Историк подверг сомнению высокий уровень образования в СССР

news.mail.ru — Утверждения о том, что школы в СССР были лучшим в мире, не имеют ничего общего с реальностью - сказанул историк российского образования, сотрудник Научной библиотеки МГУ Алексей Любжин, комментируя инициативы по возвращению в школы советской методики преподавания.
Новости, Наука | Tellur 00:01 28.02.2017
80 комментариев | 104 за, 0 против |
#1 | 00:15 28.02.2017 | Кому: Всем
В Ебурге натуральное кубло либерально одаренных.
#2 | 00:42 28.02.2017 | Кому: exeshe4ki
Там заповедник.
#3 | 01:00 28.02.2017 | Кому: Всем
Так он болезный видать в советской школе то и не учился.
#4 | 01:46 28.02.2017 | Кому: Всем
Придурок - это навсегда, даже если историк из МГУ.
#5 | 01:49 28.02.2017 | Кому: Всем
Закона божия не было в советской школе? Не было! Ну тогда какой может быть Университет!!!
#6 | 03:31 28.02.2017 | Кому: Всем
Комментарий скрыт из-за негативного рейтинга.
#7 | 03:49 28.02.2017 | Кому: Всем
"«Если бы мнение о превосходстве советского образования было хоть сколько-нибудь близко к действительности, логично предположить, что страны Запада должны были устроить у себя образовательную реформу по примеру СССР», — сказал Любжин." Это было бы логично, если бы страны Запада ставили перед собой ту задачу, которую ставил перед собой СССР, а именно воспитание нового советского человека, массового грамотного и думающего. Для стран Запада такое население - смерти подобен, зачем им это? Поэтому и система образования у них другая и поэтому эту же систему образования продвигают в России.
А вот инициатива которая "предполагает переиздание советских учебников, возврат к классической советской методике преподавания" - хороша, только вряд ли пройдёт.
#8 | 03:59 28.02.2017 | Кому: Всем
Прочитав статью, пришёл к выводу о низком уровне образования историка Алексея Любжина. Кстати, не раскрыта суть работы этого сотрудника в научной библиотеке МГУ. Может он ночной сторож в библиотеке?
#9 | 04:43 28.02.2017 | Кому: tachyon
> воспитание нового советского человека, массового грамотного и думающего

То, с какой лёгкостью новый человек от СССР отказался в обмен на пресловутые джинсы, колбасу и жевачку, поговаривают, удивило даже видавших виды западных аналитиков.
#10 | 04:45 28.02.2017 | Кому: tachyon
>«Если бы мнение о превосходстве советского образования было хоть сколько-нибудь близко к действительности, логично предположить, что страны Запада должны были устроить у себя образовательную реформу по примеру СССР»

Вот у меня прежний шеф живёт в США уже больше 10 лет, и говорит, что всё больше и больше их школы берут из советской системы. Но Любжину это в диковину, видать
#11 | 05:00 28.02.2017 | Кому: Всем
Этот "историк" не учел маленький нюанс - среди обывателей еще полно людей получивших советское образование, которые могут сравнить как и чему учили тогда и как и чему учат сейчас.
Сравнение получается не в пользу нынешнего образования.
#12 | 05:18 28.02.2017 | Кому: RDV
> > воспитание нового советского человека, массового грамотного и думающего
>
> То, с какой лёгкостью новый человек от СССР отказался в обмен на пресловутые джинсы, колбасу и жевачку, поговаривают, удивило даже видавших виды западных аналитиков.

Меня это тоже удивляет и печалит. Поэтому о безусловном превосходстве советского образования над западным я говорить остерегусь.
#13 | 05:38 28.02.2017 | Кому: tsoka
> Меня это тоже удивляет и печалит.

