Запуски Фальконов обходятся НАСА дороже, чем стоили Шаттлы

gosh100.livejournal.com — Подброшу немножко шокирующих цифр для фанатов Илона Маска и его ррреволюционной частной космонавтики. Которая якобы вот-вот удешевит полеты в космос в десятки раз и навсегда выкинет проклятую рашку (тм) с рынка.
Новости, Наука | дуремар 09:56 23.01.2016
52 комментария | 184 за, 3 против |
#1 | 10:09 23.01.2016 | Кому: Всем
Уже больше 10 минут висит, а комментариев экспертов ещё нет.
#2 | 10:11 23.01.2016 | Кому: Avokado
> Уже больше 10 минут висит, а комментариев экспертов ещё нет.

Суббота же. Эксперты обычно сидят в офисах пятидневку с 9 до 18
#3 | 10:11 23.01.2016 | Кому: Всем
один из комментариев:

> там вопрос не только в дороговизне. задача обратной посадки труднорешаема технически. на сегодняшний день это лоторея.


мне вот к примеру интересно как им удалось решить эту трудно-решаемую технически задачу в 60х годах при посадке лунного модуля на луну с 2-мя астронафтами и почему она стала трудно-решаема сейчас.
#4 | 10:12 23.01.2016 | Кому: hopstop
> и почему она стала трудно-решаема сейчас.

Просрали все полимеры. Развалил проклятый обамка империю.
#5 | 10:15 23.01.2016 | Кому: hopstop
> мне вот к примеру интересно как им удалось решить эту трудно-решаемую технически задачу в 60х годах при посадке лунного модуля на луну с 2-мя астронафтами и почему она стала трудно-решаема сейчас.

Разное ускорение свободного падения. Кроме того, условия абсолютно разные. Приземлиться и взлететь проще, чем взлететь и приземлиться.
#6 | 10:15 23.01.2016 | Кому: hopstop
> мне вот к примеру интересно как им удалось решить эту трудно-решаемую технически задачу в 60х годах при посадке лунного модуля на луну с 2-мя астрона[в]тами и почему она стала трудно-решаема сейчас.

Это наверное из-за того, что на Луне атмосферы нет.
#7 | 10:25 23.01.2016 | Кому: hopstop
> с 2-мя астронафтами

Кстати, не далее чем вчера узнал разницу между космонавтами и астронавтами. Космонавты летают в космос, а астронавты летают между звездами. Пиндосы, как обычно, себя переоценивают ))
Hamsterling
интеллектуал »
#8 | 10:30 23.01.2016 | Кому: hopstop
> мне вот к примеру интересно как им удалось решить эту трудно-решаемую технически задачу в 60х годах при посадке лунного модуля на луну с 2-мя астронафтами и почему она стала трудно-решаема сейчас.

Открывает, например, ту же википедию, и читаем.
Скорость, необходимая для того, чтобы аппарат покаинул космическое тело (улетел от него подальше), так же называемая "вторая космическая скорость":
Луна - 2.4 км/с
Земля - 11.2 км/с

Плотность атмосферы (которая мешает разгонятся, нагревая корабль тем сильнее, чем она (атмосфера) плотнее + колебания ветра):
Луна - 10Е-13 атм
Земля - 1 атм
Т.е. на луне в десять трилионов раз более разрежённая атмосфера, её там практически нет.

Глядя хотя бы на два этих показателя, можно понять, почему на луну садится и взлетать проще, чем с земли взлетать и садится.
#9 | 10:35 23.01.2016 | Кому: hopstop
> мне вот к примеру интересно как им удалось решить эту трудно-решаемую технически задачу в 60х годах при посадке лунного модуля на луну с 2-мя астронафтами и почему она стала трудно-решаема сейчас.

