В качестве одного из аргументов превосходства капитализма над социализмом называют всеобщую автомобилизацию в современной России. В СССР легковых машин на дорогах было мало, потому что стоили они дорого, а ждать своей очереди нужно было долго. Но всегда ли было так?
[censored]
На написание поста меня надоумила вот эта статья, а именно, та ее часть, где говорится о ценах на ГАЗ-12 ЗИМ. Так вот, 40 тысяч рублей за машину представительского класса (практически лимузин!) - это много это или мало? В различных статьях и автообзорах, цену ЗИМа называют не иначе как баснословной суммой. По советским ценам кажется, и правда, гигантские деньги. Но! Это если не учитывать денежную реформу 1961 года. Между тем, эта машина продавалась в 50-е годы. А насколько вообще доступными были автомобили тогда?
Для определения доступности авто для граждан нам важна не цена сама по себе, а ее отношение к средней зарплате. Нам известно, что в год смерти Сталина, т.е. в 1953 году средняя зарплата в стране составляла 684 рубля в месяц. Мосвкич-400 в том же году можно было купить за 8 тысяч рублей, что соответствует 12 средним зарплатам, ГАЗ-М20 Победа стоила 16 тысяч, т.е. 24 месячных з/п, а ЗИМ уже 40 тысяч рублей или 59 зарплат. При подсчете я цифру округляю в сторону увеличения, думаю, понятно почему.
[censored]
Уже интереснее, но все-равно не совсем понятно, 12 средних месячных зарплат на автомобиль - это много или мало? Без сравнения с сегодняшними ценами, получается, не обойтись. Для удобства я разделю советские авто по современной классификации, т.е. Москвич будет относиться к сегодняшнему C-сегменту, Победа — к D-сегменту (хотя это и спорно), ЗИМ — к представительским и люксовым авто. Кстати, поскольку в 1960 году начнется производство Запорожца, то включу в сравнительную таблицу и B-сегмент.
Средняя зарплата в современной России, если верить статистике, составляет около 32 тысячи рублей. Наиболее популярный в В-сегменте Hyundai Solaris стоит минимум 599 тысяч или около 19 средних российских зарплат. В С-сегменте — Skoda Octavia (940 тысяч или 30 з/п), в D — Toyota Camry (1407 тысяч или 44 з/п), в Премиуме — Mercedes-Benz E-Klasse (2980 тысяч рублей, т.е. 94 средних зарплат).
В виде таблицы сравнение будет более наглядным:
[censored]
Получается, что автомобили в 1953 были для граждан в два и более раза доступнее, чем в 2016 году. Притом, что страна только недавно оправилась от последствий войны, вынуждена тратить огромные средства на обеспечение ядерного паритета с США и т.д.
Ради интереса, сколько бы стоили автомобили сегодня, если считать по показателям 1953 года.
Skoda Octavia - 384 тысячи рублей
Toyota Camry - 768 тысяч рублей
MB E-Klasse - 1888 тысяч рублей
Не правда ли, знакомые цифры? Примерно такие цены и были лет 10 назад, вот только зарплата россиян была тогда пониже сегодняшних. Так что, наверное, не будет большим преувеличением, если я скажу, что по степени доступности автомобилей первая половина 50-х годов была наилучшим временем в истории России. А что же случилось потом? А потом пришел Хрущев...
Не будем разбирать все те "реформы" конца 50-х годов, из-за которых экономический рост страны резко замедлился. Вспомним лишь денежную реформу 1961 года, в ходе которой рубль был деноминирован в 10 раз. При этом, если в зарплатах у людей и правда отняли один нолик, и на 1964 средние ее показатели составили 86 рублей, то цены почему-то снизились не в десять, а меньше раз. Особенно это коснулось автомобилей, к примеру, ЗАЗ-965 стоил 1800 рублей, Москвич-403 — 3600 рублей, ГАЗ-21 Волга — 5600 рублей. Итак, внимание на таблицу.
[censored]
Можно заметить, что во втором столбике исчезли показатели авто премиум-класса, в котором должна была значиться Чайка, сменившая ЗИМ на конвейере. Их просто перестали продавать населению. Но и без этого видно, что машины через 11 лет после смерти Сталина стали в разы менее доступными для населения. ЗАЗ-965 более чем в полтора раза оказался дороже Москвича-400, который на целый класс выше. Москвич-403 в 64-м почти в два раза дороже Победы! А 21-я Волга фактически вошла (по крайней мере, по цене) в число роскоши и стала явно недоступна для большинства населения.
