. То есть для партизан это целая операция, отнимающая ресурсы и связанная с риском, для ремонтников - просто рутина. Партизаны уходят на диверсию, неся всё на горбу, выходят в район, проводят разведку, собственно акцию, хорошо если никого не встретили, потом идут назад на базу. Приезжают на дрезине с краном ремонтники и за час-другой с перекурами делают всё обратно. А вот крушение поезда - это серьёзно и надолго.
#10 | 08:57 03.08.2018 | Кому: Dmitrij
> ЕМНИП (давно читал, боюсь соврать по памяти) Старинов считал, что возможности штатных немецких ремонтных подразделений позволяли восстанавливать путь с меньшими затратами, чем партизанам, находящимся в заведомо худших условиях, его разрушать. То есть для партизан это целая операция, отнимающая ресурсы и связанная с риском, для ремонтников - просто рутина. Партизаны уходят на диверсию, неся всё на горбу, выходят в район, проводят разведку, собственно акцию, хорошо если никого не встретили, потом идут назад на базу. Приезжают на дрезине с краном ремонтники и за час-другой с перекурами делают всё обратно. А вот крушение поезда - это серьёзно и надолго.

Ну тем не менее этот час-другой поезд стоит и снабжение останавливается.
#11 | 09:37 03.08.2018 | Кому: Dmitrij
> Критически относился к подрыву рельсов ЕМНИП Старинов, а он был немного в теме. Вопрос дискуссионный.

В масштабах всей транспортной сети - даже стрельба из ручного оружия по автомашинам была осмысленной. Каждый такой инцидент - это остановка, осмотр и, минимум, мелкий ремонт. Каждый подрыв рельс - это контроль путей и устранение повреждений.
И то и другое - нарушение графика перевозки, что "облегчало" немцам жизнь.

Зоя Космодемьянская пыталась спалить конюшню, где были лошадки - тягловая сила для немецких гаубиц.
#12 | 10:21 03.08.2018 | Кому: Лепанто
> В масштабах всей транспортной сети - даже стрельба из ручного оружия по автомашинам была осмысленной. Каждый такой инцидент - это остановка, осмотр и, минимум, мелкий ремонт. Каждый подрыв рельс - это контроль путей и устранение повреждений.
> И то и другое - нарушение графика перевозки, что "облегчало" немцам жизнь.

Само собой. Но ты не учитываешь наши затраты. Снаряд не должен быть дороже цели.
#13 | 10:26 03.08.2018 | Кому: Dmitrij
> Само собой. Но ты не учитываешь наши затраты. Снаряд не должен быть дороже цели.

При комплексном походе (см. атака на скученные на станциях поезда) очень сложно оценить стоимость стратегической цели.
#14 | 14:07 03.08.2018 | Кому: Dmitrij
> Само собой. Но ты не учитываешь наши затраты. Снаряд не должен быть дороже цели.

Снаряды партизанам специально не возили, к тому же с артиллерией у них было не очень, так что скорее всего использовались снаряды трофейные, либо найденные на месте боёв.
#15 | 22:30 03.08.2018 | Кому: Всем
Знатно высрался на днях "эксперт" Ходоренок в "часе милитариста" на вестях ФМ, сообщив, что белорусские партизаны "были здоровые мужики, которые сидели в лесу, а их надо было кормить и намекнув, что именно поэтому в Белоруссии такие большие потери мирного населения. При случае, уебите ему в морду.
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.