Лунные модули были одноразовые и двухступенчатые (для посадки и для возвращения на орбиту или сразу на Землю). Шаттл (3-я ступень) садился на крыльях, ускорители (1-я ступень) приводнялись на парашютах. По какой обкурке могло появиться ТЗ на посадку на маршевом двигателе 1-й ступени, и где здесь обнаружили снижение себестоимости - мне недоступно(
#10 | 10:38 23.01.2016 | Кому: sparrow_71
> По какой обкурке могло появиться ТЗ на посадку на маршевом двигателе 1-й ступени, и где здесь обнаружили снижение себестоимости - мне недоступно(

Пилят бабки. Но, что характерно, американцкие компании получают прибыль.
#11 | 10:38 23.01.2016 | Кому: Hamsterling
> Открывает, например, ту же википедию, и читаем.
> Скорость, необходимая для того, чтобы аппарат покаинул космическое тело (улетел от него подальше), так же называемая "вторая космическая скорость":
> Луна - 2.4 км/с
> Земля - 11.2 км/с
>
> Плотность атмосферы (которая мешает разгонятся, нагревая корабль тем сильнее, чем она (атмосфера) плотнее):
> Луна

без википедии.
Примерно, первая ступень ракеты разгоняет блок из второй и третьей ступеней и полезной нагрузки до скорости порядка 2+ км/с далее она отделяется и ее пробуют посадить. Сколько там удачных посадок? одна? При посадке используются все современные достижения электронной техники.
Лунный модуль тормозит со скорости 2+ км/с и садится. Все посадки удачные. При посадке использовалось что-то типа калькулятора электроника МК-51 :)
Regal
злостный антипрививочник »
#12 | 10:38 23.01.2016 | Кому: Всем
Когда в организации заводится такой хорек-комсомолец вроде Маска, на организации, как правило, можно сразу ставить крест. Таких нужно давить сразу, на месте.
#13 | 10:41 23.01.2016 | Кому: hopstop
> Лунный модуль тормозит со скорости 2+ км/с и садится. Все посадки удачные.
>

на луну.
#14 | 10:44 23.01.2016 | Кому: nbzz
> > Лунный модуль тормозит со скорости 2+ км/с и садится. Все посадки удачные.
> >
>
> на луну.

с людьми в 300+ тыс км от земли на аппарате собранном из говна и палок.
Hamsterling
интеллектуал »
#15 | 10:48 23.01.2016 | Кому: hopstop
> без википедии.

Именно поэтому я написал не только про вторую космическую скорость, но и про плотность атмосферы. Такого понятия как "боковой ветер" на Луне отсутствует (для посадки модуля). А на Земле это одна из серьёзнейших проблем.
RRB
Невменяемый »
#16 | 11:03 23.01.2016 | Кому: Всем
>Запуски Фальконов обходятся НАСА дороже, чем стоили Шаттлы

Т.к зеленые бумажки с портретом мертвых президентов печатают сами США, то это второстепенный вопрос.
Vascosoft
интеллектуал »
#17 | 11:16 23.01.2016 | Кому: Всем
Можно также сравнить стоимость запуска с помощью "Союза" (поделив стоимость всех носителей на количество запусков и прибавив стоимость всех НИОКР) и "Энергии" (то же самое с учетом единственного полета), тоже интересные цифры получатся.
#18 | 11:19 23.01.2016 | Кому: дуремар
> Эксперты обычно сидят в офисах пятидневку с 9 до 18

Просто лень объяснять элементарные вещи, которые на "Введении в специальность" изучают.
#19 | 11:23 23.01.2016 | Кому: hopstop
> с людьми в 300+ тыс км от земли на аппарате собранном из говна и палок.

Попытка надавить на эмоции? Факты - нет атмосферы(а следовательно ветра, который в разы усложняет задачу), ускорение свободного падения почти в 5 раз ниже.
#20 | 11:29 23.01.2016 | Кому: exolon
> Просто лень объяснять элементарные вещи, которые на "Введении в специальность" изучают.