[censored]
Опять же, если бы сохранился порядок цен 53-го года, то в 1964 после реформы они могли бы выглядеть примерно так:
ЗАЗ-965 ~400 рублей
Москвич-403 ≥800 рублей
ГАЗ-21 Волга ≥1600 рублей
ГАЗ-13 Чайка ≥4000 рублей
Т.е. если бы сталинский экономический курс был сохранен, то в 1964 году советские люди вполне могли бы покупать вместо Москвичей Волги или даже Чайки.
Впоследствии зарплаты граждан росли, но и цены на авто также продолжали расти, хотя и чуть меньшими темпами. В 1975 году при средней зарплате в 149 рублей цены были примерно такие: ЗАЗ-968 — 3500 рублей, Москвич-408 — 4900 рублей, ВАЗ-2101 Жигули — 5500 рублей и ГАЗ-24 Волга — 9200 рублей.
[censored]
[censored]
В принципе, все понятно и без комментариев.
Напоследок, еще одно сравнение уже не во времени, а в пространстве. В 50-е годы на западе появляется выражение «итальянское экономическое чудо». Ранее аграрно-индустриальная страна превращалась в индустриально-аграрное, благодаря чему происходит резкая и массовая автомобилизация населения. Но насколько авто были доступными для итальянцев по сравнению с СССР? Возьмем для примера, цены на автомобили в Италии на 1960 год (честно говоря, это единственный год по которому удалось найти и цены на авто, и среднюю зарплату). Средняя зарплата в стране среди рабочих составляет 47 тысяч лир. Среднюю в целом по экономике найти не удалось, но вряд ли она кардинально отличалается от этой цифры, учитывая бедность тогдашней итальянской деревни.
[censored]
Видно, что почти по всем классам, автомобили для советских граждан в 1953 году по отношению к средней зарплате оказываются существенно дешевле чем для итальянцев в 1960 году, а в 1964 и 1975 годах существенно, иногда даже в два раза дороже. Кстати, по поводу последней строки, все же думается, что ГАЗ-12 ЗИМ для своего времени машина гораздо более премиальная, чем Альфа-Ромео 2000 в 1960 году. Советским аналогом Альфы в 1960 году могла бы стать Чайка, но увы.
И в них тоже. Молодому инженеру купить машину было не по карману, даже если бы она свободно продавалась.
Машина, в СССР, что ни говори, была больше роскошью, чем средством передвижения. В нашей семье машина появилась после войны 73-го года, в которой батя поучаствовал, как военспец. Вот как раз по чекам Внешторга машину приобрести можно было свободно. Только чеки доставались не так просто, как в начале казалось.
Автор очень интересно сравнивает. До Хрущева был социализм, а после Хрущева не социализм вовсе. Поэтому для доказательства того, что в СССР машины можно было купить проще чем в современной РФ нужно брать время при Сталине.
> проблема была не в ценах, а в наличии автомобилей.
А хорошо это или плохо? Чисто моё мнение - хорошо, а то что творится сейчас иначе как повальной шизофренией я назвать не могу. Хрен с ними с пробками, пешком нормально пройти уже давно проблема.
> Но и без этого видно, что машины через 11 лет после смерти Сталина стали в разы менее доступными для населения. ЗАЗ-965 более чем в полтора раза оказался дороже
В разы - это в десятки, сотни и тысячи раз. Автор слегка привирает.
По моему это у тебя подгорело, ворвался в тред, начал составлять списки, по сабжу говорить не хочешь, сразу переходишь на подростковый сленг. Итак, вопрос по теме, не отвлекайся, в СССР машины были распространены и легко доступны?
Если ты не заметил, я могу себе позволить в тред не врываться. Никогда не понятно, ворвался я в тред или зашёл, у меня 40000 комментариев.
> начал составлять списки,
Никто кроме тебя не отреагировал. Прижали хвосты.
> по сабжу говорить не хочешь, сразу переходишь на подростковый сленг.
Я ж быдло варюхинское.
> Итак, вопрос по теме, не отвлекайся, в СССР машины были распространены и легко доступны?
> Если ты не заметил, я могу себе позволить в тред не врываться. Никогда не понятно, ворвался я в тред или зашёл, у меня 40000 комментариев.
Когда пришел и написал по делу - значит просто пришел. Если первое сообщение эмоциональный сарказм совершенно не по теме, да ещё и в попытке определить часть людей в категорию тех, кого сильно не любят и порицают, значит ворвался.
> СССР был не про доступность машин.
Ну то есть в СССР машины были менее доступны, чем сейчас? О чем и разговор. А то, что СССР не про машины - абсолютно верно, с этим никто и не спорит. Непонятно только, почему нельзя сразу так сказать, а нужно обязательно попытаться съехать на атомном сарказме.