Достойно ли удивления также то, с какой готовностью граждане, получившие "лучшее в мире образование" верят в любую ахинею? Массовые залипания перед телесеансами Кашпировского, банки с водой к телесеансам Чумака, фанатичная вера в циркониевые браслеты, гороскопы, гомеопатию, уринотерапию, фэн-шуй и прочее странное, первый пик популярности "исторических" сочинений акадэмика Фоменко - все это встало в полный рост, когда людей с несоветским образованием в России не было.
Система давала неплохую сумму научных знаний, но, увы, не учила соотносить их с действительностью и фильтровать информацию.
#14 | 05:49 28.02.2017 | Кому: Зри в корень
> Этот "историк" не учел маленький нюанс - среди обывателей еще полно людей получивших советское образование...

Он не учёл даже того, что сам получал образование при СССР. Это как в анекдоте: "Вы либо крестик снимите, либо трусы оденьте."
#15 | 05:50 28.02.2017 | Кому: RDV
> Вот вернем в 21 веке учебники пятидесятилетней давности и гусиные перья - ух, заживем!

Есть такой замечательный двухтомник Фихтенгольца "Основы математического анализа". Переиздавался бесчисленное количество раз, у меня было издание середины шестидесятых.
Так вот, читали нам матанализ "по Зоричу", с теорией баз и фильтров, а вот разбирались мы "по Фихтенгольцу". Нет, конечно учебник Зорича был постоянно на столе. Но и Фихтенгольц рядом. А если вспомнить, что начинался этот учебник с того, что он в 1922 году совместно с Я.Д. Тамаркиным перевел на русский язык «Курс анализа бесконечно малых» Ш.Ж. де ла Валле-Пуссена, то скоро этому учебнику 100 лет. И он до сих пор пользуется спросом, попробуй погуглить Фихтенгольца и увидишь, какие запросы популярны на это слово.
Но можно вспомнить и более поздние примеры, в частности, замечательные учебники и программы Колмогорова.
Есть вещи, которые методологически настолько вылизаны, что им не скоро еще найдется замена. И есть школы, например, русская математическая школа, основанные на этих методиках. И я бы точно не стал бы тут ничего трогать, пока не появятся люди, способные превзойти "стариков".
#16 | 05:54 28.02.2017 | Кому: tsoka
> То, с какой лёгкостью новый человек от СССР отказался в обмен на пресловутые джинсы, колбасу и жевачку, поговаривают, удивило даже видавших виды западных аналитиков.
> Меня это тоже удивляет и печалит.

К образованию это не имеет никакого отношения. Это следствие воспитания. А оно, начиная с начала шестидесятых, плавно становилось мелкобуржуазным, как прямое следствие прихода троцкистов к власти.
#17 | 06:03 28.02.2017 | Кому: Doom405
>
> К образованию это не имеет никакого отношения. Это следствие воспитания.

Ты думаешь, что в реальности эти вещи разделены? С учётом того, что почти треть жизни с 7 до 16 лет дети проводят в школе?
#18 | 06:03 28.02.2017 | Кому: бабаня
> Система давала неплохую сумму научных знаний, но, увы, не учила соотносить их с действительностью и фильтровать информацию

Здесь сыграл большую роль патернализм системы, тщательно изолировавшей советского человека от таких вещей. Поэтому, когда пришли "цивилизованные" со своими "бусами" и "одеялами", с ними пришла и идеологическая "оспа", против которой у общества не было иммунитета. А Чумаки и Кашпировские были первыми ласточками "стерильности" населения, "аутоимунными", так сказать, заболеваниями.
#19 | 06:10 28.02.2017 | Кому: RDV
> Вот вернем в 21 веке учебники пятидесятилетней давности и гусиные перья - ух, заживем!

Математика радикально поменялась?
Физика?
Логика?
Литература?
#20 | 06:18 28.02.2017 | Кому: tachyon
> А вот инициатива которая "предполагает переиздание советских учебников, возврат к классической советской методике преподавания" - хороша, только вряд ли пройдёт.