эксперт? ну, не хочешь, не объясняй.
#21 | 11:35 23.01.2016 | Кому: дуремар
> эксперт?

Наверно, можно считать неплохо разбирающимся в вопросах ракет-носителей. Закончил МАИ, кафедра КиИЛА, несколько лет работал на космодроме, эти самые ракеты запускал.

Много времени провел на кафедре Э1 в бауманке.

Примерно так.
#22 | 11:55 23.01.2016 | Кому: Avokado
> Уже больше 10 минут висит, а комментариев экспертов ещё нет.

сегодня суббота, по субботам эксперты днём ещё в школе :)
#23 | 12:07 23.01.2016 | Кому: exolon
> Наверно, можно считать неплохо разбирающимся в вопросах ракет-носителей. Закончил МАИ, кафедра КиИЛА, несколько лет работал на космодроме, эти самые ракеты запускал.

ну скажи в двух словах, экономически оправданы посадки первой ступени на реактивной тяге или нет?
#24 | 12:14 23.01.2016 | Кому: sparrow_71
> ...По какой обкурке могло появиться ТЗ на посадку на маршевом двигателе 1-й ступени, и где здесь обнаружили снижение себестоимости - мне недоступно(

аналогично.
#25 | 12:27 23.01.2016 | Кому: дуремар
> экономически оправданы посадки первой ступени на реактивной тяге или нет?

Или нет.

Чиста на первый взгляд - РН приходится носить с собой лишнюю массу (сколько там масса стоек, амортизаторов? кажется тонны 1,5-2) Полезная нагрузка снижается, стоимость килограмма растет. При сходной массе обычные РН могут закинуть ПН больше и выше, а покамесь это основной показатель для ракет-носителей.

Второе, вот это самый излишек топлива для посадки, вещь весьма взрывоопасная, чуть нештатно ступень приземляется - видим бабах и пожар на платформе, то бишь нештатная ситуация, опасность для персонала.

Третье. При серийном изготовлении стоимость двигателей падает в разы. Даже если они одноразовые. Кстати, как вариант делать двигатели в странах третьего мира, вспомним адидас за 1$.

Считаем меня ретроградом, но по мне лучше на орбиту 20 тонн закинуть за один раз, одноразовой ракетой, чем 15+5 за два.

..Еще мысль вспомнил. На многоразовой ступени сомнительно использование чрезвычайно хороших компонентов ракетных топлив, как кислород и водород. Это к вопросу закидывать больше и дальше за недорого.
#26 | 12:31 23.01.2016 | Кому: exolon
> Считаем меня ретроградом, но по мне лучше на орбиту 20 тонн закинуть за один раз, одноразовой ракетой, чем 15+5 за два.

спасибо. лично у меня мнение с твоим совпадает.
#27 | 12:32 23.01.2016 | Кому: exolon
> Третье. При серийном изготовлении стоимость двигателей падает в разы. Даже если они одноразовые. Кстати, как вариант делать двигатели в странах третьего мира

я плюсую по всем пунктам, и добавляю - уже не надо в третьего, уже можно тут.
#28 | 13:02 23.01.2016 | Кому: exolon
> Считаем меня ретроградом, но по мне лучше на орбиту 20 тонн закинуть за один раз, одноразовой ракетой, чем 15+5 за два.

Ну я вот тоже ретроград, но среди меня бытует мнение, что в атмосфере окислитель возить не нужно. А самый расход топлива - это как раз атмосфера. Можно же ускорители на ВРД делать из отработавших авиадвигателей, которые потом на маленьких крылышках будут домой лететь.
Самое оно для маленьких грузов и какая никакая многоразовость.

> На многоразовой ступени сомнительно использование чрезвычайно хороших компонентов ракетных топлив, как кислород и водород. Это к вопросу закидывать больше и дальше за недорого.