> Когда пришел и написал по делу - значит просто пришел.
Написал по делу. Ибо увидел вилиорский след в коментах.
> Если первое сообщение эмоциональный сарказм совершенно не по теме, да ещё и в попытке определить часть людей в категорию тех, кого сильно не любят и порицают, значит ворвался.
Нажми кнопку, администрация решит - не ты.
> Ну то есть в СССР машины были менее доступны, чем сейчас? О чем и разговор.
Нет, не об этом. Разговор о заламывании рук, в стиле дуремара-вилиора, о там, какой оптимально ужасно-некомфортный был СССР, не для людей.
> А то, что СССР не про машины - абсолютно верно, с этим никто и не спорит.
А я об этом пишу. Остальное мне похуй. Я привык рассуждать не шкурными интересами.
> Непонятно только, почему нельзя сразу так сказать, а нужно обязательно попытаться съехать на атомном сарказме.
> Написал по делу. Ибо увидел вилиорский след в коментах.
Это не по делу, я понимаю, что вотт меняет людей, но чтобы настолько. Люди готовы сходу обсуждать не заявленную тему, а свои фантазии про бумажки и белых.
> Нажми кнопку, администрация решит - не ты.
Администрация даже при прямом нарушении правил не всегда банит, а ты их вообще не нарушаешь. Тут не банят за оффтоп, только если его будет на 8 страниц.
> А я об этом пишу. Остальное мне похуй. Я привык рассуждать не шкурными интересами.
Ты пишешь не об этом. Ты ни в одном сообщении не сказал, что да, машину было сложно купить в СССР. Зато тех, кто так говорит бодро записал в белую гвардию. У тебя в голове гражданская война ещё не закончилась?
> Потому что я атомное варюхинское быдло.
Я тебе ещё раз повторяю, я СССР не измеряю доступностью удовлетворения шкурных интересов.
СССР проиграл гражданскую, о чём я безусловно сожалею. Но о новой гражданской не помышляю и к ней не призываю. Нельзя уничтожать людей только за то, что они стремятся стать шкурами.
Да, и не понял, где ты увидел, чтобы меня поменял вотт? Я на вотте как раз и оказался, что в реальном мире единомышленников ограничено.
Страдания у гегемона были до и сразу после СССР. Во время СССР у гегемона были свершения, победы и достижения. По результатам этих достижений можно видеть только плюсы.
Ну а самый главный плюс - это то, что такое вообще стало возможно не в 22 веке, а в 20.
Снова ничего не ясно.
Понимаю только одно, чтобы вотт этой всей хуйни не было, хуйнули СССР.
Теперь всё как надо.
И я не острю, так как большинство считает именно так. Стало быть так считает народ. Ну так тому и быть.
[censored]
На написание поста меня надоумила вот эта статья, а именно, та ее часть, где говорится о ценах на ГАЗ-12 ЗИМ. Так вот, 40 тысяч рублей за машину представительского класса (практически лимузин!) - это много это или мало? В различных статьях и автообзорах, цену ЗИМа называют не иначе как баснословной суммой. По советским ценам кажется, и правда, гигантские деньги. Но! Это если не учитывать денежную реформу 1961 года. Между тем, эта машина продавалась в 50-е годы. А насколько вообще доступными были автомобили тогда?
Для определения доступности авто для граждан нам важна не цена сама по себе, а ее отношение к средней зарплате. Нам известно, что в год смерти Сталина, т.е. в 1953 году средняя зарплата в стране составляла 684 рубля в месяц. Мосвкич-400 в том же году можно было купить за 8 тысяч рублей, что соответствует 12 средним зарплатам, ГАЗ-М20 Победа стоила 16 тысяч, т.е. 24 месячных з/п, а ЗИМ уже 40 тысяч рублей или 59 зарплат. При подсчете я цифру округляю в сторону увеличения, думаю, понятно почему.
[censored]
Уже интереснее, но все-равно не совсем понятно, 12 средних месячных зарплат на автомобиль - это много или мало? Без сравнения с сегодняшними ценами, получается, не обойтись. Для удобства я разделю советские авто по современной классификации, т.е. Москвич будет относиться к сегодняшнему C-сегменту, Победа — к D-сегменту (хотя это и спорно), ЗИМ — к представительским и люксовым авто. Кстати, поскольку в 1960 году начнется производство Запорожца, то включу в сравнительную таблицу и B-сегмент.
Средняя зарплата в современной России, если верить статистике, составляет около 32 тысячи рублей. Наиболее популярный в В-сегменте Hyundai Solaris стоит минимум 599 тысяч или около 19 средних российских зарплат. В С-сегменте — Skoda Octavia (940 тысяч или 30 з/п), в D — Toyota Camry (1407 тысяч или 44 з/п), в Премиуме — Mercedes-Benz E-Klasse (2980 тысяч рублей, т.е. 94 средних зарплат).