Да она тоже какая-то того, странная - "а также уроки чистописания гусиными перьями в начальной школе".
#21 | 06:18 28.02.2017 | Кому: Нат
>Математика радикально поменялась?

А она как-то по-другому преподается?

> Физика?


А она как-то по-другому преподается?

> Логика?


А она хотя-бы 50 лет назад была в программе? А то понятие "советская система" весьма растяжимо, знаешь ли.

> Литература?


Меняется постоянно, а что?
#22 | 06:32 28.02.2017 | Кому: Doom405
> А оно, начиная с начала шестидесятых, плавно становилось мелкобуржуазным, как прямое следствие прихода троцкистов к власти.

в результате троцкистского переворота?
#23 | 06:33 28.02.2017 | Кому: tsoka
> Ты думаешь, что в реальности эти вещи разделены? С учётом того, что почти треть жизни с 7 до 16 лет дети проводят в школе?

Их можно и нужно разделять.Например, большевики, получившие "имперское" образование, отправившие молодежь за границу получать образование "буржуазное", вполне успешно "наложили" на это "советское" воспитание.
А некоторые родители не менее успешно противостоят натиску "прозападного" воспитания.
Но вот если ты не математик и математическое образование твоему ребенку получить негде, то все. Абзац. Записывай его в "историки":)
#24 | 06:36 28.02.2017 | Кому: Всем
Кстати, ТС, полный текст вотт тут:

[censored]

Есть возможность обсосать поподробнее...
#25 | 06:40 28.02.2017 | Кому: Макар
> в результате троцкистского переворота?

Есть такое мнение.
#26 | 06:40 28.02.2017 | Кому: Doom405
> когда пришли "цивилизованные" со своими "бусами" и "одеялами", с ними пришла и идеологическая "оспа", против которой у общества не было иммунитета.

Иммунитет был, выработанный за предыдущие десятилетия, но карьеристам и прочей скрытой буржуазии, нужно было сломать систему - это они и сделали объединившись, и ведя мощную контрпропаганду в сми того времени. Тогда не было возможности ответить всем этим демократам, перестройщикам и ньюисторикам, так как их поддерживали карьеристы находящиеся в креслах руководства, которые ломали систему.
#27 | 06:42 28.02.2017 | Кому: RDV
> А она как-то по-другому преподается?

Преподавалась. "Колмогоровская" реформа.
Так же физика и др. предметы. Советская педагогическая наука не стояла на месте.
#28 | 06:42 28.02.2017 | Кому: Doom405
> большевики, получившие "имперское" образование, отправившие молодежь за границу получать образование "буржуазное", вполне успешно "наложили" на это "советское" воспитание.

Ты про что? Отправляли для подготовки инженеров, так как инженеры подготовленные в царское время успешно переехали из Советской России на Запад. А новое молодое поколение поднимали в рабфаках, но опыт и знания инженеров по учебникам не получить, нужна практика - вот и отправляли за знаниями. Приблизительно так.
#29 | 06:45 28.02.2017 | Кому: Сов спикуль
> Ты про что?

у вас версии разные

хотя если считать, что "скрытая буржуазия", "карьеристы" и "троцкисты" это одно и тоже, то версия получится одна
#30 | 06:45 28.02.2017 | Кому: Всем
"Нам умные не надобны, нам надобны верные" (с)
#31 | 06:45 28.02.2017 | Кому: Сов спикуль
> Иммунитет был, выработанный за предыдущие десятилетия, но карьеристам и прочей скрытой буржуазии, нужно было сломать систему - это они и сделали объединившись, и ведя мощную контрпропаганду в сми того времени.

Иммунитет вырабатывается от соприкосновения с заразой и никак иначе. А всякие средства "идеологической дезинфекции" и изоляции приводят к его утрате. К сожалению.
#32 | 06:46 28.02.2017 | Кому: Сов спикуль
> Ты про что?