кислород-водород, имхо, то самое лучшее, которое враг хорошего - стоит пиздецки дорого.
#29 | 13:26 23.01.2016 | Кому: Заключенный перат
> Можно же ускорители на ВРД делать из отработавших авиадвигателей, которые потом на маленьких крылышках будут домой лететь.

Скорости очень большие и высоты. Если использовать окислитель из атмосферы, то только ГПВРД даст нужную скорость и высоту. разработки велись и у нас и у американцев.

Обычные авиадвигатели это 20км и 3М, что для выхода в космос мало.

Посмотри до какой высоты и скорости работает первая ступень.
#30 | 13:35 23.01.2016 | Кому: exolon
> Обычные авиадвигатели это 20км и 3М, что для выхода в космос мало.

Ну дак делать не 3 ступени а 4.
По атмосфере как раз на 15 км 3м нужно. А дальше по старинке. ПН больше можно закинуть.
#31 | 13:54 23.01.2016 | Кому: Заключенный перат
> Ну дак делать не 3 ступени а 4.
> По атмосфере как раз на 15 км 3м нужно. А дальше по старинке. ПН больше можно закинуть.

Не потянут авиационные двигатели ракету. Им крылья нужны.
#32 | 14:19 23.01.2016 | Кому: Lion17
> Им крылья нужны.

Да и крылья особо не помогут. 3М на высоте 22км - это чуть меньше 1 км в секунду. А должно быть 2-3 км/c. Турбина дать столько не может. ЖРД может, ГПВРД может, ТРД не может.
#33 | 17:18 23.01.2016 | Кому: Hamsterling
> на луну садится и взлетать проще

- атмосфера помогает при посадке

- где на Луне оборудованные площадки для посадки?

- разгонять и тормозить приходиться массу, а не вес

- Солнечная радиация сильно нагревает корабль, а в тени космический холод и т.д.

так то, камрад
#34 | 17:20 23.01.2016 | Кому: Заключенный перат
> Приземлиться и взлететь проще, чем взлететь и приземлиться.


самое сложное - это посадка
#35 | 17:32 23.01.2016 | Кому: maik1956
> самое сложное - это посадка

Так, только есть разница садиться с полным баком и ПН или пустой и лёгкий на считанных процентах от полной тяги.
#36 | 19:06 23.01.2016 | Кому: Заключенный перат
> Ну дак делать не 3 ступени а 4.
> По атмосфере как раз на 15 км 3м нужно. А дальше по старинке. ПН больше можно закинуть.

стартовый вес протона-м 700 тонн, твой вариант позволит из этих 700 тонн убрать ну максимум 150 тонн, оставшиеся 550 тонн таки надо на реактивных двигателях, крыльях и колесах разогнать в нужном направлении до 0,6 км/с (пусть будет 2М хотя на мой взгляд даже это не достижимо).
Потом оно своими движками к имеющейся скорости 0.6 км/с добавит еще 7.3 км/с.
P.S. Ан-225 мог таскать 200 тонн со скоростью 850 км/ч (0,24 км/с) Остальные аэропланы таскают намного меньше.
#37 | 19:12 23.01.2016 | Кому: hopstop
> стартовый вес протона-м 700 тонн

Это тяжелая ракета, у маска немножко по меньше.

> надо на реактивных двигателях, крыльях и колесах разогнать в нужном направлении до 0,6 км/с.


Я говорил про вертикальный старт. Самолётный старт для выхода на орбиту не рационален. ИМХО его никогда не будет, если не изобретут принципиально новые движки.
#38 | 19:16 23.01.2016 | Кому: Заключенный перат
> > стартовый вес протона-м 700 тонн
>
> Это тяжелая ракета, у маска немножко по меньше.
>
> > надо на реактивных двигателях, крыльях и колесах разогнать в нужном направлении до 0,6 км/с.
>
> Я говорил про вертикальный старт. Самолётный старт для выхода на орбиту не рационален. ИМХО его никогда не будет, если не изобретут принципиально новые движки.