В виде таблицы сравнение будет более наглядным:
[censored]
Получается, что автомобили в 1953 были для граждан в два и более раза доступнее, чем в 2016 году. Притом, что страна только недавно оправилась от последствий войны, вынуждена тратить огромные средства на обеспечение ядерного паритета с США и т.д.
Ради интереса, сколько бы стоили автомобили сегодня, если считать по показателям 1953 года.
Skoda Octavia - 384 тысячи рублей
Toyota Camry - 768 тысяч рублей
MB E-Klasse - 1888 тысяч рублей
Не правда ли, знакомые цифры? Примерно такие цены и были лет 10 назад, вот только зарплата россиян была тогда пониже сегодняшних. Так что, наверное, не будет большим преувеличением, если я скажу, что по степени доступности автомобилей первая половина 50-х годов была наилучшим временем в истории России. А что же случилось потом? А потом пришел Хрущев...
Не будем разбирать все те "реформы" конца 50-х годов, из-за которых экономический рост страны резко замедлился. Вспомним лишь денежную реформу 1961 года, в ходе которой рубль был деноминирован в 10 раз. При этом, если в зарплатах у людей и правда отняли один нолик, и на 1964 средние ее показатели составили 86 рублей, то цены почему-то снизились не в десять, а меньше раз. Особенно это коснулось автомобилей, к примеру, ЗАЗ-965 стоил 1800 рублей, Москвич-403 — 3600 рублей, ГАЗ-21 Волга — 5600 рублей. Итак, внимание на таблицу.
[censored]
Можно заметить, что во втором столбике исчезли показатели авто премиум-класса, в котором должна была значиться Чайка, сменившая ЗИМ на конвейере. Их просто перестали продавать населению. Но и без этого видно, что машины через 11 лет после смерти Сталина стали в разы менее доступными для населения. ЗАЗ-965 более чем в полтора раза оказался дороже Москвича-400, который на целый класс выше. Москвич-403 в 64-м почти в два раза дороже Победы! А 21-я Волга фактически вошла (по крайней мере, по цене) в число роскоши и стала явно недоступна для большинства населения.
[censored]
Опять же, если бы сохранился порядок цен 53-го года, то в 1964 после реформы они могли бы выглядеть примерно так:
ЗАЗ-965 ~400 рублей
Москвич-403 ≥800 рублей
ГАЗ-21 Волга ≥1600 рублей
ГАЗ-13 Чайка ≥4000 рублей
Т.е. если бы сталинский экономический курс был сохранен, то в 1964 году советские люди вполне могли бы покупать вместо Москвичей Волги или даже Чайки.
Впоследствии зарплаты граждан росли, но и цены на авто также продолжали расти, хотя и чуть меньшими темпами. В 1975 году при средней зарплате в 149 рублей цены были примерно такие: ЗАЗ-968 — 3500 рублей, Москвич-408 — 4900 рублей, ВАЗ-2101 Жигули — 5500 рублей и ГАЗ-24 Волга — 9200 рублей.
[censored]
[censored]
В принципе, все понятно и без комментариев.
Напоследок, еще одно сравнение уже не во времени, а в пространстве. В 50-е годы на западе появляется выражение «итальянское экономическое чудо». Ранее аграрно-индустриальная страна превращалась в индустриально-аграрное, благодаря чему происходит резкая и массовая автомобилизация населения. Но насколько авто были доступными для итальянцев по сравнению с СССР? Возьмем для примера, цены на автомобили в Италии на 1960 год (честно говоря, это единственный год по которому удалось найти и цены на авто, и среднюю зарплату). Средняя зарплата в стране среди рабочих составляет 47 тысяч лир. Среднюю в целом по экономике найти не удалось, но вряд ли она кардинально отличалается от этой цифры, учитывая бедность тогдашней итальянской деревни.
[censored]
Видно, что почти по всем классам, автомобили для советских граждан в 1953 году по отношению к средней зарплате оказываются существенно дешевле чем для итальянцев в 1960 году, а в 1964 и 1975 годах существенно, иногда даже в два раза дороже. Кстати, по поводу последней строки, все же думается, что ГАЗ-12 ЗИМ для своего времени машина гораздо более премиальная, чем Альфа-Ромео 2000 в 1960 году. Советским аналогом Альфы в 1960 году могла бы стать Чайка, но увы.
[censored]
[censored]
[censored]
[censored]
( как тюнинговали автомобили в СССР[censored] )