Сравни суммы, какие НАСА выдает Роскосмосу за полеты астронавтов и какие от неё получил Маск за разработку ракеты и поставки на МКС.
Маршрутка до МКС за $3,4 млрд, или почему американцы плачут и платят
"Роскосмос регулярно поднимает ценники для США — с 2006 года билеты для астронавтов подорожали в четыре раза.
По данным федерального портала госзакупок США, самый свежий денежный транш от NASA Роскосмосу датируется 28 марта 2016 года — Америка исправно платит за доставку астронавтов к своему сегменту МКС, и это обходится всё дороже. Как рассказали Лайфу в NASA, за последние десять лет полёты на орбиту подорожали в четыре раза — с $21,8 млн с астронавта до $81,9 млн. Именно так Россия компенсирует убытки от продажи американцам советских технологий в 1990-х и бесплатную доставку в начале 2000-х." [censored]
> Союзы исправно возят космонавтов, тысячами пусков проверено, кто будет рисковать, только если не охуеть в своей жадности.
"Всего с 2019 по 2024 годы Boeing и SpaceX совершат не менее 6 пилотируемых полетов на космическую станцию, сообщает NASA в своем блоге. Первые испытания космической техники частников состоятся уже в этом году. Компании будут проводить тестовые запуски на площадках Космического побережья во Флориде. В этом районе сосредоточены основные пусковые площадки NASA, в том числе Космический центр Кеннеди и база ВВС на мысе Канаверал.
В 2018 году NASA проверит работу и безопасность космических систем Boeing и SpaceX. Если техника будет соответствовать требованиям, то космическое агентство выдаст частникам сертификат на пилотируемые запуски.
Доставлять астронавтов на МКС будут корабли Starliner от Boeing, которые будут запускаться с помощью ракеты United Launch Alliance Atlas V, а также космические грузовики Crew Dragon от SpaceX — ракетой Falcon 9.
С 2003 года NASA пользовалась услугами российских космических такси. Американские астронавты летали на МКС на «Союзах». Однако агентство уже неоднократно говорило о планах отказаться от российских услуг и стать автономным. В своей публикации NASA отмечает, что именно Boeing и SpaceX помогут США вновь проводить пилотируемые запуски." [censored]
Ответ со стороны Роскосмоса:
"Новая российская сверхтяжелая ракета-носитель должна будет способна выводить на низкую околоземную орбиту более 70 т груза. Планируется, что строительство инфраструктуры для нее на космодроме Восточный начнется в 2026 году.
По расчетам Роскосмоса, создание сверхтяжелой ракеты и строительство под нее инфраструктуры обойдется в 1,5 трлн рублей." [censored]
1.5 трлн рублей - это 26 млрд долларов по текущему курсу.
SpaceX за разработку Falcon-9 получил от NASA 278 млн долларов, а сверхтяжелую ракету Falcon Heavy вообще без госконтракта разработал. Похоже, это самое циничное мошенничество Маска. Даже и не поймешь сходу, где он решил руки нагреть.
Он арендует пусковую площадку на мысе Канаверал. С этой площадки раньше запускали Шаттлы и Аполлоны. Ну и обновил инфраструктуру под запуск Falcon Heavy.
> Опять срач. Откровенно говоря, с т.з. рационального подхода, запуск бесполезной нагрузки типа автомобиля - идиотский поступок. Однако пипл хавает, а Маска под это дело и дальше будут в нужном объеме финансировать
На тестовых пусках полезную нагрузку не ставят, только массо-габаритные макеты типа чугунной болванки. С рациональной точки зрения, Маск осуществил одну из самых масштабных маркетинговых кампаний в мире практически на халяву. [censored]
> Сам же и отвечу - роадстер весит 1,5 тонны примерно. Это примерно 5% от заявленной нагрузки на геопереходную орбиту.
Геопереходная орбита - она между низкой опорной орбитой (НОО; высота около 200 км) и геостационарной орбитой (ГСО; 35 786 км). Родстер улетел на гелиоцентрическую орбиту, схема в треде. Плюс испытания всех систем, посадка ступеней (боковые успешно, центральная нет - опять же, поиск проблем), проверка связи и управления на удаленной орбите. Тем более, SpaceX проводит испытания за свой счет.
> Просто прими тот факт, что Протон-М уже много лет выводит на ГСО 3,3 тонны, а супер-пупер сверхтяжелая ракета Маска почему-то запустила туда вместо 15-20 тонн условно полезного груза только 1,5 тонный роадстер(!).
Столько же выводит на ГСО Falcon 9.
Но ГСО - это не гелиоцентрическая орбита, выводимые массы разные. На геопереходную орбиту Falcon Heavy выводит до 26.7 тонн, на орбиту Марса - 16.8 тонн. Сейчас он запустил в сторону Марса 1.5-тонный родстер + хрен знает сколько дополнительной аппаратуры.
Двигателей на первой ступени в три раза выше, чем на Falcon-9, т.е. совокупной тяги вполне хватает, чтобы заявленная выводимая масса не расходилась с фактической. Как-то без огонька разоблачаешь, надо усилить накал.
> По данным википедии на текущий момент из 48 пусков falcon 9 попыток посадить обратно сделано 33, из них 6 неудачных. Повторно первую ступень запускали (если я не ошибаюсь) три раза. Вопрос экономии как-то обходят стороной. Так же чего-то перестали делать громкие заявления про возможность использовать первую ступень повторно кучу раз.
Первую ступень Falcon 9 повторно отправляли 5 раз в 2017 году и 1 раз в 2018. Два боковых ускорителя на Falcon Heavy тоже использовались повторно, т.е. в сумме уже три ускорителя за 2018 год. Сколько-то еще ждет своего часа в ангарах.
SpaceX теперь разрабатывает Falcon 9 Block 5, с более высокой тягой и прочими улучшениями. Теперь Маску стоит избавляться от зоопарка старых ракет. А так - ступени используются повторно и позволяют снизить стоимость пусков. Движки ведь дорогие, а стоимость топлива по сравнению со стоимостью ракеты-носителя незначительна (до 3% где-то).
> Итого 6 ступеней запустили повторно. Вопросы "чего и сколько это стоило" и "чего так мало повторно использованных ступеней" остаются открытыми.
8 бывших ступеней от Falcon 9. 2 боковых бустера от FH - это ранее использованные первые ступени от Falcon 9. Мы не на рынке, чтобы торговаться.
Открытые или закрытые неважно, факт в том, что у SpaceX самые низкие цены на вывод полезной нагрузки в космос в мире. И то, что SpaceX лидирует по коммерческим запускам, это подтверждает.