Про то, кто и где учился. И не более.
#33 | 06:47 28.02.2017 | Кому: Doom405
> Иммунитет вырабатывается от соприкосновения с заразой и никак иначе.

Верно, но в 70-х стала фигурировать теория существования двух систем - приблизительно так. Ну вот и досуществовали...
#34 | 06:49 28.02.2017 | Кому: Макар
> если считать, что "скрытая буржуазия", "карьеристы" и "троцкисты" это одно и тоже, то версия получится одна

Так они имели общую цель - слом системы, так что они объединились в итоге и теперь - это российская буржуазия.
#35 | 06:50 28.02.2017 | Кому: бабаня
> Массовые залипания перед телесеансами Кашпировского, банки с водой к телесеансам Чумака, фанатичная вера в циркониевые браслеты, гороскопы, гомеопатию, уринотерапию, фэн-шуй и прочее странное, первый пик популярности "исторических" сочинений акадэмика Фоменко - все это встало в полный рост, когда людей с несоветским образованием в России не было. Система давала неплохую сумму научных знаний, но, увы, не учила соотносить их с действительностью и фильтровать информацию.

Есть мнение, что истерика "вы нам фсе врети" распространилась не только на политическую информацию, а вообще на все, в т.ч. и на научную картину мира. Если нам врали про афган, про репрессии, то почему бы и не врать про квазары и гомеопатию? Но вообще, советский строй страдал серьезным дефектом - большинство народонаселения были инфантильными распиздяями, только таким образом можно объяснить феномен мгновенного фазового перехода в капитализм. Система образования не справлялась с воспитанием советского человека, да и не ставил никто перед ней такой задачи еще со времен смерти Сталина. По этому имели то, что имели, полную страну читающих, вроде бы даже умных людей безо всякой житейской смекалки, с мышлением на уровне стучащих касками по мостовой шахтеров, требовавших зарплаты в валюте - достучались, сидели потом по полгода без зарплаты.
#36 | 06:51 28.02.2017 | Кому: Всем
Про то что ньюисторик подверг сомнению... а разве 25 лет не подвергают сомнению всю советскую историю и все достижения советского народа, советской страны под руководством большевиков=коммунистов?
Уже 30 лет её не просто подвергают сомнению - её кромсают, искажают и переписывают в угоду "заказчику" - буржуазии.
#37 | 06:51 28.02.2017 | Кому: Сов спикуль
> А новое молодое поколение поднимали в рабфаках

И кто там его поднимал? С каким образованием?

> успешно переехали из Советской России на Запад


А некоторые успешно переехали еще до революции.
Но большинство осталось.

> Приблизительно так.


Не так даже приблизительно. Очень упрощенное представление.
#38 | 06:52 28.02.2017 | Кому: Сов спикуль
> Верно, но в 70-х стала фигурировать теория существования двух систем - приблизительно так. Ну вот и досуществовали...

Это уже началась "оспа".
#39 | 06:54 28.02.2017 | Кому: Doom405
> Советская педагогическая наука не стояла на месте.

Что только подтверждает давно созревшее у меня предположение о несостоятельности определения "советская система образования", ибо она разной была и даже - сюрприз для многих - платной 16 лет из 70.
#40 | 06:56 28.02.2017 | Кому: Doom405
> Это уже началась "оспа".