при вертикальном слишком быстро преодолеваются плотные слои атмосферы а далее все эти реактивные двигатели не актуальны
#39 | 19:35 23.01.2016 | Кому: hopstop
> при вертикальном слишком быстро преодолеваются плотные слои атмосферы а далее все эти реактивные двигатели не актуальны

Ну не так уж и быстро. Полно движков, которые работают сильно меньше 50 секунд.
#40 | 19:50 23.01.2016 | Кому: Заключенный перат
> Ну не так уж и быстро. Полно движков, которые работают сильно меньше 50 секунд.

зависит от ускорения, к примеру союзы стартуют с перегрузками до 7g
время = квадратный корень из ((2 х пройденный путь)/ ускорение)
высота плотных слоев 15000 метров (будем оптимистами)
ускорение пусть будет 6 * 9.8 = 58 м/с2
время = SQRT(2*15000/58)
т.е. 22 секунды дальше они как минимум теряют тягу :)

P.S. лол, за эти самые 15000 метров они при таком ускорении наберут 1.3 км/сек, что невозможно в принципе на данный момент. Короче умные люди посчитали и давно отбросили идею как нафиг не нужную.
jscbbo
Дурачок »
#41 | 19:54 23.01.2016 | Кому: дуремар
Все просто, деньги остаются в США и не кормят российскую космонавтику. А то что пуски дороже, то в контексте вышесказанного их не интересует.
Яркий пример "сланцевый проект", те же яйца вид сбоку.
#42 | 20:10 23.01.2016 | Кому: hopstop
> 22 секунды

Да хоть и 22 секунды. Сколько топлива сгорает за секунду у первой ступени? А из них 3/4 - окислитель. Вот и считай )))
#43 | 20:13 23.01.2016 | Кому: Заключенный перат
> Да хоть и 22 секунды. Сколько топлива сгорает за секунду у первой ступени? А из них 3/4 - окислитель. Вот и считай )))

ну при желании могу посчитать, но думаю что смысла в этом нет.
В любом случае весь реактивно-двигательный пепелац будет работать только до высот 15км и скорости 0.3-0.6 км/с, ну даст это небольшую экономию окислителя, керосина в любом случае сожрет либо больше либо столько-же плюс излишне усложненная конструкция :)
#44 | 20:17 23.01.2016 | Кому: hopstop
> P.S. лол, за эти самые 15000 метров они при таком ускорении наберут 1.3 км/сек,

2 маха в атмосфере летают. Быстрее - невыгодно.

Хотя есть конечно и такие, которые до 3600 м/с за 3 секунды набирают. )))

> Короче умные люди посчитали и давно отбросили идею как нафиг не нужную.


Умным людям это было не интересно. На этом диссертаций не защитишь и денег не заработаешь.
#45 | 20:27 23.01.2016 | Кому: Заключенный перат
> > Короче умные люди посчитали и давно отбросили идею как нафиг не нужную.
>
> Умным людям это было не интересно. На этом диссертаций не защитишь и денег не заработаешь.

думаю надо обратится к британским ученым.
#46 | 20:29 23.01.2016 | Кому: hopstop
> думаю надо обратится к британским ученым.

Обращайся, потом расскажешь )))
#47 | 20:41 23.01.2016 | Кому: jscbbo
И что? Где успешные сланцевые компании?
#48 | 20:59 23.01.2016 | Кому: дуремар
> И что? Где успешные сланцевые компании?

В цене на нефть.
jscbbo
Дурачок »
#49 | 21:21 23.01.2016 | Кому: дуремар
> Где успешные сланцевые компании?

Поствим вопрос по другому, где сейчас бюджет России? Сланцевый проект преследовал одну цель - обрушение цен на нефть.
#50 | 21:33 23.01.2016 | Кому: jscbbo
Это тебе божественное откровение было?
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.