До "оспы" была диктатура пролетариата и отделы пропаганды при обкомах, в 60-х годах эти отделы были закрыты, так и "пошло заражение организма".
#41 | 06:57 28.02.2017 | Кому: Всем
Тема сложная, здесь очень много намешано и бытовых обстоятельств, идеологии и амбиций разных людей. Образование имело явный перекос в сторону естественнонаучных знаний, гуманитарные дисциплины преподавались на ужасном уровне. Вспомнить, хотя бы, пресловутую семью Стоговых, это был кошмар. На уроках музыки мы пели хором и слушали пластинки. Никаких системных знаний о музыке и музыкальной культуре. Программа по литературе также вызывает кучу вопросов. Прежде всего: зачем заставлять начитывать такой объем текстов, написанных вовсе не для детей? При этом для меня ко временам студенчества оформилась проблема - я не могу написать короткий разумный и функциональный текст. У нас до сих пор у многих в головах сидит жесткая ассоциация. Образование - это математика, (ну или физика на худой конец). А еще у нас в позднесоветской школе не было такой штуки как "честь". Я помню, приезжали финские просветители из финляндии - про половое воспитания нам рассказывали. А ведь это завуч их к детям допускал. Потом мои одноклассники бегали вокруг них и клянчили жвачку. И, в общем-то, это главное. Если понятие "честь" не осознают ни взрослые ни дети, то где-то была допущена системная, непоправимая ошибка.
#42 | 06:58 28.02.2017 | Кому: RDV
> Что только подтверждает давно созревшее у меня предположение о несостоятельности определения "советская система образования",

Советская система преподавания как раз имеет в своем составе, в частности, педагогическую науку. И да, это - историческая категория, если выражаться точно, языком философии. Так что не вижу никакой "несостоятельности" термина.
Более того, французы, например, буквально развалившие свою систему преподавания точных наук, вынуждены доучивать своих детей в России, специально "воссоздав" некоторые "советские" школы.
#43 | 07:01 28.02.2017 | Кому: Сов спикуль
> До "оспы" была диктатура пролетариата и отделы пропаганды при обкомах, в 60-х годах эти отделы были закрыты, так и "пошло заражение организма".

Ну, если пункты "вакцинации" закрыты, то ясен пень, жди эпидемии. Но более того, они закрылись, потому что не стало "фабрик" по производству вакцин.
Все как положено - единство и борьба:)
#44 | 07:02 28.02.2017 | Кому: RDV
> сюрприз для многих - платной 16 лет из 70

Это не сюрприз, так как за школу не платили, а два года после войны в ВУЗах - это если угодно - необходимость, потому что для СССР война в 1945 году не закончилась. Для суворовцев, учащихся в профтехучилищах образование было бесплатным, вместе с питанием и обмундированием. Что в итоге закончилось и высшее образование стало бесплатным всюду в СССР.
#45 | 07:04 28.02.2017 | Кому: Doom405
> они закрылись, потому что не стало "фабрик" по производству вакцин.

Они были закрыты, а не "закрылись", по распоряжению сверху, что так же является "динамитом" подложенным под фундамент Советской власти.
#46 | 07:06 28.02.2017 | Кому: ssb_4
> Тема сложная, здесь очень много намешано и бытовых обстоятельств, идеологии и амбиций разных людей. Образование имело явный перекос в сторону естественнонаучных знаний, гуманитарные дисциплины преподавались на ужасном уровне.

зато с нынешним образованием тема простая

нынешнее образование - полное говно

но почему-то предпочитают рассказывать про то, что было 30-40 лет назад и раньше
#47 | 07:09 28.02.2017 | Кому: Макар
> но почему-то предпочитают рассказывать про то, что было 30-40 лет назад и раньше

Вот это точно - всё именно так...чтобы увести от того что было и искажают, переписывают советскую историю. Потому что бояться, а вдруг народ захочет восстановить...для этого и ломают историю "на заказ".
#48 | 07:09 28.02.2017 | Кому: Сов спикуль
>Это не сюрприз, так как за школу не платили, а два года после войны в ВУЗах

В старших классах платили. И не два года, насколько я понимаю, а 16 лет.
#49 | 07:11 28.02.2017 | Кому: RDV
> И не два года, насколько я понимаю, а 16 лет

У меня другие сведения, ими и пользуюсь, от тех кто после войны пошёл учиться...в ВУЗ.
[censored]
#50 | 07:24 28.02.2017 | Кому: RDV
> Кстати, ТС, полный текст вотт тут:

Читал сегодня утром. Большой недостаток советского образования это Алексей Любжин